РЕШЕНИЕ
именем российской федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Нурсафиной Ю.Р., с участием Артемовского городского прокурора Сидорука А.Ю., истца Столбовой Н.А., представителя Администрации Артемовского городского округа Молчановой Л.В., при секретаре Белоусовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по иску Артемовского городского прокурора в интересах Столбовой <данные изъяты> к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации Артемовского городского округа об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Столбовой Н.А. с исковыми требованиями об обязании главного распорядителя средств областного бюджета Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в течение 2010 г. выделить и перечислить на счет Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального строительства» денежные средства, необходимые для приобретения жилого помещения Столбовой Н.А., обязать получателя средств областного бюджета Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального строительства» в течение 2010 г. на основании государственного контракта приобрести для предоставления Столбовой Н.А. жилое помещение соответствующее установленным социальным нормам, обязать собственника имущества Правительство Свердловской области в течение 2010 г. безвозмездно передать из казны Свердловской области в собственность Артемовского городского округа жилое помещение, приобретенное Свердловским областным государственным учреждением за счет средств областного бюджета для Столбовой Н.А., обязать администрацию Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность и казны Свердловской области жилого помещения, приобретенного для предоставления Столбовой Н.А. заключить с последней договор социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Артемовский городской прокурор указал, что Столбовая Н.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет. Постановлением Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Столбовая Н.А. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях во внеочередном списке детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено.
Артемовский городской прокурор Сидорук А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истец Столбовая Н.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что её мать ФИО5 была лишена родительских прав, отец ФИО3 признан безвести пропавшим, в связи с чем, в 1994 году она была определена в школу-интернат, в которой закончила 11 классов. Она ни в собственности, ни по договору социального найма жилого помещения не имеет, зарегистрирована в <адрес> у знакомых, временно проживает в <адрес>.
Представитель администрации Артемовского городского округа Молчанова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив в обоснование возражений, что распределение приобретенных жилых помещений производится распоряжением Правительства Свердловской области по сформированным органами местного самоуправления списками нуждающихся в предоставлении жилья детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сформированный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Артемовскому городскому округу администрацией Артемовского городского округа направлен в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Столбовая Н.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Артемовского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь под № <адрес> во внеочередном списке по Артемовскому городскому округу. Таким образом, считает, что администрация Артемовского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области на основании их заявлений (л.д. 16-17, 41-42), а также Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суду не указал.
Согласно отзыву (л.д. 16-17) представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 г. № 646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение истца жильем будет произведено без судебного решения.
Представитель Правительства Свердловской области в отзыве (л.д. 41-42) просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 г. № 646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирующий всю процедуру перечисления средств и осуществления действий по обеспечению детей- сирот жильем, в частности порядок приобретения и передачи в муниципальную собственность, который в свою очередь должен соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. Считает требования к Правительству Свердловской области, в том числе, передать из казны Свердловской области жилое помещение, собственником которого является Свердловская области, а не Правительство Свердловской области, не отвечает положениям действующего областного законодательства.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно ст. 8 ч. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ч. 2 п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Столбовая Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО3 и ФИО4 (л.д. 45).
Из решения <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отец истца ФИО3 был признан безвестно отсутствующим. Согласно решению <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении Столбовой Н.А.
Смена фамилии матери истца со Столбовой на ФИО5 усматривается, из обозренных в судебном заседании материалов гражданского дела № г. по иску Управления образования МО «Артемовский район» к ФИО5 о лишении родительских прав, в том числе, в отношении дочери Столбовой Н.А.
Постановлением главы муниципального образования «Артемовский район» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 47) Столбовая Н.А. была определена в <данные изъяты> школу-интернат на полное государственное обеспечение. Данным постановлением жилье за истцом не закреплялось.
Столбовая Н.А. ДД.ММ.ГГГГ получила основное общее образование в муниципальном учреждении основного общего образования № (школа-интернат) (л.д. 45).
Постановлением главы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Столбовая Н.А. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях во внеочередном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 9). Согласно списку очередности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете по Артемовскому городскому округу Столбовая Н.А. указана под № №
Из совокупности справок администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8), филиала «Артемовское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» <адрес> Государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Артемовский отдел от ДД.ММ.ГГГГ Столбовая Н.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения не имеет и не является собственником объектов недвижимости.
Таким образом, истец на момент постановки на учет для получения жилья имела статус ребенка-сироты, и законно принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья на условиях найма по списку бесплатно вне очереди в Администрации Артемовского городского округа, однако до настоящего времени жилое помещение на праве собственности или по договору социального найма истец не имеет.
Согласно ч. 2 ст. 50, ч.ч. 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства лица (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в виде отдельной квартиры.
Суд полагает, что Столбовой Н.А. жилое помещение должно быть предоставлено в черте <адрес>, поскольку на учет она поставлена в данном городе по месту регистрации, из пояснений истца следует, что в <адрес> у нее постоянного места жительства нет.
Ответчиками право истца, имеющей статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма не оспаривается.
В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646- ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 381 894,1 тыс. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета 40024,1 тыс. рублей, в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям- сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Исходя из данных положений, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, согласно предоставленным Правительством Свердловской области полномочиям, осуществляет направление средств областного бюджета на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распределение жилых помещений указанным лицам, после чего они безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма в соответствии с п. 8 указанного Порядка.
Таким образом, суд возлагает на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения, соответствующего установленным социальным нормам для предоставления Столбовой Н.А. По мнению суда, выделение и перечисление денежных средств является самим процессом приобретения, и, указание в решении суда на производство поэтапных действий нет необходимости.
Суд не находит оснований для возложения соответствующей обязанности на Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», поскольку согласно п. 6 указанного выше Порядка, деятельность Фонда носит производный от функций Министерства строительства и архитектуры Свердловской области характер и сводится к размещению заказов на строительство жилья для указанной категории граждан, ввиду чего в части иска к указанному органу следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 5 Областного закона от 10 апреля 1995 года № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» Свердловская область в соответствии с федеральным и областным законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей имущества. Субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени Свердловской области имущественные права и обязанности, являются высшие органы государственной власти Свердловской области - Законодательное Собрание Свердловской области, Губернатор Свердловской области и Правительство Свердловской области.
Последующая передача жилого помещения в муниципальную собственность должна осуществляться на основании соответствующего решения уполномоченного собственником жилого помещения органа- Правительство Свердловской области, в связи с чем требование прокурора об обязании Правительство Свердловской области передать жилое помещение в муниципальную собственность Артемовского городского округа так же представляется законным и обоснованным, как и требование к администрации Артемовского городского округа заключить со Столбовой Н.А. договор социального найма на приобретенное для неё жилого помещения.
Требование Артемовского городского прокурора об установлении срока для исполнения решения суда для ответчиков в течение 2010 года не может быть удовлетворено, поскольку на момент вынесения решения суда срок для исполнения данных обязанностей составляет около одного месяца, что делает решение суда заведомо неисполнимым в течение указанного прокурором срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Артемовского городского прокурора в интересах Столбовой <данные изъяты> удовлетворить в части.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Столбовой <данные изъяты> за счет средств областного бюджета жилое помещение, находящееся в черте <адрес> Свердловской области, благоустроенное применительно к условиям <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм.
Обязать собственника имущества Правительство Свердловской области безвозмездно предать из казны Свердловской области в собственность <адрес> округа жилое помещение, приобретенное для Столбовой <данные изъяты>.
Обязать администрацию Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность из казны <адрес> жилого помещения, приобретенного для предоставления ФИО1, заключить со ФИО1 договор социального найма указанного жилого помещения.
В остальной части исковых требований Артемовскому городскому прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Ю.Р. Нурсафина