Решение по делу 2-528_2011 от 26.08.2011 г. (вст. в зак. силу 04.10.2011 г.)



(Мотивированное решение от 31 августа 2011 года) Дело № 2-528/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 26 августа 2011 г.

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,

с участием помощника прокурора Сафронов С.В., представителя заинтересованного лица Козлов С.В.,

при секретаре Подъячевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Артинского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании подпункта 1 пункта 2 раздела 2 Положения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих органов местного самоуправления Артинского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Артинского района обратился в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на решение органа местного самоуправления, об оспаривании подпункта 1 пункта 2 раздела 2 Положения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих органов местного самоуправления Артинского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , далее Положение.

В заявлении прокурор указал, что подпунктом 1 пункта 2 раздела 2 Положения установлена обязанность муниципальных служащих Артинского городского округа осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации. В то же время подготовка, переподготовка и повышение квалификации в соответствии с пунктом 7 части 1 статья 11 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" это является правом муниципального служащего, а не его обязанностью. Вследствие этого данная норма незаконна. Кроме того, указывает, что данная норма содержит коррупциогенные факторы - выборочное изменение объема прав - и заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий. В связи с чем, просит подпункт 1 пункта 2 раздела 2 Положения признать противоречащим действующему законодательству, не подлежащим применению и не вступившими в законную силу, ответ исполняющего обязанности Главы Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на протест прокурора Артинского района от ДД.ММ.ГГГГ на подпункт 1 пункта 2 раздела 2 Положения признать противоречащим действующему законодательству, не подлежащим применению и не действительным.

В судебном заседании помощник прокурора Сафронов С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Главы Артинского городского округа Козлов С.В. заявленные требования не признал, указав, что заявление прокурора Артинского района к Администрации Артинского городского округа о об оспаривании подпункта 1 пункта 2 раздела 2 Положения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих органов местного самоуправления Артинского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , является незаконными и необоснованными. Пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривает обязанность муниципального служащего поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Данное Положение принято в пределах полномочий Администрации Артинского городского округа и не противоречит действующему законодательству.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Главе Артинского городского округа поступил протест прокурора Артинского района от ДД.ММ.ГГГГ на подпункт 1 пункта 2 раздела 2 Положения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих органов местного самоуправления Артинского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , который был признан необоснованным, о чем было сообщено прокурору письмом от ДД.ММ.ГГГГ .

Оспариваемое Положение обладает признаками нормативного правового акта, поскольку устанавливает нормы права для неопределенного круга лиц, издано управомоченным органом местного самоуправления, содержит нормы поведения, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере муниципальной службы.

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, называет: издание нормативного правового акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, разрешение данного дела должно осуществляться в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспариваемый пункт закрепляет принцип непрерывности и обязательности подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих как неотъемлемой части исполнения должностных обязанностей в соответствии с квалификационными требованиями по должности.

Данный принцип вытекает из пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", который предусматривает, что муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особое мастерство, приобретаемое и поддерживаемое в результате систематического и непрерывного образования.

В пункте 3 статьи 4 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым признается, что необходимым условием прохождения муниципальной службы является наличие у муниципального служащего, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации. Закрепляя обязанность муниципального служащего поддерживать необходимый уровень квалификации, Закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" признает, что для муниципальных служащих, находящихся на муниципальной службе, устанавливаются требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Поддержание уровня необходимой квалификации муниципальным служащим возможно путем профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и получения первого и (или) второго высшего образования.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 5 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Пункт 6 части 1статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" также предусматривает обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Статья 60 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы, так приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы является профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих (пункт 1 части 2).

Статья 32 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации" также определяет повышение квалификации муниципальных служащих одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы.

Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, вытекает из требования к гражданскому служащему исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. В этой связи в соответствии с ч. 2 ст. 62 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации" повышение квалификации гражданского служащего должно осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Часть 17 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает право представителя нанимателя при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с данным законом.

Частью 3 статьи 62 данного Федерального закона также установлено, что профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Кроме всего прочего, пункт 5 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" устанавливает, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Статья 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» говорит о том, что муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (пункты 1,2 части 1).

Таким образом, суд учитывая требования пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" который устанавливает взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации в отношении единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, а также проанализировав положения вышеуказанных норм права следует, что подготовка, переподготовка и повышение квалификации являются должностной обязанностью муниципального служащего, предусмотренная законом и нормативными правовыми актами.

Относительно доводов прокурора, что повышение квалификации является правом муниципального служащего, а не его обязанностью, то суд считает, что данные выводы сделаны в результате неправильного трактования норм права на основании нижеизложенного.

Пункт 7 части 1 статья 11 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает право муниципального служащего на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета, то есть на то, чтобы получать дополнительное профессиональное образование в виде повышения квалификации за счет местного бюджета. Что с одной стороны влечет корреспондирующую обязанность органов местного самоуправления - предусматривать в местном бюджете средства на повышение квалификации муниципальных служащих. Но в то же время не освобождает муниципального служащего от поддержания уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Поддержание уровня квалификации должно производиться путем дополнительного профессионального образования, которое включает в себя как повышение квалификации, так и профессиональную подготовку и переподготовку муниципальных служащих.

Как установлено в судебном заседании оспариваемое Положение было опубликовано в «Муниципальном вестнике» газеты «Артинские вести» от ДД.ММ.ГГГГ, который является согласно части 2 статьи 50 Устава Артинского городского округа источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов Артинского городского округа.

Статья 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Подпункт 8.1. части 1 статья 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Статья 3 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в части 1 устанавливает, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пункт 7 части 1 статьи 11 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что повышение квалификации производится в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.

Статья 6 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в пределах их компетенции в соответствии с федеральным законом определяют порядок исполнения муниципальным служащим обязанностей по должности муниципальной службы (пункт 4).

Пункт 4 Указа Губернатора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N 384-УГ "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Свердловской области" рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществлять организацию дополнительного профессионального образования муниципальных служащих с учетом Положения о дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Свердловской области.

Часть 1 статья 45 Устава Артинского городского округа предусматривает, что содержание должностных обязанностей муниципальных служащих, порядок исполнения ими должностных полномочий, информационного обеспечения, иных процедур, связанных с деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных служащих, устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления городского округа в соответствии с настоящим Уставом.

Из анализа вышеизложенных норм права следует, что утверждение положения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих органов местного самоуправления относится к компетенции органов местного самоуправления и принято в пределах полномочий Администрации Артинского городского округа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы прокурора относительно наличия в оспариваемой норме права коррупциогенных факторов: выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) и заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона, не нашли подтверждения в судебном заседании.

Следовательно, ответ исполняющего обязанности Главы Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на протест прокурора Артинского района от ДД.ММ.ГГГГ на подпункт 1 пункта 2 раздела 2 Положения о признании противоречащим действующему законодательству, является законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении заявления прокурора Артинского района об оспаривании подпункта 1 пункта 2 раздела 2 Положения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих органов местного самоуправления Артинского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

В удовлетворении заявления прокурора об оспаривании ответа исполняющего обязанности Главы Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на протест прокурора Артинского района от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Прибытков И.Н.

Копия верна: Прибытков