решение от 17.01.2011 по делу №2-8/2011 о признании незаконным начисления платы за освещение мест общего пользования



Мотивированное решение составлено 20 января 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Нигматзяновой О.А.,

с участием истца Ускова В.Л.,

представителя истца старшего помощника Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю.,

представителей ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» Гусева Д.Г, Максимовой А.А.,

представителя третьего лица ГУП СО «Облкоммунэнерго» Ушаковой Я.В.,

при секретаре Мельник Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах Ускова В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к открытому акционерному обществу «Свердловэнергосбыт» о признании незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 1 441 рубль 79 копеек, май 2010 года в размере 799 рублей 75 копеек, июнь 2010 года в размере 81 рубль 91 копейка, июль 2010 года в размере 1 017 рублей 94 копейки, август 2010 года в размере 244 рубля 43 копейки, сентябрь 2010 года в размере 306 рублей 23 копейки, октябрь 2010 года в размере 120 рублей 77 копеек, произведенное Ускову В.Л., проживающему по <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Ускова В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к открытому акционерному обществу «Свердловэнергосбыт», Артемовскому сбыту о признании незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 936 рублей 22 копейки, май 2010 года в размере 766 рублей 54 копейки, июнь 2010 года в размере 72 рубля 66 копеек,, произведенное Ускову В.Л., проживающему по <адрес>.

Как следует из искового заявления прокурора (л.д. 5-6), в Артемовскую городскую прокуратуру поступило обращение Ускова В.Л. о проведении проверки законности начисления Артемовским сбытом ОАО «Свердловэнергосбыт» платыза освещение мест общего пользования многоквартирного дома, с января 2010 года.

Усков В.Л. зарегистрирован в квартире, расположенной по <адрес>, и оплачивает квитанции за жилищно-коммунальные услуги.

ОАО «Свердловэнергосбыт» Артемовский сбыт производит начисления и сбор денежных средств за электрическую энергию жителям дома.

Начиная с апреля 2010 года при начислении платы за электрическую энергию жителям дома <адрес> Артемовским сбытом ОАО «Свердловэнергосбыт» производится начисление платы за освещение мест общего пользования указанного многоквартирного дома по <адрес>, было произведено следующее начисление платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома: апрель 2010 года - в размере 936,22 руб., май 2010 года - в размере 766,54 руб., июнь 2010 года - в размере 72,66 руб. Итого: 1775,42 руб.

Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Порядок оплаты услуги электроснабжения при различных условиях оборудования жилых домов или помещений многоквартирного дома коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).

Согласно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданампри оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборамиучетаи оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабженияи электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, т.е. сумма, подлежащая оплате, в том числе и за электроэнергию по общедомовому прибору учета за расчетный месяц, зависит прямо пропорционально от объема потребленной электрической энергии, измеренного индивидуальным прибором учета в конкретном жилом помещении.

В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденныхПостановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая извводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающих устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы,установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил содержания общедомового имущества, т.е. от внешней границы стены многоквартирного дома, доиндивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Учитывая изложенное, коллективный (общедомовой) прибор учета является общим имуществом многоквартирного дома и должен быть установлен в многоквартирном доме, до внешней границы стены многоквартирного дома.

Прибор учета электроэнергии СА4У-И672М, показания которого учитываются Артемовским сбытом ОАО «Свердловэнергосбыт» при начислении платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома <адрес> жителям указанного дома, установлен за внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества дома, а именно в ТП 328 яч. 3 ф-р 4.

В соответствии с п. 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

ОАО «Свердловэнергосбыт» Артемовский сбыт в нарушение Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года№ 530, без согласования с потребителями, осуществило техническое обслуживание и эксплуатацию прибора учета, а также снятие показаний приборов учета и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии.

В связи с выявленными нарушениями и.о. Артемовского городского прокурора в адрес управляющего Артемовским сбытом ОАО «Свердловэнергосбыт»было внесено представление об устранении нарушений закона, которое оставлено без удовлетворения.

Учитывая, изложенное, Артемовский городской прокурор обращается с исковым заявлением в защиту Ускова B.Л, принимая во внимание, что Усков B.Л. является пенсионером, не обладает юридическими знаниями.

В процессе рассмотрения гражданского дела прокурор увеличил исковые требования: просит суд признать незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 1 441 рубль 79 копеек, май 2010 года в размере 799 рублей 75 копеек, июнь 2010 года в размере 81 рубль 91 копейка, июль 2010 года в размере 1017 рублей 94 копейки, август 2010 года в размере 244 рубля 43 копейки, сентябрь 2010 года в размере 306 рублей 23 копейки, октябрь 2010 года в размере 120 рублей 77 копеек, произведенное открытом акционерном обществом «Свердловэнергосбыт»Ускову Владимиру Леонидовичу, проживающему по <адрес> (л.д. 67, 93).

Истец Усков В.Л. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные Артемовским городским прокурором поддержал и пояснил, что в квартире по указанному адресу зарегистрированы три человека: он, супруга, сын. За потребляемую ими электроэнергию на основании индивидуальных приборов учета ОАО «Свердловэнерго» предъявляет им к оплате квитанции. В местах общего пользования- подъездах имеется освещение, также в доме установлены домофоны. До апреля 2010 года плата за освещение мест общего пользования ими не производилась никакой организации. С апреля 2010 года ответчиком в квитанциях стали указываться суммы за потребленную энергию в местах общего пользования. Он понимает, что оплачивать за потребленную электроэнергию за освещение мест общего пользования необходимо, но считает, что эти начисления произведены незаконно по основаниям, изложенным прокурором. Оспаривает сам факт начисления платы.

Представитель истца Болсун Т.Ю. на исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала и пояснила, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»до 1 января 2012 годасобственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона,обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии,электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Из указанной норм права следует, что обязанность по установке приборов учета лежит на собственниках помещений в многоквартирных домах, для чего им установлен срок до 01 января 2012 года.

Кроме того, законодатель устанавливает определенные требования к договору электроснабжения и установке прибора учета, посредством которого обеспечивается учет электроэнергии в многоквартирном доме. Это следует из Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 307 и Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» с потребителем должен быть заключен договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг, необходимую и достоверную информацию об исполнителе услуг и реализуемых услугах.

Из анализа п. 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии и п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что заключение договора является обязательным. Это подтверждается и требованиями п. 71 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

Однако, письменный договор, определяющий все условия поставки электроэнергии для общедомовых нужд с собственниками дома <адрес> отсутствует.

Представитель ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» объясняет отсутствие письменного договора энергоснабжения для общедомовых нужд тем, что в подобном виде (письменный) он не обязателен, т.к. в данном случае имеет место публичный договор. Однако, при этом ответчик не учитывает положения ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае указанная норма неприменима, поскольку речь идет о предоставлении электроэнергии не одному потребителю (гражданину), а неопределенному числу лиц для различного рода нужд (освещение подъездов, придомовой территории, работа насосов и т.д.). Следовательно, публичным договор энергоснабжения для общедомовых нужд быть не может.

Согласно этой же статье к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними- это Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», о требованиях которых говорилось выше.

Кроме того, ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

По правилам ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, положения параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (энергоснабжение) должны применяться с учетом требований соответствующих правил, закрепленных в Жилищном кодексе.

По расположению приборов учета пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Прибор учета должен являться общедомовым и входить в состав общего имущества. Это подтверждается пунктом 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения по формуле № 9 (подпункт 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам) (основание п. 23 Правил), т.е. сумма, подлежащая оплате, в том числе и за электроэнергию по общедомовому прибору учету за расчетный месяц, зависит прямо пропорционально от объема потребленной электрической энергии, измеренного индивидуальным прибором учета в конкретном жилом помещении.

Полагает, что расчеты платы за электроэнергию для общедомовых нужд под данной формуле возможен лишь при полном выполнении требований Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе и по установке общедмового учета на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников. Ответчиками же требования правил предоставления коммунальных услуг применяются частично, а именно формула для расчета платы применяется, а требование по нахождению прибора учета игнорируется.

Понятие «коллективный (общедомовой) прибор учета» введено в 2006 году постановлением Правительства № 307, под коллективным прибором учета понимается средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом.

То есть в законодательстве существуют различные формулировки, обозначающие приборы учета электроэнергии, но не все они называются - коллективными (общедомовыми). Исходя из выше процитированных норм права следует однозначный вывод о том, что коллективными (общедомовыми) приборами учета могут называться лишь те приборы учета, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Поэтому, прибор учета, являющийся собственностью ГУП СО «Облкоммунэнерго», установленный в 2005 году при участии ООО «ЭКМО- ЖКХ», не может быть использован для расчетов за электроэнергию для общедомовых нужд. Установка однотарифного прибора учета в ТП не может служить основанием для начислений платы жителям за освещение мест общего пользования по данному прибору учета, поскольку имеет место нарушение прав потребителей, так как тариф, применяемый для расчета одинаков и днем и ночью.

Учитывая изложенное, начисление платы за освещение мест общего пользования Ускову JI.B., исходя из приборов учета установленных в ТП, является незаконным.

Представитель ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» Гусев Д.Г., действующий на основании доверенности (л.д. 40), с иском не согласился и пояснил по поводу наличия договора на услугу энергоснабжения- порядок предоставления коммунальных услуг гражданам регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено: при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Поскольку жители дома <адрес> избрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, то и договор на приобретение электрической энергии заключен жильцами данного дома непосредственно с ОАО «Свердловэнергосбыт», являющегося по отношению к жильцам ресурсоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком электрической энергии согласно постановлению РЭК Свердловской области от 17 октября 2006 года № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области».

Иным нормативным актом Российской Федерации, также регламентирующим в императивном порядке отношения между поставщиками электрической энергии и гражданами - потребителями, избравшими непосредственный способ управления многоквартирными жилыми домами, является постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, которым утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности) в переходный период реформирования электроэнергетики.

Согласно п. 64 Правил розничных рынков действие договора энергоснабжения с гражданином- потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантируй: поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.

Императивной нормой установлено, что письменная форма договора энергоснабжения с гражданином потребителем не является обязательной. Наличие заключенного договора обусловлено фактом исполнения обязательств по энергоснабжению, а именно потреблением электрической энергии и ее оплаты.

Таким образом, довод прокурора об отсутствии обязательства по оказанию истцу услуги энергоснабжения и нарушении прав потребителей в связи с отсутствием письменного договора, является несостоятельным, противореча нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Равно как и вывод о непубличности договора энергоснабжения потребителя с гарантирующим поставщиком. Нормами Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», в частности ст. 37 и специальной нормой ст. 39, которая называется: регулирование деятельности но снабжению электрической энергией граждан, установлено, что договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.

По объему услуги энергоснабжении потребителям, проживающим в многоквартирных дома пояснил следующее: согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Таким образом, коммунальная услуга «энергоснабжение» включает в себя поставку электрической энергии в жилые помещения, а также в места общего пользования, обеспечивающие комфортное проживание гражданам.

Аналогичный вывод также содержат разъяснения уполномоченного органа по разъяснениям правил - Министерства Регионального развития Российской Федерации в письме от 18 июня 2007 № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги»

Кроме того, данный вывод об обязанности производить оплату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, следует из следующих нормативно-правовых актов.

Обязанность приобретать коммунальную услугу энергоснабжения для освещения мест общего пользования и компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях предусмотрена императивными нормами нескольких нормативно- правовых актов Российской Федерации: ГК РФ, ЖК РФ, ПП № 307, ПП № 530.

Истец, как собственник жилого помещения многоквартирного дома и владелец доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, обязан участвовать в содержании общего имущества и компенсировать расходы, связанные с содержанием общего имущества и обеспечением его коммунальными услугами, в том числе оплачивать услугу электроснабжения, оказанную в местах общего пользования.

О порядке определения объема поставленной электрической энергии пояснил, что порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата принятой энергии является одной из основных обязанностей абонента.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении № 2.

Пунктом 7 этих же правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В отношении энергоснабжения установлено иное в требованиях к учету электрической энергии: в силу ст. 539 ГК РФ и п. 61 Правил потребитель обязан установить прибор учета.

Пунктом 143 Правил розничных рынков предусмотрено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета.

Более того, данные Правила содержат несколько методик определения объема электрической энергии, потребленной в соответствующей точке поставки в случае невозможность установки прибора учета на границе, его неисправности, утраты и пр.

Вместе с тем Правила № 307, а также Правила № 530 не исключают возможности установления объема полезного отпуска энергии на многоквартирные дома исходя из показаний приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности сетей территориальной сетевой организации и потребителей, при условии наличия возможности выявления объемов энергии, принятых в сети жилого дома, за минусом объемов энергии, приходящихся на потери в участках сетей от места установки прибора учета до границы балансовой принадлежности электросетей территориальной сетевой организации и многоквартирного дома.

В целом использование в данном случае такого согласованного сторонами метода определения объема полезного отпуска для целей расчетов в спорных отношениях не противоречит положениям пункта 143 Правил № 530 и Правил № 307.

Таким образом, применение в расчетах формулы Приложения № 2 и применение в качестве одного из значений формулы - показания общедомового прибора учета, установленного не на границе внутридимовых электрических сетей за минусом потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от места установки до указанной границе, является соответствующим требованиям п. 143 Правил розничных рынков и не противоречащим Правилам оказания коммунальных услуг гражданам.

Вывод же прокурора о невозможности применения показаний данного прибора учета считаю ошибочным, не основанным на нормах права.

В частности ссылка прокурора на требования Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», которым установлено обязательное требование установки общедомового прибора учета на границе внутридомовых электрических сетей, ошибочным. Правила, утвержденные постановлением № 491, согласно его преамбулы, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).

Следовательно, в силу вышеуказанных норм ЖК РФ, Правил оказания коммунальных услуг и самого постановления № 491 не подлежат применению при расчете платы за оказанную услугу электроснабжения.

Согласно п. 3 Правил оказания коммунальных услуг гражданам «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, то есть, законодатель понятие коллективного (общедомового) прибора учета не связывает с привязкой к его месту установки.

Не соответствует действующему законодательству РФ и довод о необходимости применения норматива потребления электрической энергии, установленного постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, поскольку согласно п. 3 устанавливаемые в соответствии с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Электрическая энергия, поставляемая истцу учитывается как коллективными, так и индивидуальным прибором учета.

По порядку установки и обслуживания приборов учета пояснил, что согласно общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Документом, регламентирующим порядок установки приборов учета электрической энергии, является правила розничных рынков.

Нормы Жилищного кодекса, Гражданского кодекса, Правил оказания коммунальных услуг вопросы установки приборов учета не регламентируют.

Согласно п. 139 Правил розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Поскольку между истцом ответчиком существует договор энергоснабжения, то в соответствии с требованиями п. 6 Правил розничных рынков ОАО «Свердловэнергосбыт» как гарантирующий поставщик урегулировало в пользу потребителя (истца) с ОАО «МРСК Урала» обязанность последнего оказывать услугу по передаче электрической энергии потребителю, заключив договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 7 ГП.

В 2007 году в Свердловской области установлена новая модель регулирования деятельности сетевых организаций («котловой» метод учета затрат на передачу электроэнергии, изложенный в письме РЭК Свердловской области от 08 ноября 2006 года № 05-18/3637), в соответствии с которым ОАО «МРСК Урала» - территориальная сетевая организация заключает в пользу третьих лиц (энергоснабжающих, энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков, потребителей) договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с иными владельцами электрических сетей, по которым осуществляется поставка электрической энергии конечному потребителю.

Согласно п. 140 правил функционирования розничных рынков в целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

Согласно п.3.3.7., п. 3.5.14. и Приложению № 7 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 января 2007 года № 7ГП, учет и сбор данных учета обеспечивается сетевой организацией.

Одновременно порядок взаимодействия ОАО «Свердловэнергосбыт» и ГУП СО «Облкоммунэнерго», к сетям которого присоединен многоквартирный дом, в котором проживает истец, при определении объемов переданной в многоквартирный дом электрической энергии, согласован в соответствующем Регламенте.

Считает, что истцом не предоставлено доказательств, обосновывающих незаконность действий ОАО «Свердловэнергосбыт» в части производимых начислений в отношении истца.

Кроме того, независимо от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета, граждане потребители обязаны производить плату за общедомовое потребление.

Прокурором в нарушение действующего законодательства РФ не указано какие именно нормы действующего законодательства нарушены и какие подлежало применять, доводы прокурора о незаконности установления учета за счет сетевой организации, противоречат проводимой государством политики в области энергосбережения и федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представитель ответчика Максимова А.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержала доводы представителя Гусева Д.Г., пояснила, что прибор учета электроэнергии был установлен в ТП- 313 20 июня 2005 года ГУП СО «Облкоммунэнерго» в соответствии с требованиями закона для учета потребляемой энергии. Расчеты производились между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. Плата за освещение мест общего пользования входила в тариф за содержание жилья и не предъявлялась ОАО «Свердловэнергосбыт» напрямую потребителям. В апреле 2010 года ОАО «Свердловэнергосбыт» стал предъявлять плату собственникам жилых помещений, проживающих в домах, которые выбрали способ управления- непосредственное управление в связи с изменением действующего законодательства на основании договора № 7 ГП об оказании услуг по передаче электрической энергии и Регламента взаимодействия между ГУП СО «Облкоммунэнерго с ОАО «Свердловэнергосбыт». Считает действия ОАО «Свердловэнергосбыт» по начислению платы за потребление электроэнергии в мессах общего пользования законны, размер начисленных сумм истцом не оспаривается.

Представитель третьего лица Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» Ушакова Я.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась и пояснила, что ГУП СО «Облкоммунэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Артемовского городского округа на основании договора оказания услуг № 1-ПЭ/69ю от 10 ноября 2008 года, заключенного с ОАО «МРСК Урала». В соответствии с п. 2.1. указанного договора ГУП СО «Облкоммунэнерго» передает электрическую энергию от точек приема до точек отпуска (поставки) электрической энергии. Причем под «точкой поставки (отпуска) электрической энергии в многоквартирном доме» понимается место на границе раздела электрических сетей ГУП СО «Облкоммунэнерго» и внутридомовых сетей (п. 1.1. договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 апреля 2009 года).

ГУП СО «Облкоммунэнерго» доставляет электрическую энергию до внутридомовых сетей многоквартирного дома (т.е. до точки отпуска) в объеме, который должен определяться на основании показаний внутридомового прибора учета.

В 2005 году ГУП СО «Облкоммунэнерго» оборудовало ТП-313 прибором учета для определения объема потребления электрической энергии потребителями дома <адрес>. В июне-июле 2010 года по истечении межповерочного интервала, приборы учета были заменены новыми. Установленные приборы учета были поверены заводом-изготовителем.

На приборы учета были оформлены паспорта- протоколы, подписанные сетевой компанией, гарантирующим поставщиком, подрядчиком и в качестве представителя жильцов домов - представителем Администрации г. Артемовского Кожевиным Б.Г.

Приборы были приняты гарантирующим поставщиком - ОАО «Свердловэнергосбыт» в качестве расчетных, о чем составлены акты приемки расчетных электросчетчиков.

Распределение общедомового объема электрической энергии между потребителями (жильцами), в том числе потерь во внутридомовых сетях, не является обязанностью ГУП СО «Облкоммунэнерго», так как, во-первых, указанные сети не принадлежат предприятию, а, во-вторых, данное распределение не входит в обязанность ГУП СО «Облкоммунэнерго» по договору № 1-ПЭ/69ю от 10 ноября 2008 года и не обусловлено действующим законодательством.

Однако, учитывая, что дома <адрес> находятся на самоуправлении (управляющая компания, которая снимала бы показания с индивидуальных- приборов учета, распределяла объем общедомового потребления отсутствует), ГУП СО «Облкоммунэнерго» передает ОАО «Свердловэнергосбыт» сведения по распределению величины потерь во внутридомовых сетях. Потери электрической энергии, образующиеся на участке сети от ТП-313 до границы многоквартирного дома, подлежат вычету из величины общедомовых потерь. Процент потерь рассчитывается на основании сертифицированного и рекомендованного Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации программного комплекса РТП-3.

Просила в иске отказать.

Свидетель ФИО8, допрошенная в судебном заседании, пояснила, что проживает в <адрес> с 2003 года. Она не знает, установлен ли в ТП общедомовой прибор учета электрической энергии. С мая 2010 года стала получать квитанции по оплате электроэнергии за освещение мест общего пользования, написала претензию в ОАО «Свердловэнерго» по поводу начисления платы, но ответ не получила. Она понимает, что необходимо оплачивать потребляемую энергию за освещение мест общего пользования. Не согласна с размером суммы. При снятии показаний с прибора учета не присутствовала.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно заявлению Ускова В.Л. он просит Артемовского городского прокурора обратиться в суд в его интересах о признании незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования (л.д.14).

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации Усков В.Л., родился ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по адресу<адрес> (л.д. 11).

Судом установлено, что Усков В.Л. является собственником квартиры, расположенной по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным 11 января 2009 года (л.д. 50).

Согласно квитанциям, предъявляемым ОАО «Свердловэнергосбыт», потребителю Ускову В.Л. по <адрес> производится начисление платы за электроэнергию по общедомовому учету, начиная с апреля 2010 года по октябрь 2010 года (л.д.7-10, 75-77).

Также обслуживающей организацией ООО «ЖЭУ» истцу производится начисление платы за содержание жилья (квитанции с января 2010 года по октябрь 2010 года на л.д.78-79).

В силу ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Порядок предоставления коммунальных услуг регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Из пункта 4 указанных Правил следует, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Поскольку жители дома <адрес> избрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, что подтверждается объяснениями истца, протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (л.д.100, 101), то и договор на приобретение электрической энергии должен быть заключен жильцами данного дома непосредственно с ОАО «Свердловэнергосбыт», являющегося по отношению к жильцам ресурсоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком электрической энергии согласно постановлению РЭК Свердловской области от 17 октября 2006 года № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области».

Согласно п. 64 Правил розничных рынков действие договора энергоснабжения с гражданином- потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя, то есть является публичным.

Суд не может согласиться с выводами истца о том, что договор на поставку электрической энергии в обязательном порядке должен быть заключен в письменной форме.

Согласно п. 70, и 73 Правил функционирования розничных рынков граждане- потребители услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил).

Пункт 89 содержит перечень энергопринимающего оборудования, потребление которого учитывается в составе коммунальной услуги электроснабжения: это потребление для: (1) целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, (2) использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), (3) а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Согласно п. 88 Правил функционирования розничных рынков, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Договором оказания услуг по передаче электрической энергии № 7 ГП от 01 января 2007 года, заключенным между ОАО «МРСК Урала» и ОАО «Свердловэнергосбыт» урегулирована обязанность последнего оказывать услугу по передаче электрической энергии потребителю.

В соответствии с письмом РЭК Свердловской области от 08 ноября 2006 года № 05-18/3637 ОАО «МРСК Урала» - территориальная сетевая организация заключает в пользу третьих лиц (энергоснабжающих, энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков, потребителей) заключает договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с иными владельцами электрических сетей, по которым осуществляется поставка электрической энергии конечному потребителю.

Согласно п. 140 правил функционирования розничных рынков в целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

Согласно п.3.3.7., п. 3.5.14. и Приложению № 7 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 января 2007 года № 7ГП, учет и сбор данных учета обеспечивается сетевой организацией.

Регламентом взаимодействия между ГУП СО «Облкоммунэнерго» и ОАО «Свердловэнергосбыт» по вопросу определения потребленной электроэнергии потребителями- физическими лицами при ежемесячном снятии показаний приборов учета согласован порядок взаимодействия указанных организаций.

Из анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 544) и Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ст. 13) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определяемых при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 139 Правил розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Судом установлено, что общедомовой прибор учета электроэнергии СА4У-И672М, установлен в ТП -313 яч 3 ф-р 4 20 июня 2005 года ГУП СО «Облкоммунэнерго» с участием уполномоченного представителя энергоснабжающей организации «Свердловэнергосбыт», уполномоченного представителя абонента ООО «ЭКМО- ЖКХ». О чем составлен акт, паспорт-протокол с указанием параметров прибора учета, составлена схема (л.д. 18,19, 20).

Истцом не оспаривается факт, что на момент установки общедомового прибора учета ООО «ЭКМО- ЖКХ» являлось управляющей компанией жилого дома <адрес> доказательств обратного суду не предоставлено.

13 июля 2010 года ГУП СО «Облкоммунэнерго» произвело замену общедомового прибора учета, о чем составлен акт.

Таким образом, начисление платы производится ответчиком на основании показаний установленного в соответствии с требованиями законодательства общедомового прибора учета и на основании данных о количественном значении, что подтверждается актами снятия показаний с прибора учета за оспариваемый период.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Участие каждого из сособственников в расходах по общему имуществу в соответствии с его долей является обязательным, и данное правило, закрепленное в ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, носит императивный характер.

Поскольку истец Усков В.Л. является собственником жилого помещения расположенного по <адрес>, то на нем лежит бремя содержания жилого помещения, в том числе за потребленную электроэнергию в местах общего пользования.

Судом установлено, что собственниками дома обслуживающей организацией избрано ООО «ЖЭУ», что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> (л.д. 101), с которым представителем собственников указанного дома заключен договор № на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилого дома и придомовой территории от 01 октября 2008 года (л.д. 102-106).

Согласно справке ООО «ЖЭУ» от 24 декабря 2010 года, организация производит начисление за услугу содержание жилья собственникам и нанимателя многоквартирного дома по <адрес> в размере 5 рублей 78 копеек на основании заключенного договора. Согласно постановлению главы АГО от 30 декабря 2009 года № 208- ПГ размер платы составляет 6 рублей 82 копейки с НДС. ООО «ЖЭУ» работает без НДС. В стоимость содержания жилья (5,78 руб./кв.м) плата за освещение мест общего пользования МКД, в том числе плата за потребленную в местах общего пользования электроэнергию, плата за работы по содержанию внутридомовой электрической сети не включена.

Таким образом, собственники, наниматели жилого дома <адрес> не производят оплату за фактически потребляемую электроэнергию в местах общего пользования никакой иной организации.

Согласно положениям статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата принятой энергии является одной из основных обязанностей абонента.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении № 2.

Пунктом 7 этих же правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Истец не оспаривал размер начисляемой платы за освещение мест общего пользования, только факт начисления платы. Судом истцу была предоставлена возможность уточнения исковых требований, оснований исковых требований.

Пунктом 143 Правил розничных рынков предусмотрено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами но договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.

Более того, данные Правила содержат несколько методик определения объема электрической энергии, потребленной в соответствующей точке поставки в случае невозможности установки прибора учета на границе, его неисправности, утраты и пр.

Правила № 307, а также Правила № 530 не исключают возможности установления объема полезного отпуска энергии на многоквартирные дома исходя из показаний приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности сетей территориальной сетевой организации и потребителей, при условии наличия возможности выявления объемов энергии, принятых в сети жилого дома, за минусом объемов энергии, приходящихся на потери в участках сетей от места установки прибора учета до границы балансовой принадлежности электросетей территориальной сетевой организации и многоквартирного дома.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами истца, о том, что общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на границе балансовой принадлежности сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества дома.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей") потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что права потребителя Ускова В.Л. на информацию нарушены действиями ответчика, поскольку как следует из объяснений представителя истца и выкопировки из средства массовой информации газеты «Егоршинские вести», жители Артемовского городского округа были информированы о графике снятия показаний приборов коммерческого учета по домам, находящимся под самоуправлением, в том числе и дома <адрес> (л.д.108). Также истцом не предоставлено суду доказательств, что Усков В.Л. обращался к ответчику по поводу информирования его о показаниях на общедомовом приборе учета электроэнергии, либо ему было отказано в предоставлении данной информации.

Законодательством Российской Федерации также не предусмотрена обязательная установка двухтарифного общедомового учета прибора.

Собственники жилых помещений многоквартирного дома вправе на общем собрании решить вопрос об установке двухтарифного общедомового прибора учета электроэнергии, однако никаких действий по решению данного вопроса собственники не предпринимали.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора в интересах Ускова В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к открытому акционерному обществу «Свердловэнергосбыт» о признании незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 1 441 рубль 79 копеек, май 2010 года в размере 799 рублей 75 копеек, июнь 2010 года в размере 81 рубль 91 копейка, июль 2010 года в размере 1 017 рублей 94 копейки, август 2010 года в размере 244 рубля 43 копейки, сентябрь 2010 года в размере 306 рублей 23 копейки, октябрь 2010 года в размере 120 рублей 77 копеек, произведенное Ускову В.Л., проживающему по <адрес> отказать..

Мотивированное решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента его составления через Артемовский городской суд.

Судья: О.А. Нигматзянова