Решение по делу 2-240_2012 от 28.04.2012 г. (вст. в зак. силу 02.06.2012 г.)



Гражд. дело № 2-240/2012

Мотивированное решение изготовлено 02.05.2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Арти 28 апреля 2012 г.

    Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Тукановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Е. В. и Чащихиной С. И. к Администрации Артинского городского округа и Управлению образования Артинского городского округа об обжаловании изменений, внесенных в список очередности детей в дошкольное образовательное учреждение,

УСТАНОВИЛ :

Кузнецова Е.В. и Чащихина С.И. обратились в суд с исками к Администрации Артинского городского округа и Управлению образования Артинского городского округа об обжаловании изменений, внесенных в список очередности детей в дошкольное образовательное учреждение.

В обоснование исков Кузнецова Е.В. и Чащихина С.И. указали, что Управлением образования Артинского городского округа в феврале 2012 года на официальном сайте Управления образования были размещены измененные списки очередности детей в дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ), в которых номер очереди ребенка Кузнецовой Е.В. - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был изменен с 26 на 89, а номер очереди ребенка Чащихиной С.И.ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был изменен с 3 на 71. С данными изменениями они не согласны, т.к. порядок предоставления мест детям в муниципальные дошкольные образовательные учреждения регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении». На территории Артинского городского округа разработано и действует Постановление Главы Артинского городского округа от 20.05.2011 г. № 423 «О Положении «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», с изменениями, внесенными Постановлением Главы Администрации Артинского городского округа от 25.01.2012 г. № 34, в соответствии с которым установлено, что комплектование ДОУ на новый учебный год производится с 1 мая по 1 июня текущего года. В данном постановлении в абзаце 2, пункта 2.1., раздела 2 прописано: «Отнесение ребенка к возрастной группе определяется на 1 сентября года, в котором производится распределение мест в ДОУ (на начало нового учебного года)». В Постановлении Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 подобного отнесения ребенка нет. На основании данного пункта и были внесены изменения в списки очередности. До размещения измененных списков ребенок Чащихиной числился в группе от 1 года до 2 лет за номером 3 (отнесение ребенка к возрастной группе определялось с 1 января по 31 декабря), в измененных списках он отнесен к группе от 2 до 3 лет за номером 71, ребенок Кузнецовой числился в группе от 1 года до 2 лет за номером 26, в измененных списках он отнесен к группе от 2 до 3 лет за номером 89. О данных изменениях ими не было получено надлежащего уведомления или разъяснения. При распределении мест в ДОУ в мае 2012 года они надеялись на получение места. Считают, что изменением номера очередности в ДОУ нарушено право их детей, закрепленное в Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, в связи с чем, просили отменить действие п. 2.1. раздела 2 Постановления Главы Администрации Артинского городского округа от 20.05.2011 г. № 423 в части «Отнесение ребенка к возрастной группе определяется на 1 сентября года, в котором производится распределение мест в ДОУ (на начало учебного года)», а также обязать Управление образования Артинского городского округа выделить место в ДОУ для их детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

    Определением Артинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Чащихиной С. И. к Администрации Артинского городского округа и Управлению образования Артинского городского округа об обжаловании изменений, внесенных в список очередности детей в дошкольное образовательное учреждение и гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Е. В. к Администрации Артинского городского округа и Управлению образования Артинского городского округа об обжаловании изменений, внесенных в список очередности детей в дошкольное образовательное учреждение объединены в одно производство.

     В судебном заседании Кузнецова Е.В. и Чащихина С.И. исковые требования поддержали, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении пояснив, что на день рассмотрения дела судом, ФИО1 находится в списке очередности под номером 91, а ФИО2 под номером – 74.

    Представитель ответчиков Администрации Артинского городского округа и Управлению образования Артинского городского округа Козлов С.В., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал, просил отказать Кузнецовой и Чащихиной в удовлетворении иска по тем основаниям, что Постановление Администрации Артинского городского округа от 20.05.2011г. № 423, которым было утверждено Положение «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», пунктом 2.1 которого был определен новый порядок комплектования детских садов о том, что отнесение ребенка к возрастной группе определяется на 1 сентября, является законным, обоснованным и принятым в пределах полномочий Администрации Артинского городского округа. Списки детей, стоящих в очереди в ДОУ, были скорректированы не только на основании постановления от 20.05.2011г. № 423, а также на основании постановления Главы Артинского городского округа за номером 34 от 25.01.2012 года, основанием для принятия которого, послужило вступившее в законную силу решение Артинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. При этом пояснил, что в поселке Арти существует неблагополучное положение по обеспечению мест в детских дошкольных учреждениях, потребность в детском саду составляет 600 мест. Со стороны органов местного самоуправления принимаются соответствующие меры по обеспечению мест в детских садах, в частности за период 2010-2011 годов введено более 170 мест, в 2012 году введен новый детский сад на 130 мест. Однако, экономическая ситуация не позволяет в полной мере в короткий промежуток времени обеспечить всех нуждающихся местами в детском саду. Считает, что права детей истцов не были нарушены, т.к. они действительно стоят в очереди: ФИО1 под номером 91 (возрастная группа от 2 до 3 лет), ФИО2 под номером 74 (возрастная группа от 2 до 3 лет). При этом список детей от 2 до 3 лет составляет 139 человек, из них льготников 48, количество мест в детских садах на 2012 – 2013 годы в данную возрастную группу (от 2 до 3 лет) будет составлять 48 человек, данные места будут предоставлены в порядке очередности. Таким образом, ФИО1 и ФИО2 предоставить место в детском саду не представляется возможности по объективным причинам, в виду того, что очередь до них не дошла.

Выслушав истцов Кузнецову и Чащихину, представителя ответчиков Козлова С.В., мнение помощника прокурора Артинского района Детковой М.С., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, изучив письменные материалы, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Частью 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения (п. 11 ч. 1 ст. 15).

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения.

В силу ст. 16 Закона РФ "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Полномочия органов местного самоуправления по организации бесплатного дошкольного образования закреплены статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 31 Закона РФ «Об образовании».

Согласно пункта 13 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа

Пунктом 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В целях реализации статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 31 Закона РФ «Об образовании», на территории Артинского городского округа до 07.06.2011г. действовало постановление Главы Артинского городского округа от 19.05.2008г. № 289 с последующими изменениями от 28.05.2008 г. № 315, которым был определен порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Данное Положение «О комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа» не содержало возраста отнесения детей к той или иной возрастной группе и списки детей при определении возрастной группы формировались с учетом их календарного возраста.

Постановлением Главы Администрации Артинского городского округа от 20.05.2011г. № 423, вступившим в силу 07.06.2011г., было утверждено Положение «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», которым был определен новый порядок комплектования детских садов, согласно данного порядка, отнесение ребенка к возрастной группе определяется на 1 сентября года, в котором производится распределение мест в ДОУ (на начало нового учебного года). Данная норма зафиксирована в п.2.1 раздела 2 указанного постановления, и оспаривается истцами.

     Согласно свидетельству о рождении, ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является истец – Чащихина С. И.. Как следует из материалов дела и на основании объяснений Чащихиной С.И. судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ она встала в очередь на предоставление места в ДОУ п. Арти ее ребенку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент постановки номер очереди составлял 38. При этом динамика движения очереди такова:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер общей очереди был 3; на момент обращения в суд – 71, на момент рассмотрения дела по существу – 74.

В соответствии с данными свидетельства о рождении, ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является истец по настоящему делу Кузнецова Е. В.. По материалам дела и из объяснений Кузнецовой Е.В. судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ она встала в очередь на предоставление места в ДОУ п. Арти ее ребенку ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент постановки номер очереди составлял 64. При этом динамика движения очереди такова: - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер общей очереди был 26; на момент обращения в суд – 89, на момент рассмотрения дела по существу – 91.

Суд не находит оснований для признания противоречащим действующему законодательству, не подлежащим применению пункта 2.1. раздела 2 Положения «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного Постановлением Главы Артинского городского округа от 20.05.2011 г. № 423 по следующим основаниям:

Согласно пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

На основании части 4 статьи 43 вышеуказанного закона глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

Согласно пункта 13 части 1 статьи 6 Устава Артинского городского округа данное полномочие также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, судом установлено, что Положение «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Артинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» издано в пределах полномочий Администрации Артинского городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное постановление вступило в законную силу с момента опубликования в «Муниципальном вестнике» газеты «Артинские вести» 07.06.2011г. Закрепленный в 2.1. раздела 2 Положения порядок комплектования ДОУ не противоречит действующему законодательству.

Поскольку комплектование дошкольных образовательных учреждений производится на основании законов и нормативных правовых актов, действующих на момент комплектования, а также вступившего в законную силу решения суда от 17.01.2012 года, были пересмотрены и списки очередности детей, состоящих в очереди на детские сады.

Согласно пункта 2.2. Положения о комплектовании, основанием для включения ребенка в список на получение путевки в детский сад является очередность регистрации по дате подачи заявления родителей (законных представителей) в Управление образования для постановки ребенка на учет, то есть, предоставление мест в детских садах осуществляется в порядке очередности, при этом учитываются граждане, обладающие внеочередным и первоочередным правом на обеспечение мест в детских садах, которые обеспечиваются местами ранее, чем граждане, не обладающие этими льготами, независимо от того, когда они встали на учет.

На момент рассмотрения дела дети истцов состоят в очереди в возрастной группе от 2 до 3 лет: ФИО2 под номером 74, ФИО1 под номером 91. Какие-либо льготы отсутствуют. Распределение мест в ДОУ будет осуществлено с 1 мая по 1 июня 2012 года.

Таким образом, дети Чащихиной С.И. и Кузнецовой Е.В. были поставлены на учет в соответствии с действующим законодательством, оснований для предоставления им как первоочередного, так и внеочередного места в детском общеобразовательном учреждении, не имеется.

Доводы истцов о том, что включение детей в другую группу и изменение номера очереди повлекло нарушение их прав, суд считает несостоятельными, т.к. установление очередности при предоставлении мест в детском саду не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, никаким образом не нарушает права истиц и их несовершеннолетних детей.

Из объяснений сторон в судебном заседании было установлено, что информация об изменениях в списке очередности, в связи с вступлением в законную силу нормативных актов, была опубликована на сайте Управления образования и доступна для всеобщего обозрения.

Из материалов дела объективно усматривается, что истцам Чащихиной С.И. и Кузнецовой Е.В. не отказано в реализации права их детей ФИО2 и ФИО1 на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав не создано, распределение мест в ДОУ будет произведено в будущем, предоставление истцам места для их детей незамедлительно повлекло бы незаконное нарушение прав других граждан, стоящих в очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что право истцов и их детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование не нарушено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е. В. и Чащихиной С. И. к Администрации Артинского городского округа и Управлению образования Артинского городского округа об обжаловании изменений, внесенных в список очередности детей в дошкольное образовательное учреждение – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционных жалоб в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.

Судья Волкова Е.В.

Копия верна Волкова Е.В.