о признании незаконным начисления компенсации на оплату коммунальных услуг



Дело № 2-535/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 г.                г. Артемовский

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Котосина А.Г., при секретаре Кобыльских О.В., с участием представителя истца пом. прокурора Болсун Т.Ю., представителей ответчика муниципального учреждения Артемовского городского округа Свердловской области «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» Юсупова Р.И., Дерябиной Т.Н., Козлова Ю.М., представителя третьего лица ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Артемовскому району Мухаметзяновой Т.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах Наумчика Назара Назаровича к муниципальному учреждению Артемовского городского округа <адрес> «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» о признании незаконным начисления компенсации на оплату коммунальных услуг как лицу, относящемуся к категории «Ветеран труда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести начисление компенсации на оплату коммунальных услуг как лицу, относящемуся к категории «<данные изъяты>» за указанный период,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Наумчика Н.Н. с исковым заявлением о признании незаконным начисления компенсации на оплату коммунальных услуг как лицу, относящемуся к категории «Ветеран труда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести начисление компенсации на оплату коммунальных услуг как лицу, относящемуся к категории «<данные изъяты>» за указанный период.

В обоснование заявленных требований Артемовский городской прокурор указал, что Артемовской городской прокуратурой проведена проверка по факту отказа МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» Наумчику Н.Н. в выплате компенсаций за жилищно-коммунальные услуги по двум статусам как «Ветерану труда» и как «<данные изъяты>». В ходе проверки установлено, что льготы по оплате жилого помещения и льготы по оплате коммунальных услуг являются различными мерами социальной поддержки.

Согласно заявлению Наумчика Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» он просил производить начисления компенсаций расходов на оплату жилья как «Ветерану труда», коммунальных услуг - как «<данные изъяты>».

В нарушение законодательства МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» самовольно, без учета мнения Наумчика Н.Н., было принято решение о предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Наумчику Н.Н. как «Ветерану труда».

Учитывая, что Наумчик Н.Н. является пенсионером и в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно защитить свои права, в защиту социальных прав Намчика Н.Н. обратился Артемовский городской прокурор.

Просит обязать МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» при начислении Наумчику Н.Н. компенсации на оплату жилого помещения производить указанное начисление как «Ветерану труда»; при начислении компенсации на оплату коммунальных услуг производить указанное начисление как «<данные изъяты>» (л.д. 2-4).

В последствии исковые требования были уточнены: признать незаконным начисление МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» компенсации на оплату коммунальных услуг Наумчику Н.Н. как лицу, относящемуся к категории «Ветеран труда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» произвести начисление компенсации на оплату коммунальных услуг Наумчику Н.Н. как лицу, относящемуся к категории «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).

В судебном заседании Артемовский городской прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Истец Намучик Н.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» пояснила суду, что исковые требования не признают в полном объеме, поскольку ссылка Артемовского городского прокурора на ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части того, что <данные изъяты> имеет право на одну и ту же меру социальной поддержки по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и одновременно по другому правовому акту, в рамках данного дела некорректна. Ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулирует возможность выбора инвалидом меры социальной поддержки более высокого уровня. Федеральным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки, о чем говорится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2009 г. № 44-ГО9-5.

Те же доводы содержатся в возражении на исковое заявление (л.д. 24-27).

Представитель третьего лица ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Артемовскому району Мухаметзянова Т.Г. пояснила суду, что компенсации: 1) на оплату жилого помещения и 2) на оплату коммунальных услуг - являются различными мерами социальной поддержки. В соответствии с федеральным законом «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Согласно ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной поддержки по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту, независимо от основания установления меры социальной защиты. Просит исковые требования удовлетворить.

Те же доводы содержатся в отзыве на исковое заявление.

Из письменного обоснования позиции администрации Артемовского городского округа следует, что исковые требования не обоснованны, поскольку п. 4 постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1556-ПП «О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан и многодетным семьям Свердловской области, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации» предусмотрено, что при наличии у гражданина права на получение компенсации расходов по нескольким основаниям компенсация расходов предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. (л.д. 86).

Заслушав истца, представителя ответчика МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья», оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявление Артемовского городского прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно удостоверению серии А от ДД.ММ.ГГГГ Наумчик Назар Назарович, <данные изъяты>., является «Ветераном труда» (л.д. 8). Согласно справке МСЭ Наумчик Назар Назарович является <данные изъяты> (л.д. 7).

Из заявления Наумчика Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» следует, что он просит выплачивать ему компенсацию расходов на оплату жилья как «ветерану труда», коммунальных услуг - как «<данные изъяты>» (л.д. 10).

Согласно справке МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» Наумчику Н.Н. предоставлена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как «Ветерану труда» (л.д. 11-15).

Согласно выписке из платежных ведомостей МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» за 2010 год Наумчику Н.Н. производились выплаты с января 2010 года по декабрь 2010 года (л.д. 108-120).

Из письма ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Артемовскому району № 1859 от 11.04.2011 г. следует, что действия МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» не соответствуют действующему законодательству, поскольку льготы по оплате жилого помещения и льготы по оплате коммунальных услуг являются различными мерами социальной поддержки. Ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено два вида компенсаций: 1) на оплату жилого помещения; 2) на оплату коммунальных услуг. Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Постановлениями Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1556-ПП, № 1557-ПП, № 1558-ПП предусмотрено, что при наличии у гражданина права на получение компенсации расходов по нескольким основаниям компенсация расходов предоставляется по одному основанию по выбору гражданина (л.д. 16-17).

Из совокупности постановлений главы Администрации Артемовского городского округа № 170-ПГ от 30.10.2009 «Об уполномоченном органе по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», № 15-ПГ от 05.02.2010 «О внесении изменений в Постановление главы Артемовского городского округа от 30.10.2009 № 170-ПГ «Об уполномоченном органе по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», № 33-ПГ от 17.05.2011 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы Артемовского городского округа от 30.10.2009 № 170-ПГ «Об уполномоченном органе по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» следует, что на МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» следует, что на МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» возложена реализация функций, связанных с осуществлением администрацией АГО государственного полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 40-43).

Из письма заместителя министра Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области № 22-047295 от 13.10.2010 г. следует, что в соответствии с п. 4 Порядка рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым отнесено к ведению субъекта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 г. № 1556-ПП при наличии у гражданина права на получение компенсации по нескольким основаниям компенсация расходов предоставляется по одному основанию по выбору гражданина (л.д. 47-49).

Согласно ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2009 г. № 44-Г09-5 следует, что федеральным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки.

Из п. 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 года № 443-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зарипова Альберта Маратовича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18 июля 2006 года N 295-О, от 24 января 2008 года N 47-О-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О, от 15 июля 2010 года N 1019-О-О и др.).

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2007 года из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Указанная правовая норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Как правильно указал суд в решении, возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах", однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данный пункт утратил силу.

Довод кассационного представления о том, что Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предоставляет гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников основан на неправильном толковании законов, т.к. в частности в силу п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Судом установлено, что Наумчик Н.Н. является «Ветераном труда» (л.д. 8), <данные изъяты> (л.д. 7). Наумчик Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» производить начисления компенсаций расходов на оплату жилья как «Ветерану труда», коммунальных услуг - как «<данные изъяты>», однако из определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2009 г. № 44-Г09-5 следует, что федеральным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки, поэтому довод прокурора о том, что льготы по оплате жилого помещения и льготы по оплате коммунальных услуг являются различными мерами социальной поддержки, судом не принимается. Ответчик МУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» производил начисления Наумчику Н.Н. компенсации на оплату коммунальных услуг и оплату жилого помещения, как лицу, относящемуся к категории «Ветеран труда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, в требовании Артемовского городского прокурора о признании незаконным начисления компенсации на оплату коммунальных услуг, как лицу, относящемуся к категории «Ветеран труда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести начисление компенсации на оплату коммунальных услуг как лицу, относящемуся к категории «<данные изъяты>» за указанный период, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Артемовскому городскому прокурору о признании незаконным начисления компенсации на оплату коммунальных услуг как лицу, относящемуся к категории «Ветеран труда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести начисление компенсации на оплату коммунальных услуг как лицу, относящемуся к категории «<данные изъяты>» за указанный период, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд.

     

Судья:       А.Г. Котосин