Решение от 08.11.2011г. по делу № 2-910/2011 об отмене решения Артемовской районной избирательной комиссии



Дело № 2-910/2011

Мотивированное РЕШЕНИЕ изготовлено 10.11.2011 года

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Ермаковой В.В., с участием помощника Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю., представителя заявителя избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» Полоса А.В., представителей заинтересованного лица Артемовской районной территориальной избирательной комиссии Кулишовой Н.М. и Ланцевой И.А., представителя Главного Управления Минюста России по Свердловской области Вейс Н.Н.,

при секретаре Болгасовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» об отмене решения Артемовской районной территориальной избирательной комиссии № 27/129 от 31 октября 2011 года «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области»,

УСТАНОВИЛ:

Избирательное объединение «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» (далее по тексту - избирательное объединение) обратилось в суд с заявлением об отмене решения Артемовской районной территориальной избирательной комиссии № 27/129 от 31.10.2011г. «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области».

В обоснование требований избирательное объединение указало, что 17.10.2011г. состоялось правомочное заседание № 87 Совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области, на котором было принято решение о выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу от избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области». О дате, времени, месте и повестки заседания были извещены Артемовская районная территориальная избирательная комиссия и ГУ Минюста России по Свердловской области. 18.10.2011г. в Артемовскую районную территориальную избирательную комиссию были представлены документы, для выдвижения списка кандидатов в депутаты для баллотирования указанных в списке кандидатов на выборах депутатов Думы АГО пятого созыва по единому избирательному округу, назначенных на 04 декабря 2011 года. 24.10.2011г. в ту же избирательную комиссию были представлены документы, необходимые для регистрации списка кандидатов в депутаты Думы АГО пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением. 31.10.2011г. на заседании Артемовской районной территориальной избирательной комиссии членами комиссии было вынесено решение № 27/129 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области», которое избирательное объединение считает незаконным, нарушающим права кандидатов в депутаты Завражновой С.К., Фатеева О.Н., Вяткина П.В., Мельникова А.В., Кузнецовой Е.А., Архипова А.В., Узуновой А.К., предусмотренные ст. 38 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Избирательного кодекса Свердловской области, а также нарушающим права избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области», предусмотренные статьями 33, 43 Избирательного кодекса Свердловской области и Уставом Партии.

В мотивировочной части решения от 31.10.2011г. об отказе в регистрации списка кандидатов избирательная комиссия указала на нарушение порядка выдвижения избирательным объединением списков кандидатов в депутаты, ссылаясь на письменный ответ ГУ Минюста РФ по Свердловской области, который по своей сути официальным заключением не является, поскольку документ вынесен с нарушением порядка его принятия и оформления. 17.10.2011г. на заседании Совета Регионального отделения партии Справедливая Россия в Свердловской области присутствовали член Артемовской районной территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Анищенко Г.З. и представитель ГУ Минюста РФ по Свердловской области Шилин А.А. Каких-либо замечаний о нарушении порядка выдвижения списков кандидатов в депутаты, процедуре проведения и правомерности принятия решения от представителей компетентных органов в день заседания Совета не поступало, внеплановая проверка назначена не была и не проводилась, информация о нарушениях законодательства о политических партиях и о выборах избирательному объединению не представлялась.

Выводы, изложенные в ответе ГУ Минюста России по Свердловской области являются неверными, поскольку сформулированы без проведения соответствующей оценки всех документов, подтверждающих право регионального отделения партии Справедливая Россия в Свердловской области участвовать в выборах депутатов Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу и без учета того, что такой возможности у местного отделения партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе Свердловской области не было.

Преждевременный вывод сделан на основании только одного из ежегодно представляемых в ГУ Минюста РФ по Свердловской области документов - «Сведения о местных отделениях Партии, входящих в состав регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области», в котором сообщалось о местных отделениях, входящих в состав регионального отделения, с указанием только наименования местного отделения Партии. Иные документы, в частности, решение о создании соответствующего местного отделения, отражающие не только наименования, но и территорию деятельности местного отделения, не были исследованы. Согласно ч. 1 ст. 42 Устава Партии, «местным отделением Партии является структурное подразделение Партии, созданное и осуществляющее свою деятельность, как правило, на территории одного или нескольких районов, городов, иных населенных пунктов и (или) их части (частей) одного субъекта Российской Федерации, границы которого определены решением Президиума или Бюро Президиума Центрального совета, Советом или Бюро Совета регионального отделения, в пределах территории деятельности одного регионального отделения». В соответствии с ч. 2 ст.42 Устава Партии информация о границах территории деятельности местного отделения содержится в решении о создании местного отделения». Не было учтено то обстоятельство, что на территории Артемовского городского округа Свердловской области существует местное отделение Партии, имеющее наименование «Местное отделение политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округ Свердловской области», но созданное только в территориальных границах города Артемовский, и которое, в соответствии с положениями Устава Партии, не может участвовать в выборах представительных органов муниципального образования. Сопоставление границ территории деятельности местного отделения Партии и границ избирательных округов не производилось, соответствующие документы для проверки и ознакомления не запрашивались. Согласно п. 5 ст. 19 ФЗ «О политических партиях» уполномоченный орган по запросам соответствующих избирательных комиссий представляют им в десятидневный срок со дня получения запроса списки отвечающих требованиям пункта 2 статьи 36 настоящего Федерального закона политических партий и их региональных отделений по состоянию на день получения соответствующего запроса. В связи с чем, перед направлением в избирательную комиссию сведений о местных отделениях политической партии Справедливая Россия в Свердловской области, имеющих право участвовать в выборах, территориальный орган Минюста России должен был представить в избирательную комиссию сведения по состоянию на 20.10.2011 года, а не ссылаться на сведения, представленные в декабре 2010 года. Территория деятельности существующего местного отделения партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе намного уже границ муниципального образования Артемовский городской округ Свердловской области, установленных Областным Законом от 12.07.2007г. № 85-03 «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области». Более того, установленная территория деятельности местного отделения не соответствует границам единого избирательного округа и двухмандатным избирательным округам, образованных на территории Артемовского городского округа Свердловской области по выборам депутатов Думы Артемовского городского округа пятого созыва, назначенных на 04 декабря 2011года. В составе регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области на момент принятия решения о назначении выборов депутатов Думы Артемовского городского округа пятого созыва и в настоящее время не существует местного отделения политической партии, которое в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и Уставом Партии, правомочно принимать решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Думы АГО. Согласно ч. 4 ст. 42 Устава Партии в случае, отсутствия на территории муниципального образования местного отделения в указанных выборах участвует действующее на территории данного муниципального образования региональное отделение Партии. В соответствии с п. З ч. 4 статьи 34 Устава Партии к исключительной компетенции Совета регионального отделения партии при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган, уполномоченный уставом. В соответствии с ч. 3.1 ст. 25 ФЗ «О политических партиях» в случае, отсутствия местного отделения решение о выдвижении списков кандидатов в депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований может быть принято коллегиальным постоянно действующим органом регионального отделения. В связи с чем, Совет регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Свердловской области, являющийся на основании ст. 33 Устава Партии, постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом регионального отделения партии, был правомочен принимать решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу. На основании изложенного, избирательное объединение считает ссылку избирательной комиссии о несоблюдении избирательным объединением указанных в федеральном законе требований к выдвижению списка кандидатов, необоснованной, несоответствующей фактическим обстоятельствам и неподтвержденной официальным заключением компетентного органа и просит решение Артемовской районной территориальной избирательной комиссии от 31.10.2011 года отменить как незаконное, обязать избирательную комиссию произвести регистрацию списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» по итогам проведения заседания Совета Регионального отделения политической партии № 87 от 17 октября 2011 года и принятия на нем решения, связанного с участием избирательного объединения в выборах депутатов Думы АГО пятого созыва, назначенных на 04 декабря 2011 года.

Представитель заявителя Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в свердловской области» Полоса А.В. (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 110) в судебном заседании заявленные избирательным объединением требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, просила решение избирательной комиссии от 31.10.2011г. № 27/129 отменить как незаконное, обязать избирательную комиссию зарегистрировать список кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому избирательным объединением по итогам проведения заседания Совета Регионального отделения № 87 от 17 октября 2011 года и принятия на нем решения, связанного с участием избирательного объединения в выборах депутатов Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, назначенных на 04 декабря 2011 года.

Кроме того, представитель заявителя пояснила, что состоят на учете в местном отделении Политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе Свердловской области с территорией деятельности г. Артемовский только члены партии, проживающие в г. Артемовском, а члены партии, проживающие в других населенных пунктах Артемовского городского округа, в данном местном отделении состоять не могут, так как иные населенные пункты не входят в территорию деятельности этого местного отделения, в силу чего такие члены партии состоят на учете в региональном отделении партии; при данных обстоятельствах при выдвижении кандидатов только местным отделением такое выдвижение приведет к нарушению избирательных прав этих членов партии, поскольку они будут лишены права участвовать в выдвижении, а при выдвижении кандидатов в Думу Артемовского городского округа Советом регионального отделения партии их право будет реализовано опосредованно, через представительный орган регионального отделения.

Представители заинтересованного лица Артемовской районной ТИК Кулишова Н.М. (председатель Артемовской ТИК, удостоверение , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 111 ) и Ланцева И.А. (зам.председателя Артемовской ТИК, действует по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 109) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области», поскольку считают решение избирательной комиссии от 31.10.2011г. об отказе избирательному объединению в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы АГО пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» законным. Избирательным объединением был нарушен установленный Федеральным законом «О политических партиях» порядок выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, Региональное отделение партии не правомочно было выдвигать список кандидатов на выборы в силу ст. 25 п. 3.1 указанного Закона, поскольку на территории муниципального образования существует местное отделение партии. Комиссия сделала вывод о возможности участия местного отделения на выборах на том основании, что его наименование идентично наименованию муниципального образования, и соответственно, сфера действия местного отделения партии, распространяется на весь округ. В избирательную комиссию не были представлены сведения о том, что местное отделение партии создано лишь в территориальных границах города Артемовский. ГУ Минюст России по Свердловской области представил по запросу избирательной комиссии сведения о местных отделениях, входящих в состав регионального отделения политической партии, согласно которых на территории Артемовского городского округа создано местное отделение политической партии Справедливая Россия Артемовского городского округа Свердловской области. Иных документов представлено им не было. Просят в заявлении избирательному объединению отказать. При этом представители Артемовской районной ТИК пояснили, что иных нарушений порядка выдвижения списка кандидатов данной политической партией не выявлено.

Представитель Главного Управления Минюста России по Свердловской области Вейс Н.Н. (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 176), в судебном заседании возражала против заявления избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия по Свердловской области» об отмене решения Артемовской районной территориальной избирательной комиссии от 31 октября 2011 года № 27/129, в обоснование своих возражений указала, что в соответствии с п. 3.1 ст.25 Федерального закона «О политических партиях» в случае отсутствия местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения. Согласно ст. 34 устава Партии Справедливая Россия в Свердловской области предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения Партии при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований, в случае, если законодательством предусмотрено, что указанные действия может осуществить орган, уполномоченный уставом партии. Из чего следует, что Совет регионального отделения партии может принимать решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований только в случае отсутствия местного отделения партии. Политическая партия является одной из организационно-правовых форм общественного объединения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединения» под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. На территории Артемовского городского округа создано местное отделение политической партии Справедливая Россия Артемовского городского округа Свердловской области, согласно сведениям, представленным региональным отделением партии о местных отделения от 27.12.2010г. В связи с чем, Совет регионального отделения партии не вправе был принимать решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу на выборы 04.12.2011 года. Главному Управлению были представлены лишь сведения о местных отделениях партии с указанием их наименований, иных документов, в том числе решения о создании местного отделения политической партии Справедливая Россия Артемовского городского округа Свердловской области, с указанием границ, в которых создано местное отделение, в Минюст представлено не было. Сведения о своей деятельности и структурных подразделениях, представляются политическими партиями в ГУ Минюста России, в соответствии с ФЗ «О политических партиях», ежегодно. Последние сведения региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Свердловской области, которыми руководствовалось ГУ Минюста России в Свердловской области, были предоставлены 27.12.2010 года. Для предоставления сведений политической партией Справедливая Россия в этом году, еще не подошел срок. Если бы в Минюсте имелись сведения о том, что местное отделение регионального отделения политической партии Справедливая Россия Артемовского городского округа Свердловской области, созданного лишь в границах территории города Артемовский, Артемовская районная территориальная избирательная комиссия была бы об этом информирована. При проведении проверки, по запросу Артемовской избирательной комиссии, Минюст не мог полагать, что местное отделение сформировано не в границах территории муниципального образования Артемовский городской округ, поскольку официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности, что следует из ч. 1 ст. 28 Закона «Об общественных объединениях». Считает решение Артемовской избирательной комиссии от 31.10.2011года законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления избирательного объединения Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области отказать.

Участвующий в судебном процессе помощник Артемовского городского прокурора выразил позицию, что решение Артемовской избирательной комиссии от 31.10.2011г. № 27/129 является законным и обоснованным, а в удовлетворении заявления избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» надлежит отказать на том основании, что местное отделение партии является общественным объединением, и в силу ФЗ «Об общественных объединениях» его деятельность осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления, исходя из наименования, совпадающего с границами муниципального образования, а поскольку, имеется местное отделение партии, Совет регионального отделения партии не имел право принимать решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления в силу ст. 25 п. 3.1. ФЗ «О политических партиях».

Ознакомившись с доводами заявления, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 260 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Указанный срок заявителем - избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» был соблюден.

Решением Артемовской районной территориальной избирательной комиссии от 31 октября 2011 года № 27/129 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» на том основании, что был нарушен установленный Федеральным законом «О политических партиях» порядок выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, поскольку Совет регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области в соответствии с Уставом Партии и Федеральным законом «О политических партиях» может принимать решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований только в случаях отсутствия местного отделения политической партии. По данным ГУ Минюста РФ по Свердловской области, полученным от Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области, на территории Артемовского городского округа создано и имеется местное отделение политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе Свердловской области (л.д. 10-15).

С данным решением избирательной комиссии суд не может согласится, считает его не законным и подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяется Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г. № 263-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 3 ст. 43 Избирательного кодекса Свердловской области (Закон Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 10-ОЗ, в ред. от 23.05.2011 N 32-ОЗ) выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 выше указанного Закона, выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно подпункту «б» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 2 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области, основаниями отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, - является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

В силу ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (в ред. от 23.07.2011 N 259-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Пунктом 2 статьи 25 ФЗ «О политических партиях» определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно п. 3.1. ст. 25 ФЗ «О политических партиях» в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (п. 3.1 введен Федеральным законом от 05.04.2011 N 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 устава политической партии «Справедливая Россия», Совет регионального отделения - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между конференциями (общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим уставом.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 34 устава политической партии «Справедливая Россия» предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения, являющегося коллегиальным органом структурного подразделения, при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган, уполномоченный уставом политической партии.

Анализ выше приведенных норм закона говорит о том, что Совет регионального отделения политической партии может принимать решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления только в случае отсутствия местного отделения политической партии.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 01.07.2011г.) политическая партия является одной из организационно-правовых форм общественного объединения.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях» под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (ст. 28 указанного выше Закона).

В силу ст. 12.2 указанного Закона, порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом «О политических партиях».

Вислу ст. 3 ФЗ «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Таким образом, из анализа выше приведенных норм закона следует, что уставом объединения может быть предусмотрено создание местного отделения, и что официальное название местного отделения политической партии, которое по своей сути является общественным объединением, должно содержать указание на территорию сферы своей деятельности.

В соответствии со ст. 42 п.1 Устава Партии Справедливая Россия, местным отделением партии является структурное подразделение партии, созданное и осуществляющее свою деятельности, как правило, на территории одного или нескольких районов, городов, иных населенных пунктов и (или) их части (частей) одного субъекта Российской Федерации, границы которого определены решением Президиума или Бюро Президиума Центрального совета, Совета или Бюро Совета регионального отделения, в пределах территории детальности одного регионального отделения.

Решение о создании местного отделения должно содержать информацию о границах территории деятельности местного отделения.

Из п. 4 ст. 42 Устава Партии Справедливая Россия следует, что местные отделения на территории своей деятельности участвуют в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, в том числе выдвигают кандидатов на должности глав и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов или списки кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного отделения, либо в случае, если на территории муниципального образования созданы и действуют более одного местного отделения, в выборах участвуют действующие на территории данного муниципального образования региональное отделение или партия.

Данный пункт соответствует ч. 3.1. ст. 25 Закона «О политических партиях».

Из указанного пункта статьи Устава партии следует, что региональное отделение партии участвует в выборах на территории муниципального образования и в том случае, если территория деятельности местного отделения партии не тождественна, не совпадает с территорией муниципального образования, в котором избирается представительный орган местной власти.

Согласно сведений Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области, представленных в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в декабре 2010 года, в состав Регионального отделения, в том числе, входит Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе (л.д. 18-23).

Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе было создано на основании решения Совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области от 15 апреля 2010 года, которым была определена территория деятельности местного отделения партии - административные границы города Артемовский Свердловской области, а не границы «Артемовского городского округа» (л.д. 24-25).

Хотя данное решение в части определения территории деятельности местного отделения партии и названия местного отделения партии не соответствует ч. 1 ст. 28 Закона «Об общественных объединениях», из которой следует, что официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности, однако, данное решение принято и существует с 15.10.2010 года.

Из решения Бюро Совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области от 13.12.2010 года «Об уточнении сведений о местных отделениях партии, входящих в состав регионального отделения партии» также усматривается, что территория деятельности Местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе Свердловской области (краткое наименование - Артемовское местное отделение Партии Справедливая Россия) - город Артемовский Свердловской области (л.д. 113-118).

В настоящее время решение регионального отделения партии о создании местного отделения политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе, которым определены его границы деятельности - г.Артемовский Свердловской области, а также решение об уточнении сведений о местных отделениях партии, никем не оспорены, они действует, соответственно, должно быть приняты во внимание при установлении того факта, правомочно ли Артемовское местное отделение Партии Справедливая Россия принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительные органы муниципального образования Артемовский городской округ и на иные выборные должности местного самоуправления.

Территория деятельности существующего местного отделения партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе намного уже границ муниципального образования Артемовский городской округ Свердловской области, установленных Областным Законом от 12.07.2007г. № 85-03 «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».

При данных обстоятельствах Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе Свердловской области может действовать только на территории г. Артемовского, а не Артемовского городского округа, следовательно, участвовать только в выдвижении кандидатов в представительные органы местной власти г. Артемовского, но таких представительных органов в г. Артемовском не предусмотрено ни уставом Артемовского городского округа, ни каким либо иным документом.

Кроме того, никем из участников процесса не оспорен и принимается судом довод представителя заявителя о том, что состоят на учете в местном отделении Политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе Свердловской области с территорией деятельности г. Артемовский только члены партии, проживающие в г. Артемовском, а члены партии, проживающие в других населенных пунктах Артемовского городского округа, в данном местном отделении состоять не могут, так как иные населенные пункты не входят в территорию деятельности этого местного отделения, в силу чего такие члены партии состоят на учете в региональном отделении партии; при данных обстоятельствах при выдвижении кандидатов только местным отделением такое выдвижение приведет к нарушению избирательных прав этих членов партии, поскольку они будут лишены права участвовать в выдвижении, а при выдвижении кандидатов в Думу Артемовского городского округа Советом регионального отделения партии их право будет реализовано опосредованно, через представительный орган регионального отделения.

Оценив все представленные доказательства в совокупности, с учетом анализа выше приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что, хотя, на территории муниципального образования Артемовский городской округ имеется местное отделение, именуемое местным отделением Политической партии Справедливая Россия в Артемовском городском округе Свердловской области с территорией деятельности город Артемовский, однако, оно не полномочно выдвигать кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа, следовательно, на территории не существует местного отделения, правомочного в соответствии с действующим законодательством, принимать решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) на выборы в депутату в представительные органы муниципального образования либо на иные выборные должности органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 25 п. 3.1 ФЗ «О политических партиях», Совет регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Свердловской области имел право принимать решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) на выборах в депутаты Думы Артемовского городского округа по единому избирательному округу, назначенных на 04.12.2011 года, в связи с чем, отказ избирательной комиссии в регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» от 31.10.2011г., нарушает установленные статьей 32 Конституции Российской Федерации права граждан быть избранными в органы местного самоуправления, выдвинутых в качестве кандидатов избирательным объединением, что является недопустимым.

В судебном заседании представитель заявителя признала, что избирательным объединением не представлялись в Министерство юстиции и в Артемовскую избирательную комиссию следующие документы: решение Совета регионального отделения Партии о создании Артемовского местного отделения партии Справедливая Россия и решение Бюро Совета регионального отделения Партии об уточнении сведений о местных отделениях Партии, входящих в состав регионального отделения.

Однако, данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения настоящего дела, поскольку установлен факт вынесения незаконного решения избирательной комиссией, и уже не имеет значение, что данное решение принято избирательной комиссией по вине избирательного объединения, не предоставившего своевременно в ТИК исчерпывающую информацию о своем структурном подразделении. Нарушенное право в любом случае подлежит восстановлению.

В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

В силу ст. 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя, либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

В связи с тем, что при рассмотрении на заседании Артемовской районной территориальной избирательной комиссии от 31.10.2011г. вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области», избирательной комиссией не был учтен тот факт, что на территории муниципального образования Артемовский городской округ отсутствует местное отделение партии, правомочное принимать решение по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) на выборы в депутаты представительного органа муниципального образования, в связи с чем, такое решение было правомочно принимать региональное отделение партии, и указанные обстоятельства привели к вынесению избирательной комиссией незаконного и необоснованного решения, без отмены которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита публичных интересов избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Свердловской области, суд отменяет решение ТИК от 31.10.2011г. № 29/127 как незаконное.

Каких либо иных нарушений при данном выдвижении кандидатов не выявлено, что также подтверждено представителями Районной территориальной избирательной комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206, 260-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Свердловской области» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Артемовской районной территориальной избирательной комиссии от 31 октября 2011 года № 27/129 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Свердловской области».

Обязать Артемовскую районную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать список кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Свердловской области в срок не позднее дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение 5 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 ноября 2011 года.

Судья:                                                            Ермакова В.В.