Дело № 2-797/2010 года
Мотивированное решение составлено 12 ноября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2010 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Нигматзяновой О.А.,
с участием представителя истца Артемовского городского прокурора Новиковой Ю.Е.,
представителя ответчика администрации Артемовского городского округа Вагиной О.С.,
при секретаре Кодочиговой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах Бальчук Тамары Никитичны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации Артемовского городского округа, первому заместителю главы администрации Артемовского городского округа Иванову Александру Сергеевичу о признании постановления администрации Артемовского городского округа от 04 мая 2010 года № 508-ПА в части снятия с учета Бальчук Тамары Никитичны незаконным, обязании администрацию восстановить Бальчук Тамару Никитичну в списке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в прежней очередности,
У С Т А Н О В И Л:
Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Бальчук Тамары Никитичны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к администрации Артемовского городского округа (далее администрация АГО), о признании постановления администрации Артемовского городского округа от 04 мая 2010 года № 508-ПА в части снятия с учета Бальчук Тамары Никитичны незаконным, обязании администрацию восстановить Бальчук Тамару Никитичну в списке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в прежней очередности.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен первый заместитель главы Артемовского городского округа Иванов А.С. (л.д. 2-4).
Как следует из заявления Артемовского городского прокурора (л.д. 6) Артемовской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В ходе проверки установлено, что 19 марта 2010 года Бальчук Т.Н. обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении ей квартиры в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Бальчук Т.Н. была признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет в качестве таковой в соответствии с постановлением администрации Артемовского гисолского округа № 353-ПА от 01 апреля 2010 года.
Однако, согласно постановлению администрации Артемовского городского округа от 04 мая 2010 года № 508-ПА Бальчук Т.Н. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. Основанием послужило разъяснение Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07.
Снятие Бальчук Т.Н. с учета является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п.8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 года) установлено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. З ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны относится, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, Бальчук Т.Н. имеет право на получение льгот и мер социальной поддержки, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны.
В силу п. 3 Порядка обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно заявлению Бальчук Т.Н. от 08 сентября 2010 года в защиту её прав на получение жилья в суд она просит обратиться Артемовского городского прокурора. Основания для обращения в суд в интересах Бальчук Т.Н. в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеются, поскольку она в силу возраста и состояния здоровья не может защищать свои права самостоятельно и нуждается в особой защите со стороны государственных органов.
Истец Бальчук Т.Н. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, согласно заявлению, просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 33).
Представитель истца Артемовского городского прокурора- Новикова Ю.Е., в судебном заседании на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении настаивала, просила восстановить Бальчук Т.Н. срок для обращения в суд с настоящим иском, поскольку истец Бальчук Т.Н., 1924 года рождения, в преклонном возрасте, юридических познаний не имеет, не знала о своем праве на обращение с заявлением в суд о признании оспариваемого постановления незаконным.
Представитель ответчиков администрации, первого заместителя главы администрации АГО Иванова А.С.- Вагина О.С., действующая на основании доверенности № 3394/2010 (л.д. 26, 37), с иском не согласилась, доводы, изложенные в письменном отзыве поддержала.
Согласно письменному отзыву администрации Артемовского городского округа на исковые требования прокурора (л.д. 39-40), Бальчук Т.Н. обратилась в администрацию Артемовского городского округа о единовременной денежной выплате для оплаты строительства или приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12 ноября 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» и доставила документы, необходимые для произведения выплаты и подтверждающие нуждаемость в предоставлении жилого помещения. Документы, подтверждающие имущественное положение заявителя для расчета дохода в целях признания его малоимущим в соответствии с Областным законом от 22 июля 2005 № 96-03 «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» не предоставлялись. Постановлением администрации Артемовского городского округа от 01 апреля 2010 № 553-ПА Бальчук Т.Н. была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имущественное положение Бальчук Т.Н. не учитывалось.
Бальчук Т.Н. имеет удостоверение, подтверждающее ее право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, документы, подтверждающие ее инвалидность в администрацию Артемовского городского округа не предоставлялись.
Сформированное учетное дело Бальчук Т.Н. передано для проверки с СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» возвратил личное дело со ссылкой на разъяснения Министра Регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 №10496- СК/ 07, согласно которым несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» жильем не обеспечиваются, решение вопроса об обеспечении Бальчук Т.Н. жильем можно лишь на общих основаниях, как малоимущей в порядке очередности, после постановки на учет нуждающихся в жилье.
В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 № 40, указанное Министерство, как федеральный орган исполнительной власти, вправе давать официальные разъяснения.
Согласно полученным разъяснениям и в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации Бальчук Т.Н была снята с учета постановлением администрации Артемовского городского округа от 04 мая 2010 № 508-ПА.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 5 Закона Свердловской области от 22 июля 2005 года № 97-03 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» определен перечень документов, необходимых при постановке на учет в качестве малоимущих граждан.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Указанный закон не является специальным законом, устанавливающим льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», действующей в редакции на момент принятия на учет и снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилья Бальчук Т.Н., не содержало ссылки на то, что при обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета участников ВОВ не учитывается его имущественное положение, такое дополнение было внесено Федеральным законом от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», который вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 07 мая 2010), т.е. уже после того, как Бальчук Т.Н. была снята с учета. Повторно с заявлением о принятии на учет Бальчук Т.Н. в администрацию Артемовского городского округа не обращалась.
Таким образом, оспариваемое прокурором постановление было издано в соответствии с действующим законодательством. Снятие с учета Бальчук Т.Н. было произведено в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законодательно не внесены изменения в статьи 2 и 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (специальный закон), в которых установлен перечень лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и обеспечении жильем, в указанный перечень не внесена та категория граждан, к которой относится Бальчук Т.Н., хотя изменения в закон вносились в период со дня издания Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ неоднократно - более 20 раз. Оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. Оспариваемый правовой акт является законным, т.е. принят в соответствии с предоставленными полномочиями и в соответствии с действующим на момент издания законом.
Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны на территории Свердловской области определен постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 № 357-ПП.
Указанным постановлением определено, что органы местного самоуправления осуществляют лишь формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Фактически обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны осуществляет Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из заявления Бальчук Т.Н. от 08 сентября 2010 года, она просит обратиться в суд в ее интересах, так как считает, что ее незаконно сняли с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку она является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря. Самостоятельно в суд обратиться не может по состоянию здоровья, в связи с возрастом (л.д. 7).
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации Бальчук Тамара Никитична родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Бальчук Т.Н. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением (л.д. 21).
Согласно справке Службы безопасности Украины от 31 января 1994 года № 71-Б-9443 (л.д. 18), из частично сохранившихся архивных материалов Бальчук (Павлова) ДД.ММ.ГГГГ рождения, 30 апреля 1942 года была угнана на принудительные работы в Германию. Где работала чернорабочей, освобождена в мае 1945 года ( л.д. 18).
Судом установлено, что Бальчук Т.Н. была постановлена на учет граждан, нуждающихся в жилищных помещениях в соответствии со ст. 49, 51, 56, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа в список инвалидов и участников ВОВ, СПВ, участников и инвалидов военных действий на территориях других государств (л.д. 8-9).
Из п. 2 постановления первого заместителя главы администрации Артемовского городского округа А.С. Иванова № 508-ПА от 04 мая 2010 года «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» следует, что Бальчук Т.Н. была снята с учета нуждающихся в жилье в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основание письмо Министерства Регионального развития Российской Федерации г. Москва от 19 марта 2010 № 10496- СК/07.
Согласно письму первого заместителя главы администрации Артемовского городского округа А.С. Иванова от 22 апреля 2010 года № 1190/24 в адрес Бальчук Т.Н., следует, что после предоставления Бальчук Т.Н. пакета документов оформленное личное дело было передано для проверки в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Фонд возвратил личное дело со ссылкой на разъяснения Министра регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07. Решение вопроса об обеспечении Бальчук Т.Н жильем возможно лишь на общих основаниях, как малоимущей в порядке очередности. После постановки на учет нуждающихся в жилье (л.д. 12).
Согласно письму заместителя министра Регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года № 10496 -СК/07 следует, что пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Вместе с тем, законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, в случае принятия на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» не подлежат (л.д. 13-16).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу п. 20 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из п. 1, п.п. 1 п. 6 ст. 29.1 Устава Артемовского городского округа, принятого решением Артемовской Думы № 530 от 16 июня 2005 года, главой администрации городского округа является лицо, назначаемое на должность главы администрации городского округа по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Глава администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения.
Согласно распоряжению главы Артемовского городского округа № 32/к от 17 сентября 2007 Иванов А.С. назначен на должность муниципальной службы Артемовского городского округа- первым заместителем главы администрации Артемовского городского округа.
Таким образом, полномочия первого заместителя главы администрации АГО Иванова А.С. на издание оспариваемого постановления подтверждены в судебном заседании.
Согласно заявлению Бальчук Т.Н. просит предоставить ей квартиру, признана нуждающейся в жилье по состоянию на март 2010 года (л.д.17).
Из совокупности справок Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области Артемовского отдела и Филиала СОГУП «Артемовское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (л.д. 19, 20), сведения о наличии жилья у Бальчук Тамары Никитичны не зарегистрированы.
Согласно справке муниципального учреждения Артемовского городского округа от 04 марта 2010 года Бальчук Т.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес> совместно с внуком ФИО
Между указанными лицами 21 сентября 2005 года заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 3 Порядка обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 200 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. З ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Суд не может согласиться с позицией ответчиков о том, что ранее указанная выше норма права не содержала ссылки на то, что при обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета участников ВОВ не учитывается его имущественное положение, такое дополнение было внесено Федеральным законом от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», который вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 07 мая 2010), т.е. уже после того, как Бальчук Т.Н. была снята с учета, поскольку в силу ст. 2 Федерального закона от 06 мая. 2010 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветерана» действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Таким образом, п. 2 постановления первого заместителя главы администрации Артемовского городского округа от 04 мая 2010 года № 508-ПА Иванова А.С. «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Бальчук Тамары Никитичны с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения не основан на законе, нарушает жилищные права Бальчук Т.Н., которая имеет право на получение льгот и мер социальной поддержки, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны.
Судом установлено, что Бальчук Т.Н. пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления № 508-ПА от 04 мая 2010 года. Установить точную дату получения постановления № 508-ПА Бальчук Т.Н. не представилось возможным. Судом установлено, что по заданию прокуратуры Свердловской области о проведении проверки реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 29 июля 2010 года, Артемовской городской прокуратурой проведена проверка. В ходе проверки выявлен факт неправомерного снятия с учета граждан, нуждающихся в жилье- Бальчук Т.Н. 09 сентября 2010 года прокурор обратился в суд в интересах Бальчук Тамары Никитичны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с иском к администрации Артемовского городского округа (далее администрация АГО), о признании постановления администрации Артемовского городского округа от 04 мая 2010 года № 508-ПА в части снятия с учета Бальчук Тамары Никитичны незаконным, обязании администрацию восстановить Бальчук Тамару Никитичну в списке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в прежней очередности, что подтверждается входящим штампом (л.д. 6). В силу преклонного возраста- 85 лет, юридической неграмотности, Бальчук Т.Н. не могла защитить свои жилищные права, таким образом, суд полагает, что причины пропуска срок для обращения в суд с заявлением являются уважительными и восстанавливает указанный выше срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Восстановить Бальчук Тамаре Никитичне срок для обращения в суд заявлением об оспаривании постановления первого заместителя главы администрации Артемовского городского округа Иванова Александра Сергеевича № 508-ПА от 04 мая 2010 года, признать причины пропуска срока уважительными.
Признать пункт второй постановления первого заместителя главы администрации Артемовского городского округа Иванова Александра Сергеевича № 508-ПА от 04 мая 2010 года в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях Бальчук Тамары Никитичны незаконным.
Обязать администрацию Артемовского городского округа восстановить Бальчук Тамару Никитичну в списке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в прежней очередности.
Мотивированное решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента его составления через Артемовский городской суд.
Судья: О.А. Нигматзянова