Дело № 2-614/2011 Мотивированное РЕШЕНИЕ изготовлено 01.08.2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ермаковой В.В., с участием представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Новиковой Ю.Е., представителя ответчика ЗАО «Регионгаз-инвест» Мельниковой Н.В., представителя ответчика ОАО «СЭК-РЦ» Мингалеевой Ю.А., при секретаре Болгасовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц жителей пос. Буланаш Артемовского района Свердловской области к Закрытому акционерному обществу «Регионгаз-Инвест», Открытому акционерному обществу «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» об обязании ответчиков производить начисление платы за коммунальную услугу «Отопление» жителям п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, проживающим в трех-четырехэтажном, пяти-девяти этажном жилом фонде, в пяти-девятиэтажных общежитиях в соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа от 20.04.2011№ 399-ПА «О предельных размерах платы за отопление на 2011 год для населения, проживающего на территории п. Буланаш в трех-девятиэтажных домах квартирного типа и общежитиях»; об обязании ответчиков произвести перерасчет жителям п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, проживающим в трех-четырехэтажном, пяти-девяти этажном жилом фонде, в пяти-девятиэтажных общежитиях излишне начисленной платы за коммунальную услугу «Отопление» с 1 января 2011 года с зачетом суммы переплаты при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в последующий расчетный период (календарный месяц), УСТАНОВИЛ: Артемовский городской прокурор обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что в ходе проверки, проведенной по заявлению жительницы п. Буланаш ФИО3, установлено, что закрытое акционерное общество «Регионгаз-Инвест» производит выработку тепловой энергии для предоставления жителям п. Буланаш коммунальной услуги - «Отопление». Начисление платы за услугу «отопление» для потребителей - физических лиц, проживающих в п. Буланаш Артемовского района Свердловской области производит открытое акционерное общество «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» в соответствии с агентским договором от 06.05.2009 № 001АГ, заключенным с ЗАО «Регионгаз-Инвест». Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01.10.2010 № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в Артемовском городском округе, утвержден в размере 115 %. Региональной энергетической комиссией Свердловской области проведена внеплановая проверка соблюдения порядка ценообразования применения регулируемых тарифов на коммунальные услуги в муниципальном образовании Артемовский городской округ. Проверкой платежных документов за декабрь 2010 года и январь 2011 года по жилищному фонду Артемовского городского округа установлено, что фактический индекс за коммунальные услуги составил от 114,2 % до 119,5% при утвержденном предельном индексе в размере 115 %. Нарушение предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги обнаружено по платежным документам, предъявляемым гражданам, проживающим в п. Буланаш Артемовского городского округа. Причиной превышения явилось увеличение платы граждан за услугу отопления на 124 %. На основании проведенной проверки РЭК Свердловской области главе и администрации муниципального образования Артемовский городской округ выданы предписания № 5 и № 6 от 29.03.2011. На основании предписания РЭК Свердловской области № 6 от 29.03.2011 администрацией Артемовского городского округа издано постановление от 20.04.2011 № 399-ПА «О предельных размерах платы за отопление на 2011 год для населения, проживающего на территории п. Буланаш в трех-девятиэтажных домах квартирного типа и общежитиях», которым ресурсоснабжающим организациям, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам рекомендовано: начисления платы за отопление производить в соответствии с предельными размерами платы, установленным настоящим постановлением; произвести перерасчет гражданам излишне начисленной платы за отопление с 1 января 2011 года с зачетом суммы переплаты при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в последующий расчетный период (календарный месяц). Однако перерасчет гражданам, проживающим в п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, излишне начисленной платы за отопление с 1 января 2011 года не произведен. Просит суд обязать закрытое акционерное общество «Регионгаз-Инвест», открытое акционерное общество «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» производить начисление платы за коммунальную услугу «Отопление» жителям п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, проживающим в трех-четырехэтажном, пяти-девяти этажном жилом фонде, в пяти-девятиэтажных общежитиях в соответствии с постановлением администрации Артемовского городского округа от 20.04.2011 года № 399-ПА «О предельных размерах платы за отопление на 2011 год для населения, проживающего на территории п. Буланаш в трех-девятиэтажных домах квартирного типа и общежитиях». Обязать ЗАО «Регионгаз-Инвест», ОАО «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» произвести перерасчет жителям п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, проживающим в трех-четырехэтажном, пяти-девятиэтажном жилом фонде, в пяти-девятиэтажных общежитиях излишне начисленной платы за коммунальную услугу «Отопление» с 01 января 2011 года с зачетом суммы переплаты при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в последующий расчетный период (календарный месяц). В судебном заседании помощник Артемовского городского прокурора Новикова Ю.Е. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ЗАО «Регионгаз-Инвест» Мельникова Н.В., действующая на основании доверенности (л.д. 53), пояснила суду, что с исковыми требованиями не согласна, так как администрацией Артемовского городского округа принято решение об установлении предельного размера платы, который не соответствует установленным в законном порядке тарифам. В связи с этим ЗАО «Регионгаз-Инвест» дважды обращалось к главе администрации Артемовского городского округа о предоставлении муниципальной гарантии оплаты выпадающих доходов, но ответов не поступало. Позиция ЗАО «Регионгаз-Инвест» по данному вопросу подтверждается решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2011 года по делу № А-60-13052/2011 по заявлению ЗАО «Регионгаз-Инвест» об оспаривании Решения Думы Кировградского округа и решением Арбитражного Суда Свердловской области по делу № А-60-13064/2011. Данные решения вступили в законную силу. Учитывая изложенное, ЗАО «Регионгаз-Инвест» считает, что каких-либо виновных действий, нарушающих права потребителей, не совершалось. Те же доводы содержатся в отзыве на исковое заявление на л.д. 69-70. Представитель открытого акционерного общества «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» (далее ОАО «СЭГК - РЦ») Мингалеева Ю.А., действующая на основании доверенности (л.д. 55), пояснила суду, что с исковыми требованиями не согласна, так как на территории Артемовского городского округа ОАО «СЭГК - РЦ» осуществляет деятельность на основании агентского договора от 06.05.2009 № 001АГ, заключенного с организацией-поставщиком энергоресурсов ЗАО «Регионгаз-Инвест». ОАО «СЭГК - РЦ» в качестве агента выполняет поручения от имени ЗАО «Регионгаз-Инвест» в том числе по расчету и начислению платы за жилищные и коммунальные услуги. Все расчеты осуществляются на основании поручений ЗАО «Регионгаз-Инвест». Руководствуясь поступившим в ОАО «СЭГК - РЦ» поручением ЗАО «Регионгаз-Инвест» от 20.05.2011 года № 01-01/1621, начисления, предъявляемые потребителям - физическим лицам по услуге «Отопление» в 2011 году перерасчету не подлежат. Считает, что ОАО «СЭГК - РЦ» является ненадлежащим ответчиком по делу, исковые требования должны быть обращены к ЗАО «Регионгаз-Инвест». Те же доводы содержатся в отзыве на исковое заявление на л.д. 68. Третье лицо Администрация АГО, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, о причинах неявки не уведомило, свою позицию на момент рассмотрения дела не выразило. Третье лицо Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, а представило письменное обоснование своей позиции по иску, в котором исковые требования прокурора поддержало и просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из совокупности отзыва на исковое заявление Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 07-18/4045 от 20.07.2011 года, акта о результатах внеплановой документарной проверки № 30 от 29.03.2011 года следует, что Постановлением РЭК Свердловской области от 01.10.2010 г. № 119-ПК для муниципального образования Артемовский городской округ на 2011 год предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги утвержден в размере 115,0%. Проверкой по жилищному фонду за декабрь 2010 года и январь 2011 года по жилищному фонду Артемовского ГО установлено, что фактический индекс за коммунальные услуги составил от 114,2% до 119,5%. Причиной повышения явилось увеличение платы граждан за услугу «Отопление» на 124%. На основании проведенной проверки главе и администрации Артемовского городского округа выписаны предписания № 5 и № 6. Однако, 17.05.2011 администрация Артемовского городского округа довела до сведения РЭК Свердловской области, что ЗАО «Регионгаз-Инвест» в случае отсутствия оплаты выпадающих доходов из бюджета Артемовского городского округа отказывается произвести перерасчет за услугу «отопление» с 01.01.2011 года населению п. Буланаш. РЭК считает, что действиями ЗАО «Регионгаз-Инвест» нарушены права граждан на оплату коммунальных услуг в соответствии с предельным индексом, в связи с чем полагает, что заявленные требования Артемовского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д. 39-41, 42-47). Суд, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Из заявления Артемовскому городскому прокурору жительницы п. Буланаш ФИО3 следует, что она просит разобраться в вопросе начисления платы за услугу «Отопление» жителям п. Буланаш Артемовского района Свердловской области в связи с тем, что по ее мнению, не выполняется предписание РЭК и постановление администрации Артемовского городского округа № 399-ПА от 20.04.2011 «О предельных размерах платы за отопление на 2011 год для населения, проживающего на территории п. Буланаш в трех-девятиэтажных домах квартирного типа и общежитиях», перерасчет платы за оказанную услугу не произведен (л.д. 30). Согласно предписанию № 5 Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 29.03.2011 года главе муниципального образования Артемовский городской округ Кузнецовой О.Б. предписано привести размеры платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом, утвержденным постановлением РЭК Свердловской области от 01.10.2010 г. № 119-ПК для муниципального образования Артемовский городской округ (л.д. 57). Согласно предписанию № 6 Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 29.03.2011 года администрации Артемовского городского округа предписано привести размеры платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом, утвержденным постановлением РЭК Свердловской области от 01.10.2010 г. № 119-ПК для муниципального образования Артемовский городской округ (л.д. 32). Из писем генерального директора ЗАО «Регионгаз-Инвест» от 16.04.2011 года и от 11.05.2011 года следует, что ЗАО «Регионгаз-Инвест» готово дать указание ОАО «СЭГК-РЦ» на проведение перерасчета стоимости за услугу «Отопление» жителям п. Буланаш Артемовского района при условии предоставления со стороны Артемовского городского округа муниципальной гарантии оплаты выпадающих доходов ЗАО «Регионгаз-Инвест» по 2011 году (л.д. 33, 34). Из письма генерального директора ЗАО «Регионгаз-Инвест» от 20.05.2011 года в адрес генерального директора ОАО «СЭГК-РЦ» следует, что на 20.05.2011 года от администрации Артемовского городского округа не поступили предложения о предоставлении муниципальной гарантии, в связи с этим ЗАО «Регионгаз-Инвест» запретил производить перерасчет начислений гражданам за услугу отопления январь-март 2011 года (л.д. 35). Согласно Уставу ОАО «СЭГК-РЦ» основными видами деятельности Общества являются: сбор платежей на энергоресурсы, предоставление коммунальных услуг населению, представительство и защита прав и интересов потребителей во всех законодательных, исполнительных и судебных органах Российской Федерации (л.д. 4-14). Из агентского договора № 001АГ от 06.05.2009 года следует, что ОАО «СЭГК-РЦ» является агентом, в обязанности которого входит, в том числе: вести переговоры с организациями, оказывающими услуги по передаче тепловой энергии, урегулировать разногласия и давать разъяснения по существу отношении, связанных с передачей тепловой энергии, специально подготовленного теплоносителя и горячей воды, газа, вести деловую переписку и совершать иные действия, направленные на достижение положительного результата при выполнении данного поручения (л.д. 58-67). В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря 2005 года N184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг (п. 2 ст.6). Государственный, контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.7 ст.6). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования (п.п.З п.7.6 ст.6). В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области № 1067-УГ от 13.11.2010 года, комиссия устанавливает предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям в Свердловской области; устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области. Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01.10.2010 № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в Артемовском городском округе, утвержден в размере 115 %. Постановлением администрации Артемовского городского округа № 399-ПА от 20.04.2011 года «О предельных размерах платы за отопление на 2011 год для населения, проживающего на территории п. Буланаш в трех-девятиэтажных домах квартирного типа и общежитиях» на территории п. Буланаш Артемовского района установлены размеры платы за отопление для жителей, проживающих в трех-четырехэтажном жилом фонде, пяти-девятиэтажном жилом фонде, пяти-девятиэтажных общежитиях (л.д. 31). Судом установлено, что предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, проживающих в Артемовском городском округе, утвержден в размере 115 %, однако проверкой РЭК Свердловской области за декабрь 2010 года и январь 2011 года по жилищному фонду Артемовского ГО установлено, что фактический индекс за коммунальные услуги составил от 114,2% до 119,5%. Причиной повышения явилось увеличение платы граждан за услугу «Отопление» на 124% (л.д. 42-46), в то время как Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01.10.2010 № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в Артемовском городском округе, утвержден в размере 115 % (л.д. 39-41). Региональная энергетическая комиссия Свердловской области внесла в адрес главы и администрации Артемовского городского округа предписания № 5 и № 6 (л.д. 57, 32) о приведении размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельным индексом, однако ЗАО «Регионгаз-Инвест» отказалось произвести перерасчет за услугу «отопление» с 01.01.2011 года в случае отсутствия оплаты выпадающих доходов из бюджета Артемовского городского округа (л.д. 40). Ссылка представителя ответчика на решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-13052/2011 от 01.07.2011 года признана судом несостоятельной, поскольку указанное решение не имеет преюдициального значения для настоящего дела, так как касается Кировградского городского округа (л.д. 71-79). В соответствии с пунктом 8 Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25.04.2007 № 361-ПП, установлено, что пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные платежи в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и (или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц). Приобщенное к материалам дела по ходатайству ответчика ЗАО «Регионгаз-инвест» Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2011 года по делу № А60-13052/2011 по заявлению ЗАО «Регионгаз-инвест» в Думе Кировградского городского округа о признании недействующим ( в части) нормативного правового акта (л.д. 71-79) в данном случае не имеет преюдициального значения для рассмотрения данного дела, поскольку в указанном решении не затронуты правоотношения по установлению тарифов в Артемовском городском округе. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01.10.2010 № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» и Постановление администрации Артемовского городского округа № 399-ПА от 20.04.2011 года «О предельных размерах платы за отопление на 2011 год для населения, проживающего на территории п. Буланаш в трех-девятиэтажных домах квартирного типа и общежитиях» на настоящий момент являются действующими, поэтому исковые требования Артемовского городского прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Артемовского городского прокурора, заявленный в интересах неопределенного круга лиц жителей пос. Буланаш Артемовского района Свердловской области к Закрытому акционерному обществу «Регионгаз-Инвест», Открытому акционерному обществу «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» удовлетворить. Обязать Закрытое акционерное общество «Регионгаз-Инвест», Открытое акционерное общество «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» производить начисление платы за коммунальную услугу «Отопление» жителям п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, проживающим в трех-четырехэтажном, пяти-девяти этажном жилом фонде, в пяти-девятиэтажных общежитиях в соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа от 20.04.2011№ 399-ПА «О предельных размерах платы за отопление на 2011 год для населения, проживающего на территории п. Буланаш в трех-девятиэтажных домах квартирного типа и общежитиях». Обязать Закрытое акционерное общество «Регионгаз-Инвест», Открытое акционерное общество «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный центр» произвести перерасчет жителям п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, проживающим в трех-четырехэтажном, пяти-девяти этажном жилом фонде, в пяти-девятиэтажных общежитиях излишне начисленной платы за коммунальную услугу «Отопление» с 1 января 2011 года с зачетом суммы переплаты при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в последующий расчетный период (календарный месяц). Взыскать с Закрытого акционерного общества «Регионгаз-Инвест» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 01.08.2011 года. Судья: Ермакова В.В.