Д. № 2- 672/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 сентября 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Котосина А.Г., с участием помощника Артемовского городского прокурора Габдулиной И.М., при секретаре Кобыльских О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Артемовского городского прокурора в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Кулаковой К. К. об обязании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории Артемовского городского округа благоустроенное жилое помещение для Кулаковой К. К. площадью не менее установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с последующей передачей приобретенного жилого помещения в собственность Артемовскому городскому округу для предоставления его Кулаковой К. К.; об обязании администрации Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, заключить договор социального найма с Кулаковой К. К. на приобретенное жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Кулаковой К.К. с указанным иском к М. строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артемовского городского округа (далее Администрация АГО). В исковом заявлении Артемовский городской прокурор указал, что Кулакова К.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением председателя территориального органа местного самоуправления п. Буланаш от 30.12.2009 г. № 88 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Кулакова К.К. принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Приказом директора государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» от ДД.ММ.ГГГГ №у Кулакова К. К. зачислена на 1 курс дневного отделения очной формы обучения по специальности «Архитектура». Срок окончания обучения - ДД.ММ.ГГГГ Однако, приказом директора государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» от ДД.ММ.ГГГГ №у Кулакова К.К. отчислена из колледжа. В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ТОИОГВСО УСЗН МСЗН по Артемовскому району Кулакова К.К. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилья. Однако, до настоящего времени жилое помещение Кулаковой К.К. не предоставлено. Данное заявление предъявляется Артемовским городским прокурором в интересах Кулаковой К.К., которая в силу своего социального статуса, отсутствия необходимых юридических познаний, возможности оплаты квалифицированной юридической помощи и государственной пошлины не может самостоятельно обратиться в суд. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории Артемовского городского округа жилое помещение для Кулаковой К.К. не менее нормы предоставления жилого помещения. Распределить приобретенное жилое помещение Кулаковой К.К. Безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в собственность Артемовскому городскому округу для предоставления его по договору социального найма Кулаковой К.К. Обязать администрацию Артемовского городского округа оформить в собственность муниципального образования переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Кулаковой К.К. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В последствии исковые требования были уточнены по ходатайству Артемовского городского прокурора на: обязать Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории Артемовского городского округа благоустроенное жилое помещение для Кулаковой К. К. площадью не менее установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с последующей передачей приобретенного жилого помещения в муниципальную собственность Артемовскому городскому округу для предоставления его Кулаковой К. К.; об обязании администрации Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, заключить договор социального найма с Кулаковой К. К. на приобретенное жилое помещение (л.д. 40). В судебном заседании помощник Артемовского городского прокурора Габдулина И.М. исковые требования поддержала. Дело рассмотрено в отсутствие представителя М. строительства и архитектуры Свердловской области, представителя администрации Артемовского городского округа на основании их ходатайств (л.д. 32-35). Из письменного обоснования позиции Министерства строительства и архитектуры Свердловской области (л.д. 32-35) следует, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области не признает исковые требования на том основании, что, по мнению ответчика, законом не предусмотрен срок, в течение которого жилое помещение подлежит предоставлению гражданину данной категории лиц; удовлетворение иска повлечет нарушение прав других лиц, также состоящих в указанном списке, но не обратившихся в суд; имеется существенная временная протяженность процедуры обеспечения жилыми помещениями детей-сирот; ограничен объем денежных средств, выделяемых из бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Из письменного обоснования позиции Администрации Артемовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № обязанность органа местного самоуправления сформировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Данный список сформирован (л.д. 24-25). Администрация АГО заключит договор социального найма только после приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения для Кулаковой К.К. Считают администрацию АГО ненадлежащим ответчиком по данному делу (л.д. 26-27). Суд, исследовав позиции сторон, находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Согласно паспорту (л.д. 13-14) Кулакова К. К. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована по адресу: С. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из совокупности справок государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования С. <адрес> «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Кулакова К. К. обучалась в указанном колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12). Из справки ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Артемовскому району № от ДД.ММ.ГГГГ Кулакова К. К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения не имеет (л.д. 8). Согласно распоряжению председателя территориального органа местного самоуправления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Кулакова К. К. включена во внеочередной список предоставления жилых помещений по договорам социального найма (л.д. 7). Из совокупности справок филиала СОГУП «Артемовское БТИ и РН» №от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у гражданки Кулаковой К. К. права на жилое помещение, приобретенного в порядке приватизации, и жилого дома не зарегистрированы, (л.д. 9,10). Таким образом, из исследованных выше письменных доказательств, объективных и достоверных, следует, что Кулакова К.К. действительно, является лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени зарегистрирована по адресу: С. <адрес>. На настоящий момент Кулакова К.К. достигла совершеннолетия; с ДД.ММ.ГГГГ включена во внеочередной список предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд не принимает довод Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что удовлетворение иска может нарушить права других лиц, состоящих в том же списке, что и Кулакова К.К., и обладающих теми же правами и социальными гарантиями. Суд пришел к такому выводу на том основании, что из ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди, следовательно, очередность в указанном списке не имеет правового значения. При этом удовлетворение рассматриваемого иска не лишает права других лиц, относящихся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных за ними жилых помещений, самостоятельно защитить свое право также путем обращения с иском в суд. Ответчик Министерство Свердловской области строительства и архитектуры Свердловской области, не смотря на обеспечение судом его возможностью осуществления предоставленных законом процессуальных прав, не представил обоснования своей позиции по делу, не представил обоснования причин, по которым ответчиком, как главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на указанные цели, не выделено истцу жилое помещение. Не представлено доказательств в обоснование позиции о недостаточности средств на эти цели и длительности процедуры. В соответствии с Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, поступают в казну Свердловской области в соответствии с действующим законодательством и после распределения их гражданам из числа детей-сирот в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 1 данного закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г № 159-ФЗ. Согласно требований ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Приложением № 5 строкой 270 Закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 г.» от 20.11.2009 г. № 96-03 и Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов по разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1003 «Социальное обеспечение», целевой статье 5053600 «Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения». В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 года «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Свердловской области. Пункт 9 указанного Постановления гласит, что списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое направляет средства бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений путем их перечисления на лицевой счет Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и затем передаются безвозмездно в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То же следует из Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП. При данных обстоятельствах суд установил, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязано было, и у него имелись к этому реальные возможности, приобрести для истца жилое помещение и передать его в муниципальную собственность АГО, что выполнено не было, что лишило возможности АГО заключить с истцом договор социального найма жилого помещения. В результате бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области нарушено право истца, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, из которого следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу, что приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит в обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В обязанность Администрации Артемовского городского округа входит в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность жилого помещения площадью не менее установленных социальных норм, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям заключить с Кулаковой К.К. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение. Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Артемовского городского прокурора удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области во исполнение закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобрести для Кулаковой К. К. за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории Артемовского городского округа благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям с последующим его распределением и передачей в муниципальную собственность Артемовского городского округа Свердловской области. Обязать Администрацию Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения в муниципальную собственность жилого помещения площадью не менее установленных социальных норм, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям заключить с Кулаковой К.К. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, которое изготовлено 21.09.2011 года. Судья: А.Г. Котосин