Решение по делу 2-52_2012 от 17.01.2012 г. (вст. в зак. силу 17.02.2012 г.)



Гражд. дело № 2-52/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    п. Арти 17 января 2012 г.

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Тукановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании решения Администрации Артинского городского округа,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Артинского района Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании решения органа местного самоуправления - Администрации Артинского городского округа. Заявление подано в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований прокурор Артинского района Загайнов И.В. указал, что при проведении проверки соответствия федеральному законодательству Постановления Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» установлено, что пунктом 3.5 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования установлено, что в ДОУ принимаются дети из списка общей очереди и льготной очередности в соотношении: -50% детей - из общей очереди; - 50% детей - из льготной очереди (в т.ч. внеочередная льгота и первоочередная льгота). Данный пункт противоречит действующему федеральному законодательству и ущемляет права граждан с первоочередным правом получения мест в детских дошкольных учреждениях, в связи с чем, должен быть изменен, поскольку ни Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ни другими федеральными нормативными актами первоочередное право сотрудника на получение мест в дошкольных учреждениях не ограничено, следовательно, не может быть ограничено и нормативными актами местного самоуправления. В связи с чем, он просит признать противоречащим действующему законодательству и не подлежащим применению пункт 3.5 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Артинского района Деткова М.С. поддержала заявленные требования.

Представитель Администрации Артинского городского округа Козлов С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные прокурором Артинского района требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, считая их необоснованным по следующим основаниям: согласно пункта 3.5. Положения «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети из списка общей очереди и льготной очерёдности в соотношении 50 % детей – из общей очереди и 50% детей из льготной очереди (в т.ч. внеочередная льгота и первоочередная льгота). Данная пропорция установлена для того, чтобы обеспечивать права и интересы как детей из льготной категории, так и детей, не имеющих льгот, а также для поддержания социальной справедливости и снятия социальной напряженности в обществе. Большой процент детей имеет льготы. В Артинском городском округе, и в особенности в поселке Арти существует неблагополучное положение по обеспечению мест в детских дошкольных учреждениях, потребность мест в детском саду составляет 518 мест. Со стороны органов местного самоуправления принимаются соответствующие меры по обеспечению мест в детских садах. Однако, экономическая ситуация не позволяет обеспечить всех нуждающихся местами в детском саду. Если исключить данный пункт, то детям, которые не имеют льгот, не будут предоставляться места в детских садах (поскольку до них просто не будет доходить очередь, ввиду большого количества льготников). Из 518 детей, нуждающихся в детском саду, 148 льготников (внеочередников и первоочередников), в 2011 году было распределено 78 мест в детских садах и во вновь введенном детсаду «Полянка» 46 мест. Если бы не была установлена данная пропорция, дети, не имеющие льгот, вообще не попали бы в детские сады. Однако, согласно части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. То есть, и дети, имеющие льготы, и дети, не имеющие льгот, должны иметь равные права на предоставление мест в детских садах. Согласно пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Полномочия по организации бесплатного дошкольного образования предоставлены органам местного самоуправления статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 31 Закона РФ «Об образовании». Постановление Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ было издано в пределах полномочий и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ

    Заслушав помощника прокурора, представителя Администрации Артинского городского округа, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

    Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Как видно из материалов гражданского дела, в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области поступило обращение Батуевой Е.С. о нарушении Управлением образования Артинского городского округа прав детей граждан, имеющих первоочередное право на устройство ребенка в детский сад в соответствии с Федеральным Законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Постановлением Администрации Артинского городского округа от 20.05.2011г. № 423 утверждено Положение «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», которое вступило в законную силу с момента опубликования в Муниципальном вестнике газеты «Артинские вести» ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункта 3.5. Положения «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети из списка общей очереди и льготной очерёдности в соотношении 50 % детей – из общей очереди и 50% детей из льготной очереди (в т.ч. внеочередная льгота и первоочередная льгота). При этом, согласно п. 3.1 Положения установлено, что внеочередным правом на прием в ДОУ пользуются дети прокуроров, следователей следственного комитета при прокуратуре, дети судей, дети граждан, подвергшихся воздействию радиации. Пунктом 3.2 Положения установлено, что первоочередным правом на прием в ДОУ пользуются: дети сотрудников милиции, дети военнослужащих, дети из многодетных семей, дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом.

Согласно ч.6 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке:

1) детям сотрудника полиции;

2) детям сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) детям сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

4) детям гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

5) детям гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

6) детям, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 5 настоящей части.

Таким образом, законом закреплено первоочередное право данной категории граждан на получение мест в детских дошкольных учреждениях.

Закрепленный в п.3.5 Положения «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» порядок предоставления мест в детских садах противоречит действующему законодательству и ущемляет права граждан, имеющих первоочередное право на устройство ребенка в дошкольное образовательное учреждение в соответствии с Федеральным Законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

На протест прокурора Артинского района из Администрации Артинского городского округа был получен ответ об его необоснованности.

    Доводы представителя Администрации Артинского городского округа о том, что установление пропорции 50 % детей – из общей очереди и 50% детей из льготной очереди обеспечивает права и интересы как детей из льготной очереди, так и детей, не имеющих льгот и способствует снятию социальной напряженности в обществе, суд рассматривает как несостоятельные, поскольку соблюдение интересов одной категории граждан невозможно за счет нарушения прав других лиц.

    Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривается признание недействительным акта государственного органа.

Суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

    Требования прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании решения Администрации Артинского городского округа удовлетворить.

    Признать противоречащим действующему законодательству и не подлежащим применению пункт 3.5 Положения «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ .

    Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционных жалоб, представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.

Судья Волкова Е.В.

Копия верна Волкова Е.В.