решение от 14.12.2010 г. по делу №2-968/2010 об обязании установить ежемесячную выплату пособия на проезд автотранспортом



Д. № 2-968/2010

Мотивированное РЕШЕНИЕ изготовлено 20.12.2010.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2010 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе судьи Ермаковой В.В., с участием истца Горинова Г.Б., истца Гориновой Г.С., представителя ответчика ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Артемовскому району Мухаметзяновой Т.Г., представителя третьего лица ГУ УПФР Касаткиной Ю.В., при секретаре Болгасовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Горинова Г.Б. и Гориновой Г.С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Артемовскому району об обязании ответчика выплачивать ежемесячное пособие на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта в сумме 303 рубля взамен ежегодного пособия на указанный выше проезд в сумме 660 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Горинов Г.Б. и Горинова Г.С. обратились в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Артемовскому району (далее - ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Артемовскому району) об обязании выплачивать ежемесячное пособие на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта в сумме 303 рубля взамен ежегодного пособия на указанный выше проезд в сумме 660 рублей (л.д.2-3 д. 2-968/2010 и л.д. 2-3 д. 2-959/2010).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Артемовский).

По ходатайству истца Горинова Г.Б., поддержанному Гориновой Г.С., с согласия ответчика и третьего лица рассмотрение обоих исков соединены в одно производство (л.д.44).

В судебном заседании Горинов Г.Б. и Горинова Г.С. исковые требования поддержали и пояснили, что Горинов Г.Б. является ветераном труда с 1988 года, с 2006 года - инвалидом <данные изъяты>. Горинова Г.С. является ветераном труда с 1987 года, с 2002 года - инвалидом <данные изъяты>. Как инвалиды они получают ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ). В то же время, они являются ветеранами труда. Истцы считают, что имеют право на получение мер социальной поддержки, установленные как федеральным законом, так и законом субъекта Российской Федерации. Полагают, что они имеют право отказаться от части набора социальных услуг, в частности от бесплатного проезда проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования, пригородных маршрутах, которую они получают как инвалиды, и заменить ее аналогичной социальной услугой, которая будет им предоставлена как ветеранам труда на основании ст. 11 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области». Данная позиция изложена и в Постановлении Уставного Суда Свердловской области от 25.03.2010. Просят обязать ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Артемовскому району предоставить ежемесячное пособие на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта в сумме 303 рубля взамен ежегодного пособия на указанный выше проезд в сумме 660 рублей.

Представитель ответчика ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Артемовскому району Мухаметзянова Т.Г., действующая на основании доверенности, исковые требование не признала в полном объеме, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., инвалидам предоставлялось право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ с 01.01.2005г. ряд норм Федерального закона № 181-ФЗ, в том числе и статья 30, признаны утратившими силу, в то же время закон дополнен статьей 28.1, предусматривающей ежемесячную денежную выплату. Таким образом, действуя в рамках принципов, установленных Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ федеральный законодатель произвел замену натуральных льгот для инвалидов (в том числе и льготу по бесплатному проезду) наденежную компенсацию, назвав ее ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), которая выплачивается инвалидам Пенсионным фондом. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) с 01.01.2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда (статья 22) являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. С 01.02.2009 г. Законом Свердловской области от 26.12.2008 № 137-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (подпункт 22) вместо установленного ранее для ветеранов бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов было введено ежемесячное пособие на проезд. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Аналогичная норма содержится в статье 13 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которой, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Горинов Г.Б. и Горинова Г.С. В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ являются получателями единовременной денежной выплаты. На основании Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) с 01.01.2005 г. инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренного ст. 6.2. данного закона и включающего: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Просят в иске отказать.

Представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в г. Артемовский Касаткина Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истцов не поддержала, поскольку истцы являются инвалидами, в связи с чем получают ЕДВ в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995. Согласно пунктам 1 и 7 ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Горинову с 02.02.2006, Гориновой с 01.01.2005 назначена и выплачивается ЕДВ как инвалидам. Просит в иске отказать.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Горинов Г.Б. и Горинова Г.С. являются инвалидами. Горинов Г.Б. является инвалидом <данные изъяты>, Горинова Г.С. является инвалидом <данные изъяты> (л.д. 7).

Горинов Г.Б. и Горинова Г.С. в настоящее время зарегистрированы как получатели мер социальной поддержки по Федеральному закону № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Горинов Г.Б. с 01.04.2010 получает ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты> (л.д. 66).

Горинова Г.Б. с 01.04.2010 получает ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты>, в том числе ЕДВ - <данные изъяты>, набор социальных услуг по п. 1 ч.1 ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ от 17.07.1999 в размере <данные изъяты>. От набора социальных услуг,, предусмотренных п.2 ч.1 ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ от 17.07.1999 (бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно) Горинова отказалась (л.д. 85).

Горинов Г.Б. и Горинова Г.С. имеют звание «Ветеран труда» (удостоверения на л.д. 7).

Согласно положениям ст. ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации, предусматривающих основы социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан, а также положений ст. 72 Конституции Российской Федерации разграничена компетенция по вопросам социальной защиты и социального обеспечения населения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., инвалидам предоставлялось право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (статьи 26, 63, 124) изменен принцип установления системы мер социальной защиты инвалидов. Новая система предоставления мер социальной поддержки предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) с 01.01.2005г. меры социальной поддержки ветеранов труда (статья 22) являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В порядке реализации полномочия по установлению мер социальной поддержки ветеранов был принят Закон Свердловской области от 25.11.2004г. № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области». Но для ветеранов труда сохранена форма предоставления мер социальной поддержки (в частности проезд) в натуральном виде.

И только с 01 февраля 2009 года Законом Свердловской области от 26.12.2008 № 137-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (подпункт 22) вместо установленного ранее для ветеранов бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов было введено ежемесячное пособие на проезд.

Таким образом, существовавшая до 1 января 2005 года как для инвалидов так и для ветеранов, льгота по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, для инвалидов стала частью ЕДВ с 01.01.2005 г., а для ветеранов труда только с 01.02.2009г. обрела денежную форму -ежемесячное пособие на проезд.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Аналогичная норма содержится в статье 13 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которой, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При этом на основании Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) с 01 января 2005 года инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренного ст. 6.2. данного закона и включающего: 1) дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии со ст. 6.5. настоящего Закона оплата гражданину социальных услуг производится в размере 641 руб. в месяц, в том числе на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение - 570 руб., на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте и обратно - 71 руб. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Получателем ежемесячного пособия на проезд как ветеран труда в соответствии с подп. 2-1 ч. 1 ст. 11 Закона Свердловской области от 25.11.2004г. № 190-03 Горинов Г.Б. и Горинова Г.С.не являлись.

Порядок и условия назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008г. № 1428-ПП, определяют условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд отдельным категориям граждан, поименованным в пункте 2, и именно в отношении этих категорий пунктом 9 определены случаи прекращения выплаты уже назначенного пособия на проезд.

В соответствии с постановлением Уставного Суда Свердловской области от 25.03.2010г. и постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2010г. № 593-ПП подпункт 4 пункта 9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд признан утратившим силу.

Поскольку данная норма не определяла право граждан на меру социальной поддержки, условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд не изменились.

Ежегодное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, установленное постановлением Правительства свердловской области от 30.12.2008г. № 1426-ПП, в размере 600 рублей в 2009 году и в размере 660 рублей в 2010 году является дополнительной мерой социальной поддержки для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и не распространяется на категории лиц, меры социальной поддержки которых предусмотрены Законом Свердловской области от 25.11.2004г. № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что вид социального обеспечения в виде получения ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством полностью компенсирует ранее установленные в натуральной форме льготы, в том числе 50-процентную льготу по оплате услуг связи, бесплатное изготовление и зубных протезов, бесплатный проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси).

Действующее федеральное законодательство не предусматривает для инвалидов права бесплатного проезда на транспорте городского и пригородного сообщения, меры социальной поддержки инвалидов в сфере транспортного обслуживания являются дополнительными мерами к мерам, определенным федеральным законодателем.

В связи с тем, что Горинов Г.Б. и Горинова Г.С. получают денежный эквивалент данных льгот в составе ЕДВ как инвалиды, а действующее законодательство не предусматривает одновременное получение социальных льгот лицами, являющимися одновременно инвалидами и ветеранами труда, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Горинову Г.Б. и Гориновой Г.С. в удовлетворении иска к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Артемовскому району об обязании ответчика выплачивать ежемесячное пособие на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта в сумме 303 рубля взамен ежегодного пособия на указанный выше проезд в сумме 660 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, которое изготовлено 20.12.2010 г.

Судья: Ермакова В.В.