(Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2012 г.) Дело № 2-8/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 06 февраля 2012 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,
при секретаря Подъячевой В.П., Тукановой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пимановой Г. В. к Администрации Артинского городского округа о признании незаконными акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и о признании права на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛ
Пиманова Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Артинского городского округа о признании незаконными акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и о признании права на улучшение жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца Рухмалева Н.А. указала, что Пиманова Г.В. является инвалидом с детства с пожизненной 2-й группой и дочерью умершего участника Великой отечественной войны Плотникова В. Е.. В конце ДД.ММ.ГГГГ Пиманова Г.В. обратилась в Администрацию Артинского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с соответствующим пакетом документов. В настоящее время она знает, что Пиманову Г.В. поставили на учет ДД.ММ.ГГГГ в общий список. ДД.ММ.ГГГГ Пиманова Г.В. обратилась в Администрацию АГО с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения в соответствие с Федеральным Законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно письму Администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Пимановой Г.В. с пакетом документов было направлено в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, однако данные документы не были приняты, поскольку согласно акту и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий Пимановой Г.В. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не признан непригодным для проживания. По мнению представителя истца, указанные акт и заключение межведомственной комиссии являются незаконными, поскольку не соответствуют требованиям ст.43, 44, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Фундамент, стены, чердачное перекрытие, кровля, рамы и подушки жилого дома, а также сени и хозяйственные постройки находятся в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, Пиманова Г.В. ввиду инвалидности практически не ходит, возможности сделать ремонт у нее нет. В результате, действия Администрации АГО создают препятствие к осуществлению истцом своих прав и свобод. Представитель истца просит признать незаконными акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и признать за Пимановой Г.В. право на улучшения жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица Администрации Артинского городского округа Козлов С.В. заявленные требования признал частично, указав, что в части признания незаконными акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, он с доводами представителя истца соглашается и данные требования признает. Вместе с тем, если акт и заключение подлежат признанию незаконными, то доказательств для признании жилого помещения непригодным для проживания, стороной истца не представлено.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Пиманова Г.В. является инвалидом с детства 2-й группы, а также является дочерью умершего участника Великой отечественной войны Плотникова В. Е.. В собственности Пимановой Г.В. имеется жилой дом по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ постоянно действующая межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа, утвержденная постановлением Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа» провела обследование жилого дома в <адрес>, на предмет пригодности для постоянного проживания.
Как следует из акта обследования и заключения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащее Пимановой Г.В. жилое помещение ввиду ухудшения эксплуатационных характеристик основных несущих и ограждающих конструкций (фундаментов, стен, перекрытий, крыши) не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и требует капитального ремонта дома (подлив бетоном фундаментов, вычинка стен, укрепление чердачного перекрытия, выравнивание полов, ремонт крыши), демонтажа аварийных хоз.построек. Комиссия приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям.
Распоряжением Главы Администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ № Пиманова Г.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Пиманова Г.В. обратилась в Администрацию АГО с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения в соответствие со статьями 14,15,17,18,19,21 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно письму Администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Пимановой Г.В. с пакетом документов было направлено в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, однако данные документы не были приняты, поскольку согласно акту и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий Пимановой Г.В. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не признан непригодным для проживания.
Согласно п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу п. 3 ст. 2 названного Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнении п.3 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правительством РФ 28 января 2006 года было принято Постановление № 47, которым утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Органом местного самоуправления создана постоянно действующая межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа, на основании постановления Главы Артинского городского округа от 26.12.2008г. № 788 «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа».
В соответствие с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Судом установлено, что решение, принятое комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, действующей на основании указанного выше Положения, не соответствует требованиям данного нормативного акта.
Комиссией было принято два взаимоисключающих решения, а именно:
О признании жилого помещения ввиду ухудшения эксплуатационных характеристик основных несущих и ограждающих конструкций (фундаментов, стен, перекрытий, крыши) не отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и требующим капитального ремонта дома (подлив бетоном фундаментов, вычинка стен, укрепление чердачного перекрытия, выравнивание полов, ремонт крыши), демонтажа аварийных хоз.построек.
О необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям.
Перечень решений, которые может вынести комиссия, является исчерпывающим.
Кроме того, пунктом 47 Положения также предусмотрено, что при принятии решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта должно быть приведено технико-экономическое обоснование целесообразности проведения такового ремонта. Такое обоснование в заключении отсутствует, хотя актом от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что фундамент, стены, чердачное перекрытие, кровля, рамы и подушки жилого дома, а также сени и хозяйственные постройки находятся в неудовлетворительном состоянии. Данные выявленные факты при принятии решения о необходимости проведения капитального ремонта делали необходимым обосновать целесообразность проведения ремонта с точки зрения возможности восстановления в полном объеме эксплуатационных характеристик дома и сохранения безопасности для проживания в нем людей.
Установленные судом нарушения постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию жилого помещения истца пригодным (непригодным) для постоянного проживания, создали препятствия реализации жилищных прав Пимановой Г.В.
Вследствие чего акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются незаконными.
На ответчика подлежит возложению обязанность устранения указанных нарушений.
Исковые требования Пимановой Г.В. о признании за нею права на улучшение жилищных условий, удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представленные ответчиком доказательства, а именно акт и заключение постоянно действующей межведомственной комиссии, признаны судом не законными.
Судом истцу при рассмотрения дела, была разъяснена обязанность предоставления доказательств, подтверждающих заявленные требования.
Истец и ее представитель выразили желание провести независимую экспертизу по оценке состояния ее жилого дома, рассмотрение дела было отложено, однако впоследствии отказались от проведения экспертизы.
Других доказательств, свидетельствующих о непригодности жилого помещения для проживания, истцом не предоставлено.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Пимановой Г. В., удовлетворить частично.
Признать акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными.
Обязать орган местного самоуправления – Администрацию Артинского городского округа устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Пимановой Г. В. ее прав и свобод.
В удовлетворении исковых требований Пимановой Г. В. о признании права на улучшение жилищных условий – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Прибытков И.Н.
Копия верна: Прибытков И.Н.