решение от 26.01.2011 г. по делу № 2-61/2011 о признании незаконными действий по начислению платы за освещение мест общего пользования



Дело № 2-61/2011года

Мотивированное решение составлено 31 января 2011 года

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Нигматзяновой О.А.,

с участием представителей истца Окуневой Т.П., Ковпака Е.Н.,

при секретаре Кодочиговой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» о признании незаконными действия по начислению неопределенному кругу потребителей платы за освещение мест общего пользования не соответствующими требованиям действующего законодательств в сфере защиты прав потребителей и прекратить их, обязании общество с ограниченной ответственностью «УК «<данные изъяты>» устранить нарушения прав потребителей путем исключения из платежных документов отдельной платы за электроэнергию по показаниям общедомового потребления, обязании общество с ограниченной ответственностью «УК «<данные изъяты>» довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с указанными выше исковыми требованиями.

Как следует из искового заявления на л.д. 4- 6, Управление Роспотребнадзора является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и в соответствии с п. 8.4.6 Типового положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Управление Роспотребнадзора провело правовую экспертизу порядка выставления потребителям платы за освещение мест общего пользования, предъявляемых обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» (далее - ООО «УК «<данные изъяты>»). В ходе проверки установлено, что согласно договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») и Комитетом по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> (далее - КУМИ <данные изъяты>), действующим от имени <данные изъяты> городского округа, ООО «<данные изъяты>» осуществляет управление многоквартирными домами, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома (п. 2.1.2 договора).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» заключило агентский договор № с ООО «УК «<данные изъяты>», в соответствии с которым ООО «УК «<данные изъяты>» обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет ООО «<данные изъяты>» и собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, кассовое обслуживание потребителей и выполнение работ по содержанию помещений и придомовой территории.

Постановлением главы Артемовского городского округа № 208- ПГ от 30 декабря 2010 года «Об утверждении предельного размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом», действующему с 01 января 2010 года, освещение мест общего пользования включено в плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Данным постановлением установлена сумма в размере 6,84 рубля за 1 кв.м. общей площади для домов, оборудованных газовыми установками и 6,58 рублей за 1 кв.м. общей площади для домов, не оборудованных газовыми установками на содержание и ремонт общего имущества жилого дома с полным благоустройством, с ГВС от теплопунктов или общих бойлеров.

Согласно калькуляции содержания и ремонта жилого помещения, предоставленной Комитетом по экономике и труду Артемовского городского округа, в содержание и ремонт жилого помещения пунктом 2.3 включено обслуживание и ремонт систем электроснабжения, пунктом 3.3 включено освещение мест общего пользования в сумме 0,25 рублей за кв. м. общей площади. Начиная с декабря 2009 года ООО «<данные изъяты>» выставляет потребителям плату за освещение мест общего пользования отдельной строкой в платежных документах, направляемых в адрес потребителей, что, по мнению истца, противоречит основам гражданского законодательства и условиям договора, так как оплата потребителем услуг за освещение мест общего пользования посредством внесения денежных средств за содержание мест общего пользования прекращает обязательство.

Действия ООО «<данные изъяты>» и ООО «УК «<данные изъяты>» по выставлению двойной платы за освещение мест общегопользования в графе содержание мест общего пользование и графе электроэнергия мест общего пользования является нарушением действующего гражданского законодательства и ущемляет имущественные права потребителей, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора просит суд признать незаконными действия управляющей компании ООО «<данные изъяты>» и ООО "УК «<данные изъяты>» по начислению неопределенному кругу потребителей платы за освещение мест общего пользования начиная с декабря 2009 года по настоящее время не соответствующими требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и прекратить их; обязать ООО «УК «<данные изъяты>», действующего на основании агентского договора с ООО <данные изъяты>», устранить нарушения прав потребителей путем исключения из платежных документов отдельной платы за электроэнергию по показаниям общегодомового потребления; обязать ООО «УК «<данные изъяты>», действующего на основании агентского договора с ООО <данные изъяты>», довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Окунева Т.П. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, уточнив исковые требования в части признания незаконными действия управляющей компании ООО «<данные изъяты>» и ООО "УК «<данные изъяты>» по начислению неопределенному кругу потребителей платы за освещение мест общего пользования не соответствующими требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и прекратить их, исключив указание периода - с декабря 2009 года по настоящее время. Пояснила суду, что в декабре 2009 года к ним стали поступать жалобы граждан о начислении им отдельной строкой плату за освещение мест общего пользования. Управляющие компании предъявляют квитанции за освещение мест общего пользования, вместе с тем, в этих квитанциях уже имеется строка содержание жилья. Производить перерасчет управляющие компании отказались, ссылаясь на постановление главы Артемовского городского округа от 30 декабря 2009 года № 208-ПГ, в котором установлен предельный размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. По мнению ответчиков калькуляция стоимости содержания и ремонта жилого помещения, представленная администрацией Артемовского городского округа, направлена в администрацию управляющей компанией <данные изъяты> не утверждена главой Артемовского городского округа, и, следовательно, не имеет юридической силы.

Согласно письму Комитета по экономике и труду Артемовского городского округа полномочия по разработке тарифов на товары, услуги организацией коммунального комплекса, предусмотренные п. 4 ст. 31 Устава Артемовского городского округа, не относятся к расчетам по содержанию и ремонту жилого помещения, поэтому Окунева Т.П. просит суд признать незаконными действия управляющей компании ООО «<данные изъяты>» и ООО "УК «<данные изъяты>» по начислению неопределенному кругу потребителей платы за освещение мест общего пользования не соответствующими требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и прекратить их; обязать ООО «УК «<данные изъяты>», действующего на основании агентского договора с ООО «<данные изъяты>», устранить нарушения прав потребителей путем исключения из платежных документов отдельной платы за электроэнергию по показаниям общегодомового потребления; обязать ООО «УК «<данные изъяты>», действующего на основании агентского договора с ООО «<данные изъяты>», довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Ковпак Е.Н. также поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить уточненные исковые требования.

Представители ответчиков ООО «<данные изъяты>», ООО «УК «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебной повестки, имеющимися в материалах дела, об уважительности причин неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представители истца выразили согласие на рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие представителей ответчиков, в порядке заочного производства. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности рассмотреть дело в порядке ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в порядке заочного производства, в отсутствие представителей ответчиков ООО «<данные изъяты>», ООО «УК «<данные изъяты>».

Суд, заслушав представителей истца, изучив письменные доказательства по делу, находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из совокупности договоров № от ДД.ММ.ГГГГ на управление многоквартирными домами, содержание, ремонт общего имущества и предоставление коммунальных услуг (л.д. 13- 25) и № от ДД.ММ.ГГГГ на управление многоквартирными домами (л.д. 26- 40), заключенных между ООО «<данные изъяты>» и КУМИ Артемовского городского округа следует, что ООО «<данные изъяты>» обязуется осуществлять управление многоквартирными домами, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома (п. 1.1 договоров).

Согласно агентскому договору № на заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг на содержание и техническое обслуживание, текущий ремонт строительных конструкций и внутридомовых инженерных систем зданий от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «УК «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», последнее поручает, а ООО «УК «<данные изъяты>» берет на себя обязательство за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет ООО «<данные изъяты>» и собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, в том числе и по обеспечению кассового обслуживания потребителей (начисление, изготовление платежных документов, доставка их потребителям и сбор денежных средств, организовать и проводить техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 1.1) - л.д. 41- 48.

Из представленных правоустанавливающих документов - Уставов ООО «<данные изъяты>» и ООО «УК «<данные изъяты>» следует, что общества являются юридическими лицами (л.д. 67- 82; 83- 87).

Согласно калькуляции стоимости содержания и ремонта жилого помещения, представленной Комитетом по экономике и труду Артемовского городского округа на 2010 года, стоимость освещения мест общего пользования составляет 0,25 рублей за кв.м. общей площади (л.д. 60).

ФИО4, проживающий по адресу: <адрес> 25, обратился в Управление Ростехнадзора с заявлением (жалобой) на взимание управляющей компанией ООО «УК «<данные изъяты>» платы за электроэнергию мест общего пользования, в связи с тем, что стоимость электроэнергии включена в содержание жилья (л.д. 9). Из представленных квитанций ООО «УК «<данные изъяты>» в период с января по июнь 2010 года, выставленных к оплате ЖКУ ФИО4 следует, что ему начислена, в том числе, оплата содержания мест общего пользования (электроэнергия мест общего пользования) в размере 12,00 рублей, содержание жилья в размере 321,76 рублей (л.д. 10-12).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится на обслуживании в ООО «<данные изъяты>», согласно перечня, с него берется плата за электроэнергию на освещение мест общего пользования по показаниям общедомового прибора учета (л.д. 51), в отношении этого же дома управляющей компанией ООО «<данные изъяты>» применяется Постановление главы Артемовского городского округа № 208- ПГ от 30 декабря 2008 года «Об утверждении предельного размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом» (л.д. 52).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 3 ст. 156 указанного Кодекса размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2.1. Постановления главы Артемовского городского округа № 208-ПГ от 30 декабря 2008 года «Об утверждении предельного размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом» с 01 января 2010 года введен в действие предельный размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, для населения г. Артемовского: 6,84 рубля за 1 кв.м. общей площади для домов, оборудованных газовыми установками и 6,58 рублей за 1 кв.м. общей площади для домов, не оборудованных газовыми установками на содержание и ремонт общего имущества жилого дома с полным благоустройством, с ГВС от теплопунктов или общих бойлеров.

Судом установлено, что управляющей компанией многоквартирного жилого дома № <данные изъяты> по ул. <адрес> <адрес> является ООО «<данные изъяты>», что подтверждается совокупностью договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ООО «УК «<данные изъяты>», последнее от своего имени начисляет, изготавливает платежные документы - квитанции, доставляет их до потребителей и производит сбор денежных средств - платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается указанным агентским договором, квитанциями. В квитанциях оплаты ЖКУ с начислениями по ИПУ, предъявляемых ООО «<данные изъяты>» (за услуги «<данные изъяты>») имеется начисления оплаты за содержание мест общего пользования (электроэнергия мест общего пользования) и отдельной строкой - содержание жилья.

В тоже время в соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, на основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что ООО «УК «<данные изъяты>» производит начисление платы за освещение мест общего пользования потребителям дважды, отдельной строкой и в строке за содержание жилья, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199, 233- 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «<данные изъяты>» по начислению неопределенному кругу потребителей платы за освещение мест общего пользования.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» устранить нарушения прав потребителей путем исключения из платежных документов отдельной платы за электроэнергию по показаниям общедомового потребления.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, если таковое подано, со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления в Свердловский областной суд через суд его постановивший.

Судья: О.А. Нигматзянова