решение по делу № 2-480/2011 по иску о признании незаконнным бездействия по обеспечнию первичных мер поджарной безопасности



          Дело № 2-480/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Теплякова В.Н.,

с участием представителя ответчика Туманова Н.Г.,

при секретаре Ушаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному органу местного самоуправления поселка Незевай о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в п. Незевай Артемовского района Свердловской области, обязании установить в населенном пункте п. Незевай средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара,

У С Т А Н О В И Л:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.

Как следует из искового заявления, 06.04.2011 года главным государственным инспектором Артемовского района по пожарному надзору ФИО6 во исполнение ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории п. Незевай Артемовского городского округа. По результатам проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

В нарушение п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее - ППБ 01-03) на территории п. Незевай не установлено средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В соответствии с пп.10 п. 1 ст. 16 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ст. 8 Областного закона от 15.07.2005 N 82-03 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области" органы местного самоуправления поселений и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов путем создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организации и принятия мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества; включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

На основании ч. 1 ст.36 решения Артемовской Думы от 16.06.2005 N 530 "О принятии Устава Артемовского городского округа" для решения вопросов местного значения городского округа на территориях сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, входящими в состав территории городского округа, формируются территориальные органы местного самоуправления.

Согласно ч. 2, 3 ст.36 решения Артемовской Думы от 16.06.2005 N 530 "О принятии Устава Артемовского городского округа" территориальные органы местного самоуправления обладают правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и Уставом ГО, осуществляют возложенные на них полномочия в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Думой городского округа по представлению главы администрации городского округа.

В соответствии с пп. 5 ч.4 ст.36 вышеназванного решения Артемовской Думы обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям территориальных органов местного самоуправления, осуществляемые на подведомственной им территории.

Пунктом 8 решения Артемовской Думы от 12.12.2005 N 595"Об утверждении Положения о Территориальном органе местного самоуправления поселка Незевай» установлено, что к полномочиям Территориального органа местного самоуправления, осуществляемым на подведомственной ему территории, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, деятельности муниципальной пожарной охраны.

Согласно информации ГУ СО «Егоршинское лесничество» расстояние от леса до п. Незевай фактически отсутствует.

Поскольку п. Незевай Артемовского городского округа примыкает непосредственно к лесному фонду, дальнейшее бездействие территориального органа местного самоуправления п. Незевай, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, благополучие и безопасность населения села, может привести к возникновению и распространению лесных пожаров.

В связи с чем Свердловский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие территориального органа местного самоуправления п. Незевай Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в п. Незевай, обязать территориальный орган местного самоуправления п. Незевай Артемовского городского округа установить в данном населенном пункте средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В судебное заседание истец Свердловский межрайонный природоохранный прокурор не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, об уважительности причины неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Территориального органа местного самоуправления п. Незевай Артемовского городского округа (далее ТОМС п. Незевай) Туманов Н.Г. не возражал о рассмотрении дела в отсутствие истца, с исковыми требованиями согласен, пояснил суду, что им на имя главы Артемовского городского округа было направлено письмо с просьбой дополнительного финансирования в размере 30000 руб. для установки сигнализации. Ответа не последовало, денежные средства выделены не были. Действительно сигнализация необходима. Считает, что с его стороны предприняты все действия, но на установку сигнализации нет средств.

Представитель третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, согласно заявлению, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Суд, заслушав доводы представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с пп.10 п. 1 ст. 16 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ст. 8 Областного закона от 15.07.2005 N 82-03 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области" органы местного самоуправления поселений и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов путем создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организации и принятия мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества; включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

На основании ч. 1 ст.36 решения Артемовской Думы от 16.06.2005 N 530 "О принятии Устава Артемовского городского округа" для решения вопросов местного значения городского округа на территориях сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, входящими в состав территории городского округа, формируются территориальные органы местного самоуправления.

Судом установлено, что согласно предписанию № 27/1/25 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ТОМС п. Незевай Главного государственного инспектора Артемовского района по пожарному Исакова А.В. от 11.04.2011 года в срок до 01.06.2011 года в том числе предписано на территории населенного пункта установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (л.д. 10-11).

Согласно информации главы администрации Артемовского городского округа Клименко А.И. в соответствии с предписанием № 27/1/25 по состоянию на 18.05.2011 года пункт 1 (на территории населенного пункта установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - срок 01.06.2011 года ) - не выполнен (л.д. 8-9).

Согласно информации Государственного учреждения Свердловской области «Егоршинское лесничество» от 17.05.2011 года расстояние от леса до населенного пункта п. Незевай - 0 м., без разрыва (л.д. 12).

Согласно распоряжению администрации Артемовского городского округа от 31.03.2011 года № 74-РА на должность муниципальной службы председателя ТОМС п. Незевай назначен Туманов Н.Г. на срок с 01.04.2011 по 31.12.2012 года.

В соответствии с п.п. 3, 4, 8 Положения о ТОМС п. Незевай, утвержденного решением Артемовской Думы № 595 от 12.12.2005 года, финансирование деятельности ТОМС осуществляется за счет местного бюджета. Расходы на обеспечение деятельности ТОМС осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов. ТОМС отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Артемовский городской округ. К полномочиям ТОМС, осуществляемым на подведомственной ему территории относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д. 8-9).

Суд не усматривает наличие факта бездействия ТОМС п. Незевай, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в п. Незевай Артемовского городского округа, поскольку после предписания - 25.04.2011 года на имя главы администрации Артемовского городского округа Клименко А.И. председателем ТОМС Тумановым Н.Г. направлен запрос о запланировании денежных средств в том числе по пунктам предписания: для установки средств сигнализации на территории поселка - 30000 руб., обучение членов добровольной пожарной дружины - 9000 руб., приобретение мотопомпы - 55000 руб., спецодежды - 10000 руб., установки указателей 4000 руб., установки в помещении администрации систем оповещения и автоматической пожарной сигнализации - 90000 руб., изготовление планов эвакуации - 4500 руб., всего на сумму 202500 руб. (л.д.24-25 ).

Согласно распоряжению председателя ТОМС п. Незевай от 18.04.2011 года № 8 создана добровольная пожарная дружина в количестве 4-х человек (л.д.22-23 ).

В связи с изложенным, суд пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействия ТОМС п. Незевай, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в п. Незевай Артемовского городского округа, в остальной части суд удовлетворяет исковые требования.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Территориальный орган местного самоуправления п. Незевай Артемовского городского округа установить в населенном пункте п. Незевай Артемовского городского округа средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В остальной части иска о признании незаконным бездействие территориального органа местного самоуправления п. Незевай Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в п. Незевай отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Артемовский городской суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья:             Тепляков В.Н.