Решение по делу 2-171_2011 от 25.04.2011 г. (вст. в зак. силу 05.07.2011 г.)



Дело № 2-171/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 25 апреля 2011 г.

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цивилева И.А.,

при секретаре Тукановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, представляющего интересы Ахметовой Г.З. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Артинского района Свердловской области, представляющий интересы Ахметовой Г.З., обратился с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании представитель прокуратуры Артинского района Деткова М.С. пояснила, что поводом для обращения прокурора в суд послужили следующие обстоятельства.

Ахметова Г.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Ахметовой Г.З.ФИО2 умер. Мать – ФИО1 также умерла. В 2007 г. Ахметова Г.З. была поставлена на учет в Администрации Артинского городского округа как нуждающееся в социальном жилье. Ее очередь в списке на внеочередное получение жилья - . В 2011 году Ахметова Г.З. обратилась в прокуратуру Артинского района с заявлением о защите ее жилищных прав, указав, что администрация Артинского городского округа поставила ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но до настоящего времени жилье так и не предоставили. Поскольку Ахметова Г.З. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет собственного жилья, не имеет возможности защитить свои нарушенные права, не обладая познаниями в юриспруденции, не имея средств для квалифицированной юридической консультации, обратилась в прокуратуру за защитой прав и законных интересов, что является основанием предъявления иска прокурором в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Ахметова Г.З. в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представители ответчика – Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебном заседании участия не принимали. Из представленного представителем ответчика С.А.Пономаревой отзыва явствует, что Минстрой Свердловской области не поддерживает требования прокурора об обязанности предоставления жилого помещения указанным лицам. Действительно, Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно утвержденному Правительством области Порядку обеспечения в 2011-2015 г.г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующие средства областного бюджета направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц. Получателем средств по данному коду распределения является СОГУ “Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства”, которое производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 г. должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в Фонд. Указанный Фонд направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещения с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием с органами государственной власти. Поскольку у Минстроя области нет таковых полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, то, по мнению представителя, в удовлетворении иска следует отказать. Представитель ответчика просил рассмотреть дело без его участия.

Представители ответчика – Администрации Артинского городского округа в судебном заседании участия не принимали, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в т.ч. и публично путем размещения информации о судебном разбирательстве по делу на сайте суда.

Представитель органа опеки и попечительства Сыропятова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала доводы прокуратуры Артинского района, действующей в интересах указанного гражданина.

Суд, выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Поскольку Ахметова Г.З. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности защитить свои нарушенные права, не обладая познаниями в юриспруденции, не имея средств для квалифицированной юридической консультации, обратилась в прокуратуру за защитой прав и законных интересов, что является основанием предъявления иска прокурором в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других фондов в соответствии с установленными нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).

Судом установлено, что Ахметова Г.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец Ахметовой Г.З.ФИО2, а также мать Ахметовой Г.З.ФИО1, умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти указанных лиц.

Как видно из распоряжения Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Ахметова Г.З. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо, оставшееся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается также и справкой администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ

Ахметова Г.З. обучалась с 2006 г. по 2008 г. в Артинском профессиональном училище по профессии повар, окончила ПУ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой, выданной директором АПУ А.Н.Кузнецовым, копией аттестата об основном общем образовании, свидетельством о присвоении квалификации.

Как видно из справки, выданной отделом “Артинское БТИ” СОГУП “Областной центр недвижимости” Свердловской области в собственности у Ахметовой Г.З. собственного жилья не имеется. Данное обстоятельство подтверждается также и выпиской их Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других фондов в соответствии с установленными нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).

Постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1469-ПП “Об утверждении областной целевой программы “Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011-2015 г.г.” утверждена подпрограмма 2 “Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения”. Данная Программа содержит план поэтапного обеспечения жильем указанной категории граждан с 2011 по 2015 г. Заказчиком данной программы является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 г. № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов о распределении жилых помещений осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области после получения от СОГУП “Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства” сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (п. 12).

Согласно ч. 2 ст. 50, частей 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства лица (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.

В соответствии с постановлением Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ “Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе” на территории Артинского городского округа установлена норма предоставления жилого помещения в размере не менее 18 кв. метров.

Указанные нормы, по сути, описывают механизм обеспечения истца жильем, при том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в данном случае подлежит возложению на орган местного самоуправления, как орган, осуществляющий учет и постановку на учет соответствующую категорию лиц, но за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае – Свердловской области.

Поскольку никто из ответчиков не оспаривал само право истца на предоставление жилого помещения, оспаривалась лишь конкретная обязанность того, либо иного субъекта, и время, то при установлении обязанности органа местного самоуправления предоставить жилое помещение с учетом описанного выше механизма предоставления жилья, жилое помещение на условиях социального найма подлежит предоставлению Ахметовой Г.З.

Как указано выше, такой правовой механизм по обеспечению истца жильем, по предоставлению жилья разработан, утвержден и действует в Свердловской области. Таким образом, требования закона в этой части исполнены в полной мере. Вместе с тем, существует безусловная обязанность органа местного самоуправления учесть всех нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Вследствие чего обязанность по предоставлению жилья с учетом разработанного правового механизма подлежит возложению на орган местного самоуправления.

Вместе с тем, учитывая, что обязанность органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения указанным лицам должна быть реализована совместно с обязанностью о приобретении такового жилого помещения, суд в целях реального исполнения судебного решения считает необходимым также возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению социального жилья для лиц, оставшихся без попечения родителей.

На основании ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области, представляющего интересы Ахметовой Г.З., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить полностью.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не меньше 18 кв. метров, благоустроенное, в черте поселка Арти Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств областного бюджета для Ахметовой Г.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Обязать муниципальное образование “Артинский городской округ” предоставить Ахметовой Г.З. на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение площадью не меньше 18 кв. метров, благоустроенное, в черте поселка Арти Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Свердловской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Цивилев И.А.