решение от 10.11.2011г. по делу № 2-819/2011 об обязании восстановить в списках нуждающихся в получении жилья



Дело № 2-819/2011 года

Мотивированное решение составлено 15 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Нигматзяновой О.А.,

с участием истца Крапивиной М.А.,

представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Габдулиной И.М., представителя ответчика Администрации Артемовского городского округа Шагарова А.В.,

при секретаре Антоновой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах Крапивиной М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации Артемовского городского округа о признании пункт 2 постановления Администрации Артемовского городского округа от 17 сентября 2010 года № 1124-ПА «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Крапивиной М.А., незаконным; об обязании Администрацию Артемовского городского округа восстановить Крапивину М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, в прежней очередности,

У С Т А Н О В И Л:

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Крапивиной М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с иском к Администрации Артемовского городского округа о признании пункт 2 постановления Администрации Артемовского городского округа от 17 сентября 2010 года № 1124-ПА «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Крапивиной М.А., незаконным; об обязании Администрацию Артемовского городского округа восстановить Крапивину М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, в прежней очередности.

Артемовский городской прокурор указал в исковом заявлении в обоснование иска, что в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области Артемовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Крапивиной М.А. о незаконности исключения ее из очереди на улучшение жилищных условий.

В ходе проверки установлено, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 31 марта 1992 года в Администрации Артемовского городского округа состоял с составом семьи 3 человека - муж Крапивиной М.А. - ФИО8, как проживающий в ветхом жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (п. 7.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Свердловской области, утвержденных решением Свердловского областного Совета и Федерации профсоюзов Свердловской области от 15 августа 1989 года № 285/31). В заявлении о постановке на учет нуждающихся в жилье и в акте проверки жилищных условий заявителя от 28 марта 1992 года - процент износа жилого дома, расположенного по <адрес>, составлял 65 %.

Так как муж Крапивиной М.А. умер, в список нуждающихся в улучшении жилищных условий были внесены изменения о заявителе с ФИО8 на Крапивину М.А.

Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 22 апреля 2009 № 315-ПА «Об утверждении списков очередности граждан на 2009 год, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях» утвержден список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания». Крапивина М.А. была включена в указанный список.

В связи с заселением вновь построенного жилого 92-х квартирного дома по <адрес>, построенного за счет целевых средств областного, местного бюджетов на обеспечение жильем граждан из числа инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, малоимущих граждан и граждан, подлежащих переселению из ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилого фонда, администрацией Артемовского городского округа проводилась проверка учетных дел граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилого помещения, подлежащих заселению в указанный жилой дом.

При проверке учетного дела Крапивиной М.А. в августе месяце 2010 года были представлены документы, а именно справка СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал Артемовского БТИ о проценте износа жилого дома, расположенного по <адрес>, который на 01 июня 2010 года составлял 64 %.

Согласно кадастровому паспорту общая площадь указанного жилого помещения составляет 23,10 кв.м.

В связи с тем, что жилой дом, расположенный по <адрес>, не относится к ветхому жилому фонду (износ менее 65 %),постановлением Администрации Артемовского городского округа от 17 сентября 2010 года № 1124-ПА «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Крапивина М.А. снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социально найма. На момент снятия Крапивиной М.А. с учета, ее очередь в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания была № 76.

Таким образом, Крапивина М.А. снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма без соблюдения требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, а также без проверки права Крапивиной М.А. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения граждан, проживающих в доме по <адрес> (л.д. 2- 3).

В судебном заседании представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Габдулина И.М. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истица Крапивина М.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации Артемовского городского округа Шагаров А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил суду, что он не согласен с исковыми требованиями по следующим основаниям: в п. 7.2 Правил постановки граждан на учет на жилищные помещения № 285/1 от 15 августа 1989 года, ветхими признаются те дома, процент износа которых, составляет больше 65 %, а у Крапивиной М.А. установлено 64 % износа жилого помещения, значит, она не попадает под эту категорию. 01 июня 2010 года БТИ обследовало жилое помещение, в котором проживает Крапивина М.А., установило процент износа обследованного жилого помещения, что следует из справки БТИ от 02 августа 2010 года. Истец имеет право обратиться в администрацию о постановке на учет на общих основаниях, в связи с нехваткой площади жилья. Полагает, что постановление главы Администрации Артемовского городского округа от 17 сентября 2010 года № 1124-ПА «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Крапивиной М.А. соответствует требованиям закона. Просил в иске прокурору отказать.

Соответчик глава Администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился без указания причин.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу в их совокупности, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Крапивиной М.А., <данные изъяты> (л.д. 15) в связи с нарушением ее жилищных прав на основании ее заявления (л.д. 4).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения     по     договорам     социального     найма     предоставляются     в     порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

        В соответствии с постановлением главы муниципального образования «Артемовский район» от 17 октября 2005 года № 1146 «Об учетной норме площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом установлено, что Крапивина М.А. зарегистрирована и проживает по <адрес>, совместно с Крапивиной М.А. в указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО5, ФИО6, ФИО7, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте гражданина Российской Федерации (л.д. 5), домовой книгой (л.д. 16- 23).

Согласно кадастровому паспорту, жилой дом, находящийся по <адрес>, введен в эксплуатацию в 1946 году, общая площадь составляет 23,10 кв. м (л.д. 9).

13 апреля 1992 года ФИО8 принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав семьи 3 человека, износ дома 65%, что следует из постановления главы администрации г. Артемовского № 337 от 13 апреля 1992 года «О выделении жилой площади и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий» (л.д. 13).

Согласно списку граждан состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений, утвержденных Постановлением Администрации Артемовского городского округа № 315-ПА от 22 апреля 2009 года «Об утверждении списков очередности граждан на 2009 год, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях», Крапивина М.А. значится в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений под номером 76 (л.д. 12, об.).

На основании постановления Администрации Артемовского городского округа № 1124-ПА от 17 сентября 2010 года «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях», Крапивина М.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 6- 7). В постановлении не указаны основания, по которым принято указанное выше решение. Постановление подписано главой администрации Артемовского городского округа А.И. Клименко.

Согласно решению думы Артемовского городского округа № 1183 от 15 сентября 2011 года «О назначении на должность главы Администрации Артемовского городского округа, на должность главы Администрации Артемовского городского округа назначен Родионов А.С.

Согласно распоряжению Администрации Артемовского городского округа № 274- РА от 20 сентября 2011 года «О вступлении в должность главы администрации Артемовского городского округа», глава Администрации Артемовского городского округа А.С. Родионов приступает к исполнению полномочий главы Администрации с 20 сентября 2011 года.

Согласно справке филиала СОГУП «Артемовское БТИ и РН» № 525 от 02 августа 2010 года, на 01 июня 2010 года процент износа жилого дома, находящегося по <адрес>, составляет 64 % (л.д 13).

Из ответа администрации Артемовского городского округа № 2769/24 от 02 августа 2011 года в адрес Артемовского городского прокурора следует, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 31 марта 1992 года в администрации Артемовского городского округа состоял с составом семьи 3 человека- муж Крапивиной М.А. - ФИО8, как проживающий в ветхом жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. В заявлении о постановке на учет нуждающихся в жилье и в акте проверки жилищных условий заявителя от 28 марта 1992 года- процент износа жилого дома, расположенного по <адрес> составлял 65%. В связи со смертью мужа Крапивиной М.А. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий были внесены изменения о заявителе на Крапивину М.А.При проверке учетного дела Крапивиной М.А. в августе месяце 2010 года были представлены документы, а именно справка СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал Артемовского БТИ о проценте износа жилого дома, расположенного по <адрес>, который на 01 июня 2010 года составлял- 64 %. В связи с тем, что указанный жилой дом не относится к ветхому жилому фонду (износ 65%) Крапивина М.А. была снята с учета нуждающихся в жилом помещении (л.д. 11).

Из ответа филиала СОГУП «Артемовского БТИ и РН» № 96 от 09 августа 2011 года в Артемовскую городскую прокуратуру следует, что на 08 августа 2011 года общий процент износа жилого дома по <адрес>, на 1992 год соответствует общему проценту износа по состоянию на 2011 год (л.д. 24).

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании пункта 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Оценив все представленные доказательства в совокупности, с учетом анализа выше приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что пункт 2 постановления Администрации Артемовского городского округа от 17 сентября 2010 года № 1124-ПА «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Крапивиной М.А. является незаконным, поскольку требования Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 не были соблюдены. Комиссия, состав которой утвержден постановлением главы Артемовского городского округа № 48-ПГ от 06 апреля 2010 года для оценки жилых помещений в Артемовском городском округе для принятия решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан не обследовала жилое помещение, в котором проживает Крапивина М.А. Следовательно, изменение процента износа жилого помещения не установлено. Справка филиала СОГУП «Артемовского БТИ и РН» об изменении процента износа, на которую ссылается в обоснование своей позиции представитель ответчика не отвечает требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Также решение о снятии истца с учета принято без исследования ее права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения граждан, проживающих в доме по <адрес>.

Поскольку пункт 2 постановления Администрации Артемовского городского округа от 17 сентября 2010 года № 1124-ПА «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, Крапивину М.А. признан судом незаконным, то исковые требования прокурора об обязании Администрацию Артемовского городского округа восстановить Крапивину М.А. в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, в прежней очередности также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Артемовского городского прокурора в интересах Крапивиной М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворить.

Признать пункт 2 постановления Администрации Артемовского городского округа от 17 сентября 2010 года № 1124-ПА «О постановке на учет и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Крапивину М.А., незаконным.

Обязать Администрацию Артемовского городского округа восстановить Крапивину М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, в прежней очередности.

Администрации Артемовского городского округа сообщить в Артемовский городской суд и Крапивиной М.А. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд.

Судья: О.А. Нигматзянова