ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 марта 2012 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Котосина А.Г., при секретаре Мельник Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева В. П. к Косику И.И. о признании несогласованной границы земельного участка, УСТАНОВИЛ: Пономарев В.П. обратился в суд с исковым заявлением к Косику И.И. о признании несогласованной границы земельного участка. Из существа заявления на л.д. 4-5 следует, что кадастровым инженером Косиком И.И. был оформлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В рамках межевого дела был оформлен акт согласования местоположения границ земельного участка. При этом при согласовании границ земельного участка от т. 7 до т. 6 не были учтены интересы смежного пользователя земельного участка, каковым является Ваганов В. И.. Из решения Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ваганов В.И. является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка по <адрес>. В связи с тем, что Ваганов В.И. является законным владельцем земельного участка, согласование границ земельного участка с ним должно проводиться в обязательном порядке. Правообладатель смежного земельного участка Ваганов В.И. надлежащим образом о проведении межевания не уведомлялся, тем самым порядок согласования местоположения границ участков был нарушен. Действиями Косик И.И. были созданы препятствия в свободной реализации его права собственности земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>. Незаконное установление смежной границы с соседним участком по <адрес> не позволяет ему открыто заявлять о своих правомочиях владения и пользования землей, которую он считает своей, поскольку установление границы от т. 7 до т. 6 носит незаконный характер. Просит признать несогласованной границу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № от точки 6 до точки 7 (граница с участком по <адрес> согласно акту согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Дело рассмотрено в отсутствие истца Пономарева В.П. на основании его ходатайства. Представитель истца адвокат Затепякина Е.А. исковое требование поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что Ваганова В.И. не уведомляли о том, что будет проводиться межевание соседнего земельного участка, принадлежащего Пономареву В.П., что нарушает права Ваганова В.И. Ответчик Косик И.И. с исковым требованием не согласился, пояснив суду, что извещение Ваганова В.И. законом не предусмотрено, поэтому его извещение при межевании земельного участка, принадлежащего Пономареву В.П. не обязательно. Из письменного обоснования позиции ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области согласно Положению осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости (до 01.03.2008 - государственного земельного кадастра), в том числе осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества, предоставление сведений государственного кадастра недвижимости. Функции по ведению государственного земельного кадастра переданы ФГУ «ЗКП» по Свердловской области с 27.05.2002, согласно совместному Приказу Комзема по Свердловской области и ФГУ «ЗКП» по Свердловской области № 108/59 от 15.05.2002 «О передаче функций по ведению государственного земельного кадастра» (далее - ГЗК), где с 27.05.2002 Комземы по городам и районам передали, а структурные подразделения ФГУ «ЗКП» приняли функции по ведению ГЗК в объеме, предусмотренном их учредительными документами. Данный приказ был принят в соответствии и для реализации Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», во исполнении приказов Федеральной службы земельного кадастра России № П/166 от 28.09.2001 и П/200 от 12.12.2001, в целях упорядочения деятельности Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области и ФГУ «ЗКП» по Свердловской области. До момента передачи функций по ведению государственного земельного кадастра ФГУ «ЗКП» по Свердловской области, то есть до 27.05.2002, их осуществлял Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области через свои территориальные отделы на территории Свердловской области (правопреемник - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области). Все земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области, признаются ранее учтенными. Сведения о таких ранее учтенных земельных участках передавались в ФГУ «ЗКП» по Свердловской области согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденным Росземкадастром 10.04.2001, в виде инвентаризационной описи, составленной по результатам инвентаризации имеющихся в распоряжении комитетов по земельным ресурсам и землеустройству документированных сведений о земельных участках. Земельный участок с кадастровым номером № (равнозначен кадастровому номеру №) является ранее учтенным земельным участком, сведения о нем были переданы в составе инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № №, утвержденной руководителем Артемовского горкомзема ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с инвентаризационной описью в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № внесены следующие сведения: местоположение (адрес) - <адрес> а; категория земель - земли поселений; вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; площадь - <данные изъяты> кв. м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Землепользователь - Пономарев В. П.. Согласно Требованиям Росземкадастра к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков от 23.04.2004, письма Роснедвижимости от 08.04.2005 № ВК/0242 «Об изменении указаний территориальным органам Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках», утвержденные Роснедвижимостью 08.04.2005, и о порядке включения оценочных описей в состав документов государственного земельного кадастра», внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется из Оценочной описи № 02-4/05-227, утвержденной ведущим специалистом территориального отдела № 4 Управления Роснедвижимости по Свердловской области 05.12.2005. В соответствии с оценочной описью о земельном участке с кадастровым номером № в Реестр объектов недвижимости были внесены следующие сведения: местоположение (адрес) - р-н Артемовский, <адрес>; категория земель - земли поселений; вид разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка; площадь - <данные изъяты> кв. м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером № переданы сведения о государственной регистрации права собственности за Пономаревым В. П.; дата, номер регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка № обратился Пономарев В. П., представив межевой план. Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета. Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требования). Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № (о государственном кадастровом учете которого представлено заявление в орган кадастрового учета), от точки 7 до точки 6 подлежит согласованию с органом местного самоуправления - Администрацией Артемовского городского округа, поскольку в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (в том числе смежный земельный участок с кадастровым номером №), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. ДД.ММ.ГГГГ на основании рассмотрения представленных документов, ввиду отсутствия оснований для приостановления и (или) отказа в проведении государственного кадастрового учета, предусмотренных ст. 26, ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости», органом кадастрового учета принято решение об учете изменений объекта недвижимости № в части описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №. <адрес> составила <данные изъяты> кв. м. Таким образом, на основании изложенного, решение данного вопроса не относится к компетенции филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, в связи с чем, просят рассмотреть гражданское дело по иску Пономарева В.П. к Косик И.И. о признании несогласованной границу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а, с кадастровым номером № от точки 6 до точки 7 (граница с участком по <адрес> <адрес>) согласно акту согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области (л.д. 44-50). Суд, заслушав доводы представителя истца, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, находит, исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона) государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе. Уникальные сведения о земельных участках, которые содержатся в государственном кадастре недвижимости согласно ст. 7 Закона, следующие: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата его внесения, описание местоположения границ, площадь. Сведения о правах на объект недвижимости, обладателях вещных прав,ограничениях (обременениях) прав, лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения), являются дополнительными сведениями и вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, полученных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно Указу Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, функции по ведению Единого государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним закреплены за Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (п. 5.1.1, п. 5.1.2 Положения), осуществляющей регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 16 Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. На основании ст. 22 Закона постановка на государственный кадастровый учет, а также учет изменений характеристик земельного участка осуществляется на основании заявления и межевого плана. Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета. Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее - Требования). Межевой план в силу ст. 37 Закона является результатом кадастровых работ, осуществляемых кадастровым инженером. В соответствии со ст. 39 Закона в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом порядке обязательному согласованию. Согласно ч. 2 ст. 40 Закона местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ (оформляемый кадастровым инженером в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона на обороте листа графической части межевого плана) личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности(за исключением, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное бессрочное пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного бессрочного пользования(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное бессрочное пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В соответствии со ст. 35 Закона кадастровые работы Согласно распоряжению главы Артемовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О лицах, участвующих в согласовании местоположения границ земельных участков, расположенных на территории Артемовского городского округа» при выполнении кадастровых работ согласование местоположения границ земельных участков, расположенных на территории Артемовского городского округа производится Комитетом по архитектуре и градостроительству, в границах территорий населенных пунктов - руководителями территориальных органов местного самоуправления (л.д. 40). Как видно из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 6-10 кадастровые работы проведены в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заказчиком кадастровых работ является Пономарев В.П., кадастровый инженер - Косик И.И., Пономарев В.П. принял результат работ, о чем свидетельствует его подпись на титульном листе межевого плана. Межевой план согласован с председателем Комитета по архитектуре и градостроительству Булатовой Н.В. и собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Кузнецовым Е.В. Согласно решения Артемовского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску Пономарева В.П. к Ваганову А.В., Ваганову В.И. об обязании ответчиков освободить земельный участок истца с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> от кустарников вишни, признании права истца на установку забора на границе указанного земельного участка и обязании ответчиков не чинить препятствия истцу в установке забора на границе указанного земельного участка, вступившего в законную силу, в исковых требованиях истцу отказано на том основании, что граница между участками не определена, поскольку нет межевого плана (л.д. 12-13). Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> Пономарев В. П. является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д. 37). Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, правообладателем является Пономарев В.П., вид права - собственность, категория земель - земли населенных пунктов (л.д. 38-39). Согласно свидетельству о государственной регистрации права № собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, является Кузнецов Е. В. (л.д. 11). Судом установлено, что Пономарев В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, заказчиком межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ является Пономарев В.П., кадастровым инженером является Косик И.И. Межевой план согласован с Комитетом по архитектуре и градостроительству, с собственником земельного участка, расположенном по адресу: <адрес>, Кузнецовым Е.В., что не противоречит ч. 2 ст. 40 Закона «О государственном кадастре недвижимости», ч. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжению главы Артемовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О лицах, участвующих в согласовании местоположения границ земельных участков, расположенных на территории Артемовского городского округа», согласия Ваганова В.И. не требуется, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа. Таким образом, в исковом требовании Пономареву В.П. о признании несогласованной границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № от точки 6 до точки 7 (граница с участком по <адрес>) согласно акту согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении искового требования Пономареву В. П. о признании несогласованной границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № от точки 6 до точки 7 (граница с участком по <адрес>) согласно акту согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 03.04.2012 года. Судья: А.Г. Котосин
выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с
требованиями гражданского законодательства и Закона договора подряда на
выполнение кадастровых работ.