(мотивированное решение изготовлено 16 мая 2011 г.) Дело № 2-265/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 10 мая 2011 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,
с участием помощника прокурора Детковой М.С., представителя заинтересованного лица Козлова С.В.,
при секретаре Подъячевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Артинского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации об оспаривании в части должностной инструкции начальника Финансового Управления Администрации Артинского городского округа,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Артинского района обратился в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на решение Главы Артинского городского округа, далее Глава, об оспаривании в части (пункта 2.2) должностной инструкции начальника Финансового Управления Администрации Артинского городского округа, далее должностная инструкция.
В заявлении прокурор указал, что Главой утверждена должностная инструкция начальника Финансового Управления Администрации Артинского городского округа, данная должность относится к главной должности муниципальной службы. Квалификационные требования по стажу к данной должности, закрепленные в пункте 2.2. должностной инструкции необоснованно занижены, противоречат пункту 2 части 4 статьи 8 закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области". Установление квалификационных требований в должностной инструкции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 "О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации" незаконно. В связи с чем, просит пункт 2.2. должностной инструкции признать противоречащим действующему законодательству, не подлежащим применению и не вступившими в законную силу, ответ Главы от ДД.ММ.ГГГГ № на протест прокурора Артинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на пункт 2.2. должностной инструкции признать противоречащим действующему законодательству, не подлежащим применению и не действительным.
Представитель заинтересованного лица Главы Артинского городского округа Козлов С.В. заявленные требования не признал, указав, что заявление прокурора Артинского района к Главе Артинского городского округа о признании пункта 2.2. должностной инструкции начальника Управления финансов Администрации Артинского городского округа противоречащим действующему законодательству является незаконным и необоснованным. Данные квалификационные требования установлены в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 "О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации". Требования к стажу работы начальника Финансового управления, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 более высокие, чем в законе Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ. Постановление Правительства РФ имеет более высокую юридическую силу, чем закон субъекта РФ.
Ознакомившись в судебном заседании с возражениями представителя заинтересованного лица, помощник прокурора Деткова М.С. согласилась с представленными доводами о законности пункта 2.2. должностной инструкции.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Главе Артинского городского округа поступил протест прокурора Артинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на пункт 2.2. должностной инструкции начальника Управления финансов Администрации Артинского городского округа, который был признан необоснованным, о чем было сообщено прокурору письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункта 1 Положения о Финансовом управлении Артинского городского округа, утвержденного решением Думы Артинского городского округа, Финансовое управление является функциональным финансовым органом Администрации Артинского городского округа. Пункт 11 данного Положения указывает, что Финансовое управление Администрации Артинского городского округа возглавляет начальник финансового управления, следовательно, он является руководителем финансового органа местной администрации.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, данным законом Правительству Российской Федерации даны специальные полномочия для установления исключительных требований к руководителям финансового органа местной администрации.
Постановление Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 "О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации", согласно которого к руководителю финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения содержит следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук;
б) наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет.
Таким образом, данным постановлением в целях обеспечения надлежащего профессионального уровня лиц, назначаемых на должность руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации и руководителя финансового органа местной администрации, а также в соответствии со статьей 26.22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 65 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации установило единые на всей территории Российской Федерации исключительные квалификационные требования к данным должностям государственной гражданской и муниципальной службы.
Пункт 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" устанавливает следующие типовые квалификационные требования к главным должностям муниципальной службы - высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стаж работы по специальности не менее пяти лет либо высшее профессиональное образование и исполнение полномочий не менее одного срока, установленного уставом муниципального образования, на постоянной или непостоянной основе лица, замещающего муниципальную должность и наделенного исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, а при отсутствии претендентов на замещение главных должностей муниципальной службы, соответствующих предъявляемым к ним требованиям к образованию и стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, - среднее профессиональное образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее десяти лет.
Суд, проанализировав квалификационные требования, закрепленные вышеуказанными нормативными правовыми актами пришел к выводу, что доводы прокурора на то, что в должностной инструкции содержаться необоснованно заниженные требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей начальника Финансового управления Администрации несостоятельны, по следующим основаниям.
Постановление Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 устанавливает обязательное требование - наличие стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет.
Пункт 1 части 2 статьи Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет должность руководителя – как должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий. Согласно части 4 данной статьи, должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. К руководителям следует отнести высшие и главные должности.
Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих», устанавливает стаж работы для высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности, для главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, для ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.
Статья 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определяет, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.
Следовательно, на муниципальном уровне должности руководителей также определены не менее главной должности.
Кроме того, "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 устанавливает для всех руководящих работников стаж работы на руководящих должностях или работы по специальности не менее 5 лет.
Таким образом, совокупный анализ вышеуказанных нормативных правовых актов, позволяют сделать вывод, что требования к стажу работы для руководителя финансового орган местной администрации, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 более высокие, чем в законе Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ.
Как установлено в судебном заседании, Указом Губернатора Свердловской области от 26.10.2010 N 945-УГ "Об утверждении Порядка назначения на должность руководителя финансового органа Свердловской области" пунктом 2 рекомендуется органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области утвердить порядок назначения на должность руководителя финансового органа местной администрации, предусматривающий осуществление с участием Министерства финансов Свердловской области проверки соответствия кандидата квалификационным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 N 608 "О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации".
В соответствии с чем, письмами Министерства финансов Свердловской области Главе Артинского городского округа указано, принимать на должность начальника Финансового управления только лиц, соответствующих квалификационным требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 "О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации".
Если исходить из общепринятых принципов разрешения правовых коллизий, то, во-первых, Постановление Правительства РФ имеет более высокую юридическую силу, чем закон субъекта РФ. Если нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу то применяется нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Согласно абзаца 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Кроме того, норма, содержащаяся в Постановлении Правительства РФ, является исключительной нормой, более специальной нормой по отношению к норме, которая содержится в законе Свердловской области и, следовательно, исходя из общеправовых принципов разрешения правовых коллизий, применяется исключительная норма.
Часть 12 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями данного Закона последние применяются в части, не противоречащей данному Закону. То есть, имеет основополагающее значение в системе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы функционирования местного самоуправления. Следовательно, коллизии, возникающие между положениями данного Закона и иных федеральных законов, решаются в пользу первого.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Заявление прокурора Артинского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации об оспаривании в части должностной инструкции начальника Финансового Управления Администрации Артинского городского округа, оставить без удовлетворения.
Признать решение Главы Артинского городского округа об отказе в удовлетворении протеста прокурора от 15 апреля 2011 года № 1063, законным.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Прибытков И.Н.
Копия верна: Прибытков И.Н.