решение об обязании предоставить жилое помещение



Дело № года

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Нигматзяновой О.А.,

с участием истца Сушкина Д.В.,

представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Упоровой К.С.,

при секретаре Мельник Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Сушкина <данные изъяты> к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации Артемовского городского округа об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Сушкина Д.В. с иском к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации Артемовского городского округа об обязании главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в течение 2010 года выделить и перечислить на счет Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» денежные средства, необходимые для приобретения жилого помещения Сушкину <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

об обязании получателя средств областного бюджета Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2010 года на основании государственного контракта приобрести в г.Артемовском Свердловской области для предоставления Сушкину Д.В. жилое помещение соответствующее установленным социальным нормам;

об обязании собственника имущества Правительство Свердловской области в течение 2010 года безвозмездно передать из казны Свердловской области в собственность Артемовского городского округа жилое помещение, приобретенное Свердловским областным государственным учреждением за счет средств областного бюджета для Сушкина Д.В.;

об обязании администрацию Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность из казны Свердловской области жилого помещения, приобретенного для предоставления Сушкину Д.В. заключить с Сушкиным Д.В. договор социального найма указанного жилого помещения.

Как следует из искового заявления (л.д. 2-5) Артемовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Сушкина Д.В., в ходе которой установлено, что Сушкин Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Артемовского районного суда <адрес> его родители ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав.

Постановлением главы администрации г. Артемовского от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты> Сушкин Д.В. был определен <данные изъяты> школу- интернат на полное государственное обеспечение, в котором воспитывался и обучался ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обучался в профессиональном училище <данные изъяты> <адрес>.

Постановлением главы муниципального образования «Артемовский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка на выделение жилой площади, постановки на учет нуждающихся в жилищных условий, замене ордеров на занимаемую жилую площадь» Сушкин Д.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 данного Закона лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом № 159- ФЗ.

Согласно требованиям ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Приложением № 5 строкой 270 Закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 год» от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ и постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646- ПП, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов по разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1003 «Социальное обеспечение», целевой статье 5053600 «Обеспечение жилым помещением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения».

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое направляет средства бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений путем их перечисления на лицевой счет Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства (далее Фонд).

Согласно требований Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющими закрепленного жилого помещения», за счет средств областного бюджета Фонд заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и на основании данных контрактов перечисляет средства областного бюджета застройщикам (продавцам).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и затем передаются безвозмездно в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное заявление предъявляется Артемовским городским прокурором в интересах Сушкина Д.В., который в силу своего социального статуса, отсутствия необходимых юридических познаний, возможности оплаты квалифицированной юридической помощи и государственной пошлины, имеющий на иждивении малолетнего ребенка не имеет возможности осуществить защиту своих прав и законных интересов самостоятельно.

Истец Сушкин Д.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что у него в собственности жилого помещения не имеется. Он проживает с семьей в квартире, принадлежащей родственникам жены. Его родители были лишены родительских прав. Он включен в список детей- сирот, нуждающихся в жилом помещении за номером 1.

Представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Упорова К.С. на исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, пояснила, что Сушкин Д.В. не имеет в собственности жилого помещения, состоит на учете в администрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Представитель ответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, предоставил в суд письменный отзыв, согласно которому в соответствии с Законом Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 год», на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тысяч рублей.

Правительство Свердловской области в данной сфере, в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год.

Согласно Областному Закону от 10 апреля 1995 года № 9- ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законными, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 1999 года № 499- ПП «Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области» функции по управлению государственным и казенным имуществом Свердловской области возложены на министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Таким образом, требования к Правительству Свердловской области, в том числе, передать из казны Свердловской области жилое помещение, собственником которого является Свердловская области, а не Правительство Свердловской области, не отвечает положениям действующего областного законодательства, и не представляется, каким образом такое решение может быть исполнено Правительством Свердловской области.

При этом Порядок, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646- ПП, регламентирует всю процедуру перечисления средств и осуществления действий по обеспечению детей- сирот жильем, в частности порядок приобретения и передачи в муниципальную собственность, который в свою очередь должен соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, Областному закону от 10 апреля 1995 года № 9-ОЗ.

Представитель ответчика администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, предоставил в суд заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Из письменного отзыва, предоставленного администрацией Артемовского городского округа, на исковое заявление прокурора следует, что администрация исковые требования не признает в полном объеме по следующим основаниям: распределение приобретенных (построенных) жилых помещений производится распоряжением Правительства Свердловской области по сформированным органами местного самоуправления спискам нуждающихся в предоставлении жилья детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сформированный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Артемовскому городскому округу администрацией Артемовского городского округа направлен в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Сушкин Д.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Артемовского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ, очередь № в сводном списке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, предоставил в суд письменный отзыв, согласно которому СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является ответчиком по искам, связанным с обязанностью предоставить жилое помещение, поскольку уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, в сумме 229 370 тыс. рублей, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей- сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей- сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1995 года № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей - сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является органом исполнительной власти по месту жительства Сушкина Д.В., а также распорядителем средств областного бюджета. Предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, является государственным учреждением и действует по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Сушкин Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В список детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Артемовскому городскому округу администрацией включен под № 1.

СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», исходя из суммы средств, предусмотренных областным бюджетом на 2010 год на строительство жилых помещений для детей- сирот ДД.ММ.ГГГГ заключило государственный контракт на строительство жилых помещений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения №-ГК. В соответствии с указанным контрактом построено 7 жилых помещений, в настоящее время ведутся работы по оформлению правоустанавливающих документов на субъект- Свердловскую область.

Требование об обязании ответчиков предоставить жилое помещение в установленные сроки (в течение 2010 года) неисполнимо, так как действия по приобретению в государственную собственность объектов недвижимости и их передаче зависят, в том числе, от действий федеральных органов государственной власти, истцом не учитываются сроки, установленные Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, а также сроки, необходимые для строительства жилых помещений (учитывая, что уже по заключенным государственным контрактам срок завершения строительства не может быть ранее второго квартала 2011 года).

Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчиков.

Суд, заслушав истца, представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно ст. 8 ч. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ч. 2 п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Сушкин Д.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО3 и ФИО4 в отношении <данные изъяты> сына Сушкина Д.В. (л.д. 10).

Постановлением главы администрации г. Артемовского от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты> Сушкин Д.В. был определен <данные изъяты> школу- интернат на полное государственное обеспечение (л.д. 9 об.), в котором воспитывался и обучался с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой на л.д. 13.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сушкин Д.В. обучался в профессиональном училище <данные изъяты> <адрес>, что следует из диплома об образовании на л.д. 9.

Постановлением главы муниципального образования «Артемовский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка на выделение жилой площади, постановки на учет нуждающихся в жилищных условий, замене ордеров на занимаемую жилую площадь» Сушкин Д.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях (л.д. 14). Согласно списку детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Артемовскому городскому округу Сушкин Д.В. указан под № № (л.д. 31).

Таким образом, Сушкин Д.В. как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющий собственного жилья (л.д. 11, 12, 12 об), имеет право на обеспечение жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам во внеочередном порядке из жилищного фонда субъекта Российской Федерации (ч. 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646- ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 381 894,1 тыс. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета 40024,1 тыс. рублей, в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям- сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Исходя из данных положений, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, согласно предоставленным Правительством Свердловской области полномочиям, осуществляет направление средств областного бюджета на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распределение жилых помещений указанным лицам, после чего они безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма в соответствии с п. 8 указанного Порядка.

Таким образом, суд возлагает на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения, соответствующего установленным социальным нормам для предоставления Сушкину Д.В. По мнению суда, выделение и перечисление денежных средств является самим процессом приобретения, и, указание в решении суда на производство поэтапных действий нет необходимости.

Суд не находит оснований для возложения соответствующей обязанности на Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», поскольку согласно п. 6 указанного выше Порядка, деятельность Фонда носит производный от функций Министерства строительства и архитектуры Свердловской области характер и сводится к размещению заказов на строительство жилья для указанной категории граждан, ввиду чего в части иска к указанному органу следует отказать.

В силу ч. 1 ст. 5 Областного закона от 10 апреля 1995 года № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» Свердловская область в соответствии с федеральным и областным законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей имущества. Субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени Свердловской области имущественные права и обязанности, являются высшие органы государственной власти Свердловской области - Законодательное Собрание Свердловской области, Губернатор Свердловской области и Правительство Свердловской области.

Последующая передача жилого помещения в муниципальную собственность должна осуществляться на основании соответствующего решения уполномоченного собственником жилого помещения органа- Правительство Свердловской области, в связи с чем требование прокурора об обязании Правительство Свердловской области передать жилое помещение в муниципальную собственность Артемовского городского округа так же представляется законным и обоснованным, как и требование к администрации Артемовского городского округа заключить с Сушкиным Д.В. договор социального найма на приобретенное для него жилого помещения.

Требование Артемовского городского прокурора об установлении срока для исполнения решения суда для ответчиков в течение 2010 года не может быть удовлетворено, поскольку на момент вынесения решения суда срок для исполнения данных обязанностей составляет менее одного месяца, что делает решение суда заведомо неисполнимым в течение указанного прокурором срока.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, соответствующее установленным социальным нормам в г. Артемовском Свердловской области для предоставления Сушкину <данные изъяты>.

Обязать собственника имущества Правительство Свердловской области безвозмездно предать из казны Свердловской области в собственность Артемовского городского округа жилое помещение, приобретенное за счет средств областного бюджета для Сушкина <данные изъяты>

Обязать администрацию Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность из казны Свердловской области жилого помещения, приобретенного для предоставления Сушкину <данные изъяты>, заключить с Сушкиным <данные изъяты> договор социального найма указанного жилого помещения.

В остальной части требований отказать.

Мотивированное решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента его составления путем подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд.

Судья: О.А. Нигматзянова