Дело 2-752/2011 года Мотивированное решение составлено 07 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Нигматзяновой О.А., с участием представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Новиковой Ю.Е, представителя ответчика закрытого акционерного общества «Регионгаз- инвест» Мельниковой Н.В., при секретаре Антоновой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Регионгаз- инвест» об обязании не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно- защитной зоны филиала предприятия Буланашская ТЭЦ, расположенного в п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, У С Т А Н О В И Л: Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Регионгаз- инвест» об обязании не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно- защитной зоны филиала предприятия Буланашская ТЭЦ, расположенного в п. Буланаш Артемовского района Свердловской области. В обоснование заявленных требований указал в исковом заявлении, что в ходе проведенной Артемовской городской прокуратурой проверки установлено: ответчик допускает грубые нарушения действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха - у предприятия отсутствует разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект санитарно- защитной зоны предприятия. Согласно Уставу, одним из основных видов деятельности ЗАО «Регионгаз- инвест» является эксплуатация котельных, работающих на природном газе. Одним из филиалов указанного предприятия является Буланашская ТЭЦ, которая расположена в поселке Буланаш Артемовского района Свердловской области. Буланашской ТЭЦ с 08 октября 2007 года по настоящее время эксплуатируется одна газовая котельная № 1, в результате чего осуществляется выброс вредных веществ в атмосферу. Согласно сведениям, представленным Буланашской ТЭЦ- филиалом ЗАО «Регионгаз- инвест» в форме статистического отчета по форме 2 ТП (воздух) за 2010 год, в указанный период в атмосферный воздух данным предприятием выброшено 53,932 тонны загрязняющих веществ, в том числе жидких и газообразных 53,767 тонн. На предприятии функционирует один неорганизованный источник выбросов. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьей 3 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, к которым, в том числе, относятся приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, а также обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. Аналогичные положения содержатся в статье 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», обязанностью юридических лиц является выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разработка и проведение санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 3 ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно- защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. В пункте 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; обеспечивать соблюдение режима санитарно- защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. На основании указанного Федерального закона разработаны и с 01 марта 2008 года введены в действие Постановлением Главного санитарного врача РФ № 74 от 25 сентября 2007 года СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В соответствии с положениями, указанными в абзаце 2 п. 3.1 данного постановления размеры и границы санитарно- защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, разработка проекта которой для объектов I - III класса опасности является обязательной. Согласно разделу 7.1.22 указанных санитарных правил Буланашская ТЭЦ - филиал ЗАО «Регионгаз-инвест» в поселке Буланаш, относится к объекту 3 класса опасности с нормативной санитарно- защитной зоной предприятия не менее 300 метров. Буланашская ТЭЦ не имеет утвержденного в установленном порядке проекта организации санитарно- защитной зоны, что является нарушением выше перечисленных норм действующего законодательства. Представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Новикова Ю.Е. в судебном заседании требования прокурора поддержала по изложенным в заявлении доводам, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика ЗАО «Регионгаз- инвест» Мельникова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 41, в судебном заседании возражала против исковых требований прокурора. В обоснование возражений пояснила, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска прокурора. Существует проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для ЗАО «Регионгаз- инвест» филиал в п. Буланаш, который, согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 21 мая 2008 года соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам. Указанный проект нормативов предельно допустимых выбросов Уральским Управлением Ростехнадзора продлен с 02 июля 2010 года по 23 июля 2012 года. Существует план- график контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов ЗАО «Регионгаз- инвест» филиал в п.Буланаш. Промплощадка предприятия распложена на юго- западе п. Буланаш, ближайшая жилая застройка находится на расстоянии более 700 метров от границы промплощадки. Санитарно- защитная зона составляет 300 м. Нормы предельно допустимых выбросов соблюдаются. Права граждан не нарушаются, поскольку жилые строения находятся на расстоянии, превышающем 300 метров от предприятия. Просит в иске прокурору отказать. Заслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям: согласно основным сведениям о юридическом лице ЗАО «Регионгаз- инвест» на л.д. 11- 15, является одним из филиалов предприятия и расположен в п. Буланаш Артемовского района. Согласно Положению о филиале ЗАО «Регионгаз- инвест» в п. Буланаш, филиал создан в целях расширения сферы деятельности общества, для осуществления его функций по эксплуатации котельных, работающих на природном газе (л.д. 16). Филиал вырабатывает тепловую энергию для горячего водоснабжения и отопления п. Буланаш. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Статья 3 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха: приоритет охраны жизни и здоровья человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды. Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, эксплуатация сооружений и объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Согласно ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Требования на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74. Согласно п. 2.1 указанных Санитарно- эпидемиологических правил, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования. По своему функциональному назначению санитарно- защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Согласно п. 3.1 указанных Правил, проектирование санитарно- защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта. Размер и границы санитарно- защитной зоны определяются в проекте санитарно- защитной зоны. Разработка проекта санитарно- защитной зоны для объектов 1- 3 класса опасности является обязательной. Согласно п. 7.1.10. санитарных правил, ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе (последний - как резервный), относятся к предприятиям третьего класса опасности с размером санитарно-защитной зоны 300 м. Из письма генерального директора ЗАО «Регионгаз- инвест» от 28 июля 2011 года на л.д. 22 на имя Артемовского городского прокурора следует, что на территории Буланашской ТЭЦ функционирует котельная № 1 мощностью 64,8 МВт, принадлежащая ЗАО «Регионгаз- инвест» на основании договора купли- продажи № 1 от 20 октября 2006 года, относится к производству 3 класса опасности. В соответствии с ситуационной картой- схемой «расположение производственной площадки филиала ЗАО «Регионгаз-инвест» в п.Буланаш, ближайший жилой объект находится вне санитарно- защитной зоны. Проект санитарно- защитной зоны находится на стадии разработки (л.д. 23- 24). Факт того, что проект санитарно- защитной зоны отсутствует у филиала предприятия Буланашская ТЭЦ, расположенного в п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, усматривается также из письменных объяснении руководителя филиала ЗАО «Регионгаз- инвест» в п. Буланаш Жуйкова В.В. на л.д. 27- 28. Из анализа выше приведенных норм закона следует, что у филиала предприятия ЗАО «Регионгаз- инвест» Буланашская ТЭЦ, расположенного в п. Буланаш Артемовского района Свердловской области, обязательно должен быть разработан проект санитарно-защитной зоны, с определением в нем размера и границ данной зоны, поскольку предприятие, согласно п. 7.1.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится к объекту 3 класса опасности. Такого проекта санитарно- защитной зоны предприятия у ответчика нет, доказательств обратного суду не представлено, указанное обстоятельство является нарушением выше перечисленных норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные экологические условия жизни и здоровья. Наличие проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для ЗАО «Регионгаз- инвест» филиала в п. Буланаш, не освобождает последнего от обязанности выполнить проект санитарно- защитной зоны объекта 3 класса опасности - Буланашской ТЭЦ, с указанием размера и границ зоны. При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению. Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 4 000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Артемовского городского прокурора удовлетворить. Обязать закрытое акционерное общество «Регионгаз - инвест» не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны филиала предприятия Буланашская ТЭЦ, расположенного в поселке Буланаш Артемовского района Свердловской области. Взыскать с закрытого акционерного общества «Регионгаз - инвест» в доход государства государственную пошлину в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: О.А. Нигматзянова