Дело № 2-409/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Арти 16 августа 2011 г. Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цивилева И.А., при секретаре Беляковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Симинчинской сельской администрации Артинского городского округа о возложении обязанности УСТАНОВИЛ Прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к Симинчинской сельской администрации Артинского городского округа о возложении обязанности проведения в отношении гидротехнического сооружения преддекларационного обследования, проведения обучение персонала, обслуживающего ГТС. В судебном заседании помощник прокурора Артинского района Деткова М.С. подтвердила заявленные требования, указав, что прокуратурой Артинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) на территории Артинского района. В ходе проверки было установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ плотина, расположенная Петуховский пруд на реке Бардым в д. Верхний Бардым Артинского района является собственностью Артинского городского округа и передана в оперативное управление на баланс Симинчинской сельской администрации. В отношении данного гидротехнического сооружения в нарушение требований Федерального закона “О безопасности гидротехнических сооружений” не проведено преддекларационное обследование ГТС с целью определения необходимости его декларирования, а персонал, эксплуатирующий ГТС, своевременно не проходил обучение и не аттестован. В целях защиты прав неопределенного круга лиц и предотвращения чрезвычайных ситуаций прокурор просит обязать Симинчинскую сельскую администрацию произвести указанные выше действия. Представители ответчика – Симинчинской сельской администрации в судебном заседании участия не принимали. Глава администрации в телефонограмме, адресованной суду, пояснила, что с заявлением прокурора согласен, просит рассмотреть дело без участия представителей сельской администрации. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, т.е. определить. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки прокуратурой Артинского района проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) на территории Артинского района. В ходе проверки было установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ плотина, расположенная Петуховский пруд на реке Бардым в д. Верхний Бардым Артинского района является собственностью Артинского городского округа и передана в оперативное управление на баланс Симинчинской сельской администрации. В отношении данного гидротехнического сооружения в нарушение требований Федерального закона “О безопасности гидротехнических сооружений” не проведено преддекларационное обследование ГТС с целью определения необходимости его декларирования, а персонал, эксплуатирующий ГТС, своевременно не проходил обучение и не аттестован. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117 “О безопасности гидротехнических сооружений” - гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В нарушение требований ст. 9 названного Федерального закона, а также положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237 “Об утверждении Положения об эксплуатации ГТС” Симинчинской сельской администрацией Артинского городского округа, на балансе которой закреплено данное ГТС, не проведено преддекларационное обследование гидротехнического сооружения с целью определения необходимости его декларирования, персонал, эксплуатирующий ГТС, своевременно не проходил обучение и не аттестован в области безопасной эксплуатации ГТС. В соответствии с частью 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; Статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117 “О безопасности гидротехнических сооружений” установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации. В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора. Судом установлено, что в настоящее время гидротехническое сооружение, расположенное по адресу Петуховский пруд на реке Бардым в д. Верхний Бардым Артинского района Свердловской области эксплуатируется. В соответствии с положениями ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Исполнение требований Федерального закона о безопасности ГТС, проведение обследований гидротехнических сооружений, предшествующих их декларированию, организация обучения и аттестации персонала, ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС входит в полномочия собственника гидротехнического сооружения, то есть администрации Артинского городского округа. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. В соответствии с требованиями ст. 1 названного Закона № 7-ФЗ под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативными и иными нормативами в области окружающей среды. Из ответа администрации Артинского городского округа следует, что до настоящего времени преддекларационное обследование гидротехнического сооружения не проведено, ответственными лицами обучение не пройдено, следовательно, ответчиком не соблюдены правила безопасности гидротехнического сооружения при его эксплуатации. У гражданина должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не создастся опасность причинения вреда в будущем окружающей среде, здоровью и имуществу человека. Положения ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно. При невыполнении вышеуказанных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), право на здоровье, на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни здоровью граждан, в связи с несоблюдением администрацией Артинского городского округа требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативными и иными нормативами в области окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровья населения. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ Заявление прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Симинчинской сельской администрации Артинского городского округа о возложении обязанности, удовлетворить полностью. Возложить на Симинчинскую сельскую администрацию Артинского городского округа обязанность провести в отношении гидротехнического сооружения, расположенного Петуховский пруд на реке Бардым в д. Верхний Бардым Артинского района Свердловской области преддекларационное обследование с целью определения необходимости его декларирования, а также провести обучение и аттестацию персонала, эксплуатирующего гидротехническое сооружение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Цивилев И.А