Решение по делу 2-9_2012 от 10.01.2012 г. (вст. в зак. силу 16.02.2012 г.)



(Мотивированное решение от 16 января 2012 года) Дело № 2- /2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 10 января 2012 г.

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цивилева И.А.,

при секретаре Мехоношиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Ахмадиевой Л. И. к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Артинском районе Свердловской области о признании незаконным отказа о включении в общий трудовой стаж для расчета пенсии периода работы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ

Ахмадиева Л.И. обратилась с иском к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости и признании права на трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании Ахмадиева Л.И. пояснила, что она в ДД.ММ.ГГГГ подала в УПФР в Артинском районе заявление о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования более 25 лет. Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью было отказано ввиду отсутствия у нее требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Ответчик не принял к зачету в стаж периоды нахождения ее в отпуске по учебе по заочной форме обучения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на курсах повышения квалификации, а именно периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. всего 10 месяцев 20 дней. С учетом не принятых к зачету периодов стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях образования составляет на дату подачи заявления в УПФР 25 лет 1 месяц 14 дней. По мнению истицы, данное решение ответчика противоречит действующему законодательству, ущемляет ее права, в т.ч. и право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем она просит признать незаконным отказ УПФР в назначении трудовой пенсии по старости и признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости по указанному в законе основанию.

Представитель УПФР в Артинском районе Кобзева Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против требований истца. Она пояснила, что решение УПФР в Артинском районе об отказе в назначении досрочной пенсии Ахмадиевой Л.И. было законным и обоснованным. По ее мнению, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Артинском районе правомерно не приняла в расчет для назначения Ахмадиевой Л.И. досрочной пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях Российской Федерации” периодов ее нахождении в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, т.е. всего 10 месяцев 20 дней. По ее мнению, по спорным периодам право истца на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, согласно которого действует разъяснение министерства труда от 22 мая 1996 г. № 5. В соответствии с данным разъяснением в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда не менее 80 % рабочего времени. Поскольку учеба по заочной форме в учебном заведении и далее на курсах повышения квалификации осуществлялась с отрывом от производства, работник за указанные дни не выполнял норму, что нельзя признавать полным рабочим днем. Относительно периодов курсов повышения квалификации также в льготный стаж по действующему законодательству не включаются указанные периоды. По Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, засчитываются периоды работы, дающей такое право, выполняемой постоянно в течение полного рабочего времени в календарном порядке. Поскольку Ахмадиева Л.И. в указанный период также не выполняла норму нагрузки и не работала, то оснований для учета этого периода также нет. Для учета стажа – 25 лет, истцу необходимо, в настоящее время доработать еще около девяти месяцев до 25 лет требуемого стажа.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Ахмадиевой Л.И. не имеется.

К такому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью первой ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Данная обязанность судом при подготовке дела к судебному разбирательству ответчику была разъяснена.

Представителем ответчика представлены суду доказательства, свидетельствующие об обоснованности принятого оспариваемого решения УПФР.

Судом установлен общий трудовой стаж Ахмадиевой Л.И. как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях не менее 25 лет.

Согласно представленной истцом трудовой книжке, а также расчетов, сделанных УПФР Артинском районе, в ее стаж педагогической деятельности входят периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности учителя начальных классов МОУ Артинской средняя общеобразовательная школа .

Данные периоды работ ответчиком были приняты в зачет на соответствующих видах работ Ахмадиевой Л.И., или 24 года 2 месяца и 24 дня.

Решением УПФР в Артинском районе от ДД.ММ.ГГГГ не были приняты в зачет периоды отпуска по учебе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период отпуска без сохранения заработной платы, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды курсов повышения квалификации – всего не принято в зачет 10 месяцев 20 дней.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Данная норма была закреплена и в Кодексе законов о труде РСФСР, действовавшем в период до ДД.ММ.ГГГГ (ст. 112), т.е. в спорный период нахождения истца на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Ахмадиева Л.И. находилась на курсах повышения квалификации без отрыва от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ пенсионного органа во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.

Относительно периодов отпусков по учебе, то эти отпуска не включаются в стаж педагогической деятельности в соответствии с Правилами исчисления периодов работ, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста в связи с осуществлением работы в определенных должностях и учреждениях. Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года, не предусматривают периода отпуска по учебе. Также в соответствии с указанными нормами не подлежит включению в специальный стаж период отпуска истца без сохранения заработной платы – в данном случае один день.

Также, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом п. 2 ст. 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положениями п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в п. 2 раздела “Наименование должностей” Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела “Наименование учреждений” Списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на ДД.ММ.ГГГГ у гражданина имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданин выполнял работу (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела “Наименование должностей” и в п. 2 раздела “Наименование учреждений” Списка.

Необходимость такого применения вышеприведенных норм пенсионного законодательства следует как из их буквального содержания, так и из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии”, а также из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года № 1014-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коноваловой А. П. на нарушение ее конституционных прав подп. “в” п. 8 и п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Из представленных документов по стажу работы Ахмадиевой Л.И. явствует, что на ДД.ММ.ГГГГ у нее имелся стаж 14 лет 3 месяца и 27 дней.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении искового заявления Ахмадиевой Л. И. к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Артинском районе Свердловской области о признании незаконным отказа о включении в общий трудовой стаж для расчета пенсии периода работы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в апелляционном порядке через Артинский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Цивилев И.А.