Дело № 2-916/2010 Мотивированное РЕШЕНИЕ изготовлено 14.11.2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 ноября 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе судьи Ермаковой В.В., с участием помощника Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю., заявителя Шелякина Т.С., его представителя Климова Д.Н., представителя Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2 Агафоновой И.В., представителя Артемовской районной территориальной избирательной комиссии Кулишовой Н.М., при секретаре Болгасовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шелякина Т.С. - о признании незаконным и отмене Решения Окружной Избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 № 8/27 от 31 октября 2011 года об отказе в регистрации Шелякина Т.С. в качестве кандидата в депутаты Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу, -об обязании Окружной Избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 зарегистрировать Шелякина Т.С. в качестве кандидата в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу, УСТАНОВИЛ: Шелякин Т.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной Избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 от 31 октября 2011 года № 8/27 «Об отказе в регистрации Шелякина Т.С., выдвинутого в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу», об обязании Окружной Избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с проведением выборов в депутаты Думы Артемовского городского округа, назначенных на 04 декабря 2011 года, он выдвинул свою кандидатуру в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2, в связи с чем, в избирательную комиссию им были предоставлены необходимые документы, в том числе и подписные листы. В ходе проверки выдвижения кандидата, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, избирательной комиссией было выявлено 12 % недостоверных подписей от общего количества представленных подписей 8 из 66 (итоговый протокол от 28.10.2011г.). Решением ОИК по одномандатному избирательному округу № 2 г.Артемовского от 31.10.2011г. №8/27 ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы АГО. Считает решение избирательной комиссии незаконным, нарушающим его избирательные права, на том основании, что избирательной комиссией необоснованно признано 8 подписей недостоверными, с расшифровкой, как несоответствие паспортных данных, адреса места жительства, года рождения. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, недостоверная подпись - это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Членами рабочей группы не было выявлено ни одной подписи выполненной от одного лица другим. В протоколе заседания ОИК № 8 неверно указаны инициалы члена комиссии с правом совещательного голоса ФИО1 (указано неверно ФИО14). Была допущена ошибка в подсчете недостоверных подписей: лист 3 - указано недостоверных подписей 12, столбец 4 таблицы, тогда как всего подписей на листе 10, столбец 2 таблицы; лист 4 - указано недостоверных подписей 1 столбец 5, в то время как недостоверных подписей на данном листе нет. При рассмотрении дел данной категории суды не должны занимать абсолютно формальную позицию, а должны учитывать все заслуживающие внимание обстоятельства. При заполнении подписных листов данные паспортов ФИО8 и ФИО10 были внесены с их слов и не перепроверялись, так же как и год рождения ФИО9 (указано неверно 1935г., на самом деле 1936г.), поскольку подпись и дата ее внесения поставлены избирателем собственноручно и только рукописным способом. Считает, что требования, предъявляемые п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» к форме и заверению подписных листов при их заполнении были соблюдены. Допущенные технические ошибки являются малозначительными, несущественными, не способные оказать влияние на волеизъявление избирателей. Ошибки в подписных листах, не могут повлечь недействительности подписей, проставленных собственноручно избирателями, так как подписи не были признаны недостоверными, они выразили свою волю в поддержку определенного кандидата. Основанием к отказу в регистрации кандидата, в соответствии с п.п. 2д2 п. 24 ст. 38 указанного Закона, являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, собранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Кроме того, избирательная комиссия, в соответствии с п.7 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, не выдала ему копию итогового протокола не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации его в качестве кандидата, Заявитель Шелякин Т.С. и его представитель Климов Д.Н. (допущен к участие в деле по письменному ходатайству заявителя на л.д. 29) в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении доводам. Климов Д.Н. дополнительно суду пояснил, что избирательной комиссией были грубо нарушены требования избирательного законодательства, что в результате помешало его доверителю пройти регистрацию в качестве кандидата в депутаты на выборах в Думу АГО. Избирательная комиссия признала недостоверными 8 подписей из 66 представленных заявителем, при этом не представила ни одного доказательства их недостоверности. Кроме того, итоговый протокол от 28.10.2011г. был вручен заявителю в день проведения заседания избирательной комиссии 31.10.2011г., тогда как по закону, итоговый протокол должен быть вручен ему за два дня до проведения заседания, в связи с чем, Шелякин не имел возможности заранее познакомиться с ним, подать на него жалобу в вышестоящую комиссию. При этом в судебном заседании представитель заявителя и заявитель не оспаривали тот факт, что получение заявителем итогового протокола избирательной комиссии ОИК № 2 от 28.10.2011г. в установленные законом сроки (за два дня до проведения заседания избирательной комиссии от 31.10.2011г.), ни каким образом не могли изменить содержание в подписных листах, поскольку любые исправления в них прямо запрещены законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. Представитель заинтересованного лица окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 Агафонова И.В. (председатель ОИК № 2, удостоверение на л.д. 28, сроком до 04.02.2012г.) в судебном заседании возражала против заявления Шелякина Т.С., в обоснование своих возражений указала, что решением Думы АГО от 08.09.2011г. № 1179 назначены выборы депутатов Думы АГО пятого созыва на 04.12.2011г. На основании ст. 22 п.2.1 Устава Артемовского городского округа 10 депутатов Думы АГО избираются на основе мажоритарной избирательной системы относительно большинства по одномандатным округам, образуемым на территории городского округа, 10депутатов Думы городского округа избираются по единому избирательному округу, включающему в себя территорию городского округа в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Согласно решения Артемовской территориальной избирательной комиссии от 24.08.2011 года № 10/41 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, кандидатов в депутаты на выборах депутатов Думы Артемовского городского округа 04 декабря 2011 года» количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Думы АГО по одномандатному избирательному округу № 2 составляет 60 подписей, максимальное количество подписей, которое может быть представлено - 66. Заявителем 21.10.2011г. в ОИК № 2 были предоставлены документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы АГО. Кроме прочих документов, Шелякиным были представлены подписные листы (66 подписей), заверенные кандидатом, протокол об итогах сбора подписей избирателей и первый финансовый отчет кандидата. Рабочей группой окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 с участием привлечения системного администратора Артемовской районной территориальной избирательной комиссии, специалиста ОУФМС России по Свердловской области в Артемовском районе, эксперта-криминалиста при ОМВД России по Артемовскому району, были проверены на предмет достоверности сведений об избирателях, указанные в подписных листах, сведения о сборщиках подписей, которыми заверены подписные листа и подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Шелякина Т.С. В ходе проверки, согласно сводной ведомости, установлено, что из 66 проверенных подписей избирателей достоверными признаны 58, недостоверными и (или) недействительными - 8, так как неверно указан адрес места жительства и указаны неверные паспортные данные, неверный год рождения избирателя. Согласно ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» недостоверными и (или) недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно официальным справкам отдела адресно-справочной работы ОУФМС России по Свердловской области в Артемовском районе правильный год рождения избирателя ФИО9 - 1936г., в то время как на подписном листе 3, в строке 6 указан год рождения избирателя ФИО9 - 1935г.; на листе 5, в строке 3 - у избирателя ФИО10 неверно указаны паспортные данные; на листе 3, в строке 2 у избирателя ФИО8 неверно указаны паспортные данные. Заявитель считает, что неправильно указанные в подписных листах данные паспорта избирателей, год рождения - технической ошибкой, так как подпись избирателя и дата ее внесения поставлена избирателем собственноручно. Закон допускает, что данные об избирателе, ставящим в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, но при этом, данные об избирателе, вносятся на основании паспорта гражданина или иного документа, заменяющего паспорт гражданина. Как подтвердил заявитель, при заполнении подписных листов данные паспорта ФИО8 и ФИО10 внесены им со слов указанных избирателей, так же со слов избирателя ФИО9 указан в подписном листе неправильный год ее рождения. Таким образом, кандидат нарушил требования избирательного законодательства, при заверении каждого подписного листа с подписями избирателей в свою поддержку, не проверил достоверность подписей избирателей. Избирательная комиссия установила, что кандидатом Шелякиным было представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, в связи с чем, руководствуясь ст. 53 п. 6 Избирательного кодекса Свердловской области. Считает решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 от 31.10.2011г. № 8/27 принято в соответствии с законом. Просит в удовлетворении заявления Шелякину Т.С. отказать. В судебном заседании Агафонова И.В. признала тот факт, что в первоначальной ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Думы АГО Шелякина Т.С. по одномандатному избирательному округу № 2, который был вручен заявителю, имелись опечатки, впоследствии в ведомость были внесены поправки. В подтверждение доводов недостоверности 8 подписей приобщила к материалам дела справки отдела адресно-справочной работы ОУФМС России по Свердловской области в Артемовском районе на ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 Представитель заинтересованного лица Артемовской районной территориальной избирательной комиссии Кулишова Н.М. (председатель ТИК, удостоверение № 119-П, сроком до 21.12.2015г. на л.д. 31) в судебном заседании возражала против заявленных Шелякиным требований, пояснила, что решение ОИК № 2 принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Заявителем было представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, необходимых для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы АГО на выборах 04.12.2011г. Факт недостоверности подписей избирателей, то есть сведений об их паспортных данных, месте жительства, которое в соответствии с законом является адресом регистрации места жительства гражданина органами уполномоченными осуществлять такую регистрацию на территории Российской Федерации, а также года рождения избирателя, подтверждается данными Отдела Управления миграционной службы России по Свердловской области в Артемовском районе. Исправления в подписных листах могли выполнить собственноручно избиратели, с проставлением своей подписи и даты, но до представления подписных листов в избирательную комиссию. Шелякин Т.С., при заверении каждого подписного листа с подписями избирателей в свою поддержку, не проверил достоверность подписей избирателей, а именно, сведений об их паспортных данных, месте регистрации и года рождения. Те ошибки, которые были допущены при составлении ведомости, являются описками, и ни как не могут повлиять на решение избирательной комиссии, поскольку из 66 представленных Шелякиным подписей избирателей в свою поддержку, фактически выявлено 8 недостоверных, то есть сведения о них не соответствуют действительности. И имеющиеся в ведомости опечатки, в том числе в инициалах члена комиссии, не делают выявленные 8 подписей избирателей достоверными. Заявителю необходимо было представить в избирательную комиссию от 60 до 66 подписей избирателей. Фактически он представил 58 достоверных подписей. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представляемых для регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, является основанием для отказа избирательной комиссией в регистрации гражданина в качестве кандидата, в соответствии со ст. 53 Избирательного кодекса Свердловской области. Просит в удовлетворении заявления Шелякина Т.С. отказать. Заинтересованные лица ФИО9, ФИО8, ФИО10 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания (расписки о вручении судебных повесток на л.д. 22-24), просили суд рассмотреть дело без их участия (ходатайства на л.д. 25-27). Суд, с учетом мнения сторон, помощника прокурора, считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам. Ознакомившись с доводами заявления, заслушав пояснения сторон, а также заключение помощника Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю., полагавшей, что решение избирательной комиссии от 31.10.2011г. является законным, обоснованным, а в удовлетворении заявления Шелякина надлежит отказать на том основании, что заявителем в избирательную комиссию было представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, для регистрации его в качестве кандидата, что в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Областного закона Свердловской области «Избирательного кодекса Свердловской области», является безусловным основанием для отказа в регистрации его в качестве кандидата на выборах, а также изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 от 31 октября 2011 года № 8/27 отказано в регистрации Шелякину Т.С., выдвинутого в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2 на основании ст.ст. 43-46, 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», п.п. 5 п. 6 ст. 53 Избирательного кодекса Свердловской области, в связи с тем, что кандидатом Шелякиным Т.С. представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации (л.д 8-11). Из мотивировочной части решения избирательной комиссии следует, что в ходе проверки на предмет достоверности сведений об избирателях, указанные в подписных листах, сведения о сборщиках подписей, которыми заверены подписные листы и подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Шелякина Т.С. установлено, что из 66 проверенных подписей избирателей достоверными признаны 58, недействительными - 0, недостоверными - 8 (подписи избирателей, в отношении которых установлено несоответствие указанных в них сведений - паспортных данных, адреса места жительства, года рождения). При рассмотрении дела суд учитывал следующие обстоятельства. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации определяется Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011г. № 263-ФЗ), в силу статьи 4 которого, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, регулирует Областной закон от 29.04.2003г. № 10-ОЗ (ред. от 23.05.2011г.) «Избирательный кодекс Свердловской области» (далее по тексту - Избирательный кодекс Свердловской области). В силу статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 43 Избирательного кодекса Свердловской области, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Согласно ст. 34 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи. Такие же требования содержит статья 51 Избирательного кодекса Свердловской области. Согласно п. 2 ст. 48.1 Избирательного кодекса Свердловской области в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов собираются подписи избирателей в количестве, при выборах депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа: от 1000 до 2000 избирателей - 20 подписей избирателей; от 2001 до 3000 избирателей - 30 подписей избирателей; от 3001 до 5000 избирателей - 45 подписей избирателей; от 5001 до 7500 избирателей - 60 подписей избирателей; от 7501 до 10000 избирателей - 80 подписей избирателей; свыше 10000 избирателей - 1 процент от числа избирателей. Решением Артемовской районной территориальной избирательной комиссии от 24.08.2011г. № 10/41 установлено, что для регистрации кандидатов в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2 необходимое количество подписей для регистрации составляет - 60, максимальное количество подписей - 66 (л.д. 47-49), что отвечает требованиям п. 2 ст. 48.1 Избирательного кодекса свердловской области, поскольку в одномандатном избирательном округе № 2 г.Артемовский зарегистрировано 5 052 избирателя. Информация о численности избирателей в округе, центра избирательного округа и описание его границ, указана также в приложении № 1 к решению Артемовской районной территориальной избирательной комиссии от 22.06.2011 года № 7/31 (л.д. 50-58). Из указанного документа следует, что численность избирателей в одномандатном избирательном округе № 2 (МОУ СОШ № 10) по состоянию на 01 января 2011 года составляет 5 052; границы округа: улицы города Артемовский (Акулова: дома 4-6, 10-36, 1-19, Заводская: дома 35-73, 48-54, Крылова: дома 59-99, 76-124, Полярников: дома 29-33, 58-144, Пригородная: дома 1, 1а, 1б, 1г, 1д, 1з-91, 2, 2а, 2б, 2в, 2г, 2д-16, Тимирязева: дома 1-25, Чайкиной: дома 2а, 2б, 2в, 2г, 2д, 2е, 2-114, 47-87, Полевая, Энгельса: дома 15-19, 8-12, Кронштадская: дома 1-7, 2-8, Короленко, Линейная: дома 1-11, Московская, Паровозников: дома 17-31, 28-32, Октябрьская, Свободы: дома 17-59, 80-142, 8 Марта: дома 1-59, 2-66, квартал Спортивный, Казарма 112 км.), переулки (Крылова, Пригородный, Школьный: дома 7-13, 6-16, Чайкиной, д. Лисава). Согласно п. 6 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, данные об избирателе, ставящем свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно (ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области). В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и п. 4 ст. 2 Избирательного кодекса Свердловской области, под адресом места жительства понимается - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Из анализа выше приведенных норм закона следует, что подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. В подписном листе избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. То есть, все данные об избирателе вносятся на основании его данных указанных в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, указывается адрес места жительства соответствующий адресу регистрации места жительства, произведенной органами УФМС России, и указанный в паспорте гражданина.. Данные об избирателе, ставящем свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Все указанные данные вносятся только рукописным способом. В судебном заседании заявитель пояснил, что данные об избирателях, которые ставили свою подпись и дату внесения в подписном листе, в подписной лист он вносил сам со слов избирателей, при этом паспортные данные, вносимые им, не проверялись, поскольку избиратели не давали ему свой паспорт, а сведения он вносил в подписной лист со слов самих избирателей, в результате чего сведения об отдельных избирателях были внесены с ошибками, так как избиратели лишили его возможности лично сверить сведения об избирателях в подписных листах с их паспортными данными. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 ст. 38). Согласно п. 6.4 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», п. 5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, недействительными подписями считаются, в том числе, подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых находится за пределами территории соответствующего избирательного округа; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (в этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сведений, полученных по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанных электронной подписью председателя соответствующей избирательной комиссии, либо письменного заключения эксперта). Таким образом, недействительная подпись - это подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Факт выявления рабочей группой окружной избирательной комиссией № 2, в ходе проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы АГО Шелякина Т.С., 8 недостоверных подписей из 66 представленных, что составляет 12 % об общего числа проверенных подписей, подтверждается итоговым протоколом окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 г.Артемовский от 28.10.2011 года. В ходе изучения подлинных подписных листов в ходе судебного разбирательства, с учетом сведений, предоставленных отделом адресно-справочной работы Отдела Управления миграционной службы России по Свердловской области в Артемовском районе (л.д. 37-44), судом установлено, что из 66 подписей содержащихся на 7 подписных листах (прошитых, пронумерованных), представленных заявителем Шелякиным в избирательную комиссию для производства регистрации его в качестве кандидата, в порядке самовыдвижения в депутаты Думы АГО по одномандатному избирательному округу № 2, установлено, что 58 представленных подписей из общего числа являются достоверными и действителными, а 8 подписей - недействительными, поскольку в подписном листе содержатся сведения, не соответствующие действительности (место жительства избирателя, год рождения, паспортные данные) в следующих подписных листах: 1) ФИО2, <данные изъяты> в подписном листе неверно указан адрес места жительства избирателя. Кроме того, у данного избирателя нельзя было отбирать подпись, поскольку она не проживает в границах одномандатного избирательного округа №2; 2) Согласно справке ОУФМС России по Свердловской области в Артемовском районе на л.д. 42 ФИО3, <данные изъяты> в подписном листе неверно указан адрес проживания избирателя. Кроме того, у данного избирателя в подписном листе неверно указано имя; 3) ФИО5, <данные изъяты> в подписном листе неверно указан адрес проживания избирателя. 4) ФИО6, <данные изъяты> в подписном листе неверно указан адрес проживания избирателя. У данного лица нельзя было отбирать подпись, поскольку он не проживает в границах ОИК №2. 5) ФИО7, <данные изъяты> в подписном листе неверно указан адрес проживания избирателя. У данного лица нельзя было отбирать подпись в поддержку кандидата, поскольку он не проживает в границах ОИК № 2. 6) ФИО8, <данные изъяты> в подписном листе неверно указаны паспортные данные избирателя. 7) ФИО9, <данные изъяты> в подписном листе неверно указан год рождения и паспортные данные избирателя. 8) ФИО10, <данные изъяты> в подписном листе неверно указаны паспортные данные избирателя. Изучив подлинные подписные листы, в совокупности со всеми письменными доказательствами, суд приходит к выводу, что при заполнении подписных листов допущены ошибки, влекущие недействительность подписей указанных 8 избирателей. Хотя в ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Артемовского городского округа Шелякина Т.С. по одномандатному избирательному округу № 2 от 28.10.2011 года допущены опечатки (л.д.45, она же на л.д. 15), однако это обстоятельство не влечет признание указанных выше 8 подписей в подписных листах действительными, поскольку требуемые законом сведения об имени, годе рождения, месте проживания, указанном в паспорте, паспортных данных избирателей, поставившего подписи в подписных листах, внесены в подписные листы неверные. Таким образом, из 66 представленных заявителем подписей избирателей в свою поддержку, фактически выявлено 8 недействительных, то есть сведения о которых не соответствуют действительности. Имеющиеся описки в инициалах члена комиссии при составлении протокола заседании № 8 ОИК № 2 от 31.10.2011г., описки в ведомости проверки подписных листов, не имеют правового значения при разрешении настоящего гражданского дела, поскольку не делают выявленные 8 подписей избирателей (ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10) достоверными. Заявителю необходимо было представить в избирательную комиссию от 60 до 66 подписей избирателей. Шелякин представил в избирательную комиссию 66 подписей избирателей, из которых фактически достоверных подписей - 58, недействительных, как установлено в судебном заседании - 8. В силу п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в силу п. 6 ст. 53 Областного закона Свердловской области «Избирательный кодекс Свердловской области» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Поскольку требовалось по закону представить от 60 до 66 подписей, представлено 66 подписей, 8 из которых являются недействительными, то 12 % из количества представленных подписей недействительны, а действительных представлено только 58 подписей. Следовательно, указанное обстоятельство является существенным основанием для отказа в регистрации кандидата. Оценив все представленные доказательства в совокупности, с учетом анализа приведенных в решении суда норм избирательного законодательства, суд не находит оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 г.Артемовский от 31 октября 2011 года № 8/27 «Об отказе Шелякину Т.С., выдвинутого в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2». Основания для регистрации Шелякина Т.С. кандидатом в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2. В силу ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления избирателя о признании незаконным решения избирательной комиссии, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Шелякина Т.С. надлежит отказать в полном объеме. Руководствуясь статьями 194-199, 260-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Шелякина Т.С. : - о признании незаконным и отмене Решения Окружной Избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 № 8/27 от 31 октября 2011 года «Об отказе в регистрации Шелякина Т.С. в качестве кандидата в депутаты Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу», -об обязании Окружной Избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 зарегистрировать Шелякина Т.С. в качестве кандидата в депутаты Думы Артемовского городского округа по одномандатному избирательному округу - отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд в течение пяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 13 ноября 2011 года. Судья: Ермакова В.В.