Дело № 2- 1120/2010
Мотивированное РЕШЕНИЕ изготовлено 31.12.2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2010 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ермаковой В.В., с участием представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю., представителя ответчика ООО «Артемовский железобетонный завод» Сазонова В.А., представителя третьего лица ГУСН Свердловской области «Артемовский центр занятости» Новикова О.Р., при секретаре Болгасовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Артемовского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Артемовский железобетонный завод» в месячный срок после вступления в законную силу решения суда по данному иску создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности работников предприятия и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Артемовский центр занятости»,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском. Как указано в иске на л.д. 2-3, Артемовской городской прокуратурой проведена проверка по факту неисполнения законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Артемовский железобетонный завод» нарушает требования закона и неопределенного круга инвалидов. Проверкой установлено, что среднесписочная численность работников ООО «Артемовский железобетонный завод» составляет 252 человека, что превышает 100 человек.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Организациям, расположенным на территории Свердловской области численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников, п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005№ 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях расположенных на территории Свердловской области».
Квота для трудоустройства инвалидов в ООО «Артемовский железобетонный завод» составляет 7 рабочих мест.
Однако как установлено в ходе проверки указанная квота на предприятии не исполняется. Так, по состоянию на 01.12.2010 года, в счет установленной квоты на предприятии трудоустроен 1 инвалид, иные рабочие места для трудоустройства инвалидов на предприятии, в нарушение требований ст.24 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не созданы. Указанные действия общества с ограниченной ответственностью
«Артемовский железобетонный завод» являются незаконными и ущемляют права и
законные интересы инвалидов в области занятости, гарантированные
законодательством Российской Федерации. При этом установить конкретный круг
лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным по причине возможного
изменения социального статуса граждан, их занятости.
Прокурор просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Артемовский железобетонный завод» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет
установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности
работником предприятия и направить указанную информацию в Государственное
учреждение занятости населения Свердловской области «Артемовский центр
занятости».
Помощник Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Сазонов В.А. иск не признал, пояснив суду, что на предприятии тяжелое производство, все рабочие места с тяжелыми условиями труда, поэтому рабочие места для инвалидов создать невозможно в связи с противопоказаниями инвалидов к тяжелым условиям труда. При этом представитель ответчика признал, что аттестация рабочих мест на предприятии не произведена и не представить доказательства того, что все рабочие места имеют противопоказания к работе на них инвалидов. Представитель ответчика также пояснил, что все направляемые на предприятие центром занятости населения инвалиды имели медицинские противопоказания на данном производстве.
Представитель третьего лица Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Артемовского центра занятости» Новиков О.Р. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержал, пояснив суду, что обязанность создавать и выделять рабочие места для приема на работу инвалидов предусмотрена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд находит, что исковые требования Артемовского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 24.11.1995 №181-
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для
организации занятости инвалидов.
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество
рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной
численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых
работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении,
организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают
граждане указанной категории.
Из копии информации ООО «Артемовский железобетонный завод» о количестве работающих инвалидов (л.д.19), нaOOO «Артемовский ЖБЗ» в настоящее время работает один инвалид ФИО1, <данные изъяты>, направленный ГУЗН «Артемовский центр занятости» на специально выделенное рабочее место для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты.
Из копии информационных писем ГУ ЗН Свердловской области«Артемовский центр занятости» от 03.09.2010г. № 419 (л.д.3) следует, что OOO «Артемовский ЖБЗ» не выполнило установленную квоту для приёма на работу инвалидов за август 2010г., так при среднесписочной численности работников предприятия 250 человек, установлена квота в количестве 8 рабочих мест, невыполнение установленной квоты 6 человек.
Из копии информационных писем ГУ ЗН Свердловской области«Артемовский центр занятости» от 08.10.2010г. № 469 (л.д.4) следует, что OOO «Артемовский ЖБЗ» не выполнило установленную квоту для приёма на работу инвалидов за сентябрь 2010г., так при среднесписочной численности работников предприятия установлена квота в количестве 7 рабочих мест, невыполнение установленной квоты 6 человек.
Из копии информационных писем ГУ ЗН Свердловской области«Артемовский центр занятости» от 03.11.2010г. № 505 (л.д.5) следует, что OOO «Артемовский ЖБЗ» не выполнило установленную квоту для приёма на работу инвалидов за октябрь 2010г., так при среднесписочной численности работников предприятия установлена квота в количестве 7 рабочих мест, невыполнение установленной квоты 6 человек.
Из копии информационных писем ГУ ЗН Свердловской области«Артемовский центр занятости» от 07.12.2010г. № 551 (л.д.6) следует, что OOO «Артемовский ЖБЗ» не выполнило установленную квоту для приёма на работу инвалидов за ноябрь 2010г., так при среднесписочной численности работников предприятия установлена квота в количестве 7 рабочих мест, невыполнение установленной квоты 6 человек.
На основании вышеизложенного видно, что указанная квота на предприятии не исполняется.
Из копии ответа OOO «Артемовский ЖБЗ» Артемовскому городскому прокурору Сидорук А.Ю. от 13 декабря 2010 г. № 439 (л.д.7) следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Артемовский ЖБЗ» выпускает железобетонные изделия, что относится к категории тяжелых и вредных условий труда, и весь персонал практически работает в таких условиях.
Суд дает критическую оценку вышеизложенному, поскольку данныйдовод о том, что производство на OOO «Артемовский ЖБЗ» тяжелое, не подтверждается никакими доказательствами со стороны ответчика.
Из копии ответа OOO «Артемовский ЖБЗ» Артемовскому городскому прокурору Сидорук А.Ю. от 13 декабря 2010 г. № 439 также следует, что в Постановлении Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 года № 246-ПП говорится: «Направлять в организации Свердловской области инвалидов для трудоустройства в счет установленной квоты, с учетом их профессиональной и квалификационной пригодности». Службой занятости населения в адрес ООО «Артемовский ЖБЗ» неоднократно направлялись для трудоустройства определенные категории не трудоспособных граждан, но по заключению медико-социальной экспертизы, у них были определенные противопоказания для трудоустройства на предприятии (л.д.7). Суд дает критическую оценку вышеизложенному, посколькудовод представителя ответчика Сазонова В.А. о том, что в адрес ООО «Артемовский ЖБЗ» неоднократно направлялись для трудоустройства определенные категории не трудоспособных граждан, но по заключению медико-социальной экспертизы, у них были определенные противопоказания для трудоустройства на предприятии, не подтверждается никакими доказательствами со стороны ответчика.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за январь 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.26), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 256 человек, размер установленной квоты 8 рабочих мест, работало в счет квоты 2 человека, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 6 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за февраль 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.27), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 235 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работало в счет квоты 2 человека, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 5 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за март 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.28), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 227 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работало в счет квоты 2 человека, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 5 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за апрель 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.29), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 220 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работало в счет квоты 2 человека, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 5 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за май 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.30), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 220 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работало в счет квоты 2 человека, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 5 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за июнь 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.31), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 235 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работал в счет квоты 1 человек, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 6 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за июль 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.32), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 240 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работал в счет квоты 1 человек, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 6 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за август 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.33), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 250 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работало в счет квоты 2 человека, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 5 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за сентябрь 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.34), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 248 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работал в счет квоты 1 человек, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 6 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за октябрь 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.35), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 245 человек, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работал в счет квоты 1 человек, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 6 человек.
Из копии информации ООО «Артемовский ЖБЗ» о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за ноябрь 2010 г., предоставленной директору ГУ ЗН М.Е. Кротову (л.д.36), следует, что при среднесписочной численности работников ООО «Артемовский ЖБЗ» в количестве 243 человека, размер установленной квоты 7 рабочих мест, работал в счет квоты 1 человек, таким образом, не было трудоустроено в счет установленной квоты 6 человек.
Таким образом, на протяжение всего 2010 года ООО «Артемовский ЖБЗ» знало о наличии установленной квоты, но не выполняло требование закона о соблюдении вышеуказанной квоты по созданию рабочих мест для инвалидов. Аттестация рабочих мест на предприятии не проведена, поэтому у ответчика нет доказательств тому, что условия труда тяжелые и на них не применим труд инвалидов. Доказательств того, что условия труда не соответствуют по медицинским противопоказаниям направленным для трудоустройства инвалидам, не представлено.
Хотя имеется приказ Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области от 4.10.2010 г. № 485, которым утвержден перечень организаций, расположенных в Свердловской области, которым устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на 2010 г., в который ООО «АЖБЗ» не включен, однако, указанный приказ не имеет отношение к заявленным требованиям, поскольку в приведенных прокурорам в исковом заявлении законе и постановлениях речь идет о квоте для трудоустройства инвалидов на уже имеющиеся рабочие места, пригодные для работы инвалидов, а в приказе Департамента госслужбы занятости населения Свердловской области речь идет о создании специальных рабочих мест для инвалидов.
При данных обстоятельствах суд находит иск законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Артемовского городского прокурора удовлетворить: обязать Общество с ограниченной ответственностью «Артемовский железобетонный завод» в месячный срок после вступления в законную силу решения суда по данному иску создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности работников предприятия и направить информацию о создании указанных рабочих мест в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Артемовский центр занятости».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 31.12.2010
Судья: Ермакова В.В.