Решение по делу 2-289_2011 от 21.06.2011 г. (вст. в зак. силу 08.07.2011 г.)



(Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 г.) Дело № 2-289/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 21 июня 2011 г.

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,

при секретаре Подъячевой В.П.,

с участием помощника прокурора Гаиной Л.П.

истца Ромадовой Г.М.

представителя ответчика Козлова С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах Ромадовой Г.М. к Администрации Артинского городского округа о включении во внеочередной список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах Ромадовой Г.М. обратился с иском к Администрации Артинского городского округа, далее Администрация, о включении во внеочередной список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В исковом заявлении прокурор указал, что Ромадова Г.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и распоряжением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена в таковом качестве на учет в общий список. Дом, принадлежащий ей на праве собственности, находящийся по адресу <адрес> уничтожен в результате пожара, согласно акту обследования данного жилого помещения и заключению постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа сделано заключение, что данный жилой дом не подлежит капитальному ремонту ввиду высокой степени повреждения основных несущих и ограждающих конструкций и систем обеспечения. Жилой дом непригоден для проживания. Поэтому Ромадова Г.М. должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередной список в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Гаина Л.П. подтвердила заявленные требования в полном объеме.

Истица Ромадова Г.М. исковые требования подтвердила, указав, что на настоящий момент проживает в съемном жилье, сгоревший дом ремонту не подлежит и она с мужем разбирают данный дом на дрова, финансовая и физическая возможность восстановить или приобрести жилье у нее отсутствует.

Представитель ответчика Администрации Артинского городского округа Козлов С.В. заявленные требования не признал, указав, что оснований для постановки на учет Ромадовой Г.М. во внеочередной список не имеется. Поскольку ситуацию, которая сложилась, возникла по вине супруга истицы, необходимых мер заботливости и осмотрительности при содержании своего дома истица не производила, от переселения в маневренное жилье Ромадова Г.М. отказалась.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ от Ромадовой Г.М. в Администрацию Артинского городского округа поступило заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением Администрации от 19.11.2010 г. № 375 «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий» пунктом 1.9. она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в общий список.

Пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которого нуждающимися в жилье определяет лиц, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В Артинском городском округе постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Главы Артинского городского округа от 10.08.2007г. № 382 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе», распоряжением Администрации Артинского городского округа от 13.03.2009г. № 83 «Об утверждении административного регламента по постановке граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий в Администрации Артинского городского округа» с последующими изменениями.

Для решения вопроса признания гражданина нуждающимся в жилье и (или) улучшении жилищных условий необходимы документы, которые в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации подаются гражданином при подаче заявления о постановке на учет, и которые подтверждают право данного гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение о постановке на учет или об отказе в принятии на учет, на основании ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и представленного пакета документов. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (части 4,5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункта 10 и 11 пункта 1 статьи 31 Устава Артинского городского округа к полномочиям Администрации Артинского городского округа относится ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Полномочия о рассмотрении заявления граждан о постановке их на учет в качестве нуждающимися возложены на Рабочую группу Жилищной комиссии Администрации Артинского городского округа, далее Рабочая группа, которая создана Постановлением Администрации Артинского городского округа от 20.07.2010г. № 434 «О рабочей группе Жилищной комиссии Администрации Артинского городского округа по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий и снятии с такового учета».

Согласно раздела 3 Положения о Рабочей группе, Рабочая группа вправе принимать решения о постановке граждан на учет и об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье.

На основании решения Рабочей группы выносится распоряжение Администрации о постановке на учет или об отказе от постановки на учет.

Согласно раздела 2 Положения о Рабочей группе одной из основных задач Рабочей группы является организация ежегодного установления очередности граждан, состоящих в списках на получение жилья и улучшение жилищных условий, составление общего и внеочередного списков и утверждение их Главой Артинского городского округа.

Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Данное решение принимается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

При проведении обследования и признания жилого помещения пригодным или непригодным для проживания межведомственная постоянно действующая комиссия для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа, далее Комиссия, созданная постановлением Главы Артинского городского округа от 26.12.2008г. № 788 «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа», руководствуется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Суд, исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, считает, что в судебном заседании нашло подтверждение, что Ромадова Г.М. действительно является нуждающейся в жилье и подлежит постановке во внеочередной список граждан нуждающихся в жилье.

Актом обследования данного жилого помещения и заключением постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа от 03.05.2011г. установлено, что жилой дом по адресу <адрес> не подлежит капитальному ремонту ввиду высокой (более 70%) степени повреждения основных несущих и ограждающих конструкций (стен, перекрытий, крыши, оконных и дверных конструкций) и систем инженерного обеспечения, и непригоден для постоянного проживания.

Кроме того, как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и справки начальника отделения ГПН Артинского района в результате пожара жилой дом поврежден на 90%, надворные постройки уничтожены полностью.

Согласно показаний истицы Ромадовой Г.М. восстанавливать данный дом они не собираются ввиду отсутствия денежных средств, оба с мужем они являются пенсионерами и пенсии недостаточно для восстановления дома.

Доводы представителя ответчика суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

Как следует из материалов дела и показаний супруга истицы Ромадовой А.И. в действиях собственника дома и ее супруга отсутствовал умысел на уничтожение своего дома, данный дом они строили на протяжении многих лет, в пожаре уничтожено все их имущество, включая денежные средства и сельскохозяйственных животных. Во время пожара они временно отсутствовали дома и все электроприборы были выключены. Поэтому ставить им в вину причину возникновения пожара нет оснований.

Отсутствие договора страхования имущества, также подтверждает отсутствие умысла собственников на уничтожение данного дома, поскольку в данном случае средств от страхового возмещения они не получили и не предвидели, что может случиться пожар по данной причине. А поскольку средства от страховой выплаты отсутствуют, то восстановить данный дом также нет возможности.

Что касается отказа от заселения в маневренный жилой фонд, то согласно показаниям свидетеля Кетова П.В. – главы Артинской поселковой администрации и показаниям истицы, на тот момент, когда Ромадовой Г.М. было предложено жилье в маневренном жилом фонде по адресу: <адрес>, Ромадова Г.М. уже сняла для временного проживания жилье по <адрес>, который их больше устраивает, чем то маневренное жилье которое ей предлагалось.

Таким образом, суд считает, что нельзя ставить в вину Ромадовой Г.М. то, что она реализовала, закрепленное Конституцией Российской Федерации право гражданина выбирать место пребывания и жительства (статья 27).

Кроме того, согласно части 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Жилье в маневренном фонде, как и прочие специализированные жилые помещения, предназначено для временного проживания. Пользование такими жилыми помещениями осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения маневренного фонда.

Следовательно, как заселение в маневренный жилищный фонд, так и отказ от данного заселения не может являться основанием для отказа в постановке на учет во внеочередной список граждан нуждающихся в жилье.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Иск прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах Ромадовой Г.М. к Администрации Артинского городского округа - удовлетворить.

Обязать Администрацию Артинского городского округа включить Ромадову Г.М. во внеочередной список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Прибытков И.Н.

Копия верна: Прибытков И.Н.