решение по делу №2-523/2012 о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности



Дело № 2-523/2012 года

Мотивированное решение составлено 25 июня 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2012 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Нигматзяновой О.А.,

с участием истцов Латышевой Е.П., Мантурова С.А.,

представителя истцов Минулиной Л.Р.,

ответчика Моисеевой В.И.,

при секретаре Асламовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Латышевой Е. П., Мантурова С. А. к Администрации Артемовского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о признании права собственности за Латышевой Е. П. части жилого дома <адрес> в силу приобретательной давности,

о признании права собственности за Мантуровым С. А. на часть жилого дома <адрес> в силу приобретательной давности,

УСТАНОВИЛ:

Латышева Е.П., Мантуров С.А. обратились в суд с иском о признании права собственности за Латышевой Е. П. части жилого дома <адрес>, о признании права собственности за Мантуровым С. А. на часть жилого дома <адрес> в силу приобретательной давности.

Обосновав свое заявление тем, что ДД.ММ.ГГГГ Латышева Е. П. и Мантуров С. А. приобрели у Исаковой П. Н. бревенчатый жилой дом общей площадью 45,7 кв.м. с земельным участком, на котором данный дом расположен, площадью 3409 кв.м. Дом находится по <адрес>.

Данный дом и земельный участок принадлежали родителям Исаковой П.Н., Скутиным Н. И. и П.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данные о них имеются в техническом паспорте дома и домовой книге. После смерти родителей Исакова П.Н. продала дом истцам. Родственные отношения Исаковой П. Н. и Скутиных Н. И. и П.Н. подтверждаются справкой № 495 от 29 ноября 2011 года. ОЗАГС Артемовского района о заключении брака, где указано, что ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака № 464 между Скутиной П. Н. и Исаковым И. А., после брака Скутиной П.Н. присвоена фамилия Исакова.

Договор на покупку дома был составлен в простой письменной форме без нотариального удостоверения и регистрации в Администрации бюро технической инвентаризации, поскольку стороны сделки не обладая правовыми познаниями, ошибочно полагали, что для продажи и приобретения старого дома достаточно самостоятельно составить документ и подписать его.

Поэтому в настоящее время собственники дома и земельного участка отсутствуют.

Данный дом и земельный участок были приобретены истцами в равных частях. Дом разделен при помощи деревянной перегородки на две равные половины, имеет два входа, огород также поделен на две равные части. Одна часть дома и земельного участка используется Латышевой Е.П., другая часть - Мантуровым С.А. При этом, истец, Мантуров С.А., и члены его семьи - жена и три дочери, жили и были зарегистрированы в жилом доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, приехав в г. Артемовский из <адрес>. В данный дом Мантуров С.А. и его семья поселились с разрешения Исаковой П.Н. В последствии, ДД.ММ.ГГГГ, Исакова П.Н. предложила купить дом. Поскольку денежных средств у семьи Мантурова С.А. было недостаточно, было решено купить дом и участок на две семьи- Мантуровых и Латышевых.

ДД.ММ.ГГГГ Исакова П.Н. умерла. В настоящее время Латышевой Е.П. и Мантурову С.А. необходимо приобрести право собственности на указанный выше дом и земельный участок в установленном законом порядке.

Латышевой Е.П. и Мантуровым С.А. соблюдены все условия необходимые для приобретения права собственности на имущество в силу приобретательной давности: добросовестность. Завладели домом и земельным участком на законном основании, заключив договор о покупке дома с его хозяйкой. Исакова П.Н., в свою очередь, продала дом по собственному желанию, независимо от волеизъявления истцов. Истцы не предпринимали каких - либо неправомерных действий против Исаковой П.Н. о том, что сделка по купле-продаже дома не была совершена в надлежащей форме, Латышева Е.П. и Мантуров С.А. долгие годы не знали. Об этом им стало известно недавно, когда перед ними встала необходимость переезда в данный дом для постоянного проживания, его капитального ремонта и, соответственно, регистрации права собственности. Все годы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Латышева Е.П. и Мантуров С.А. пользовались, владели домом и огородом будучи убежденными, что фактически являются его собственниками и в любое время имеют право получить документы о собственности на дом и участок, на котором дом расположен.

Истцы не предпринимали действий на сокрытие факта владения имуществом от других лиц. Вместе со своими семьями они использовали дом в личных целях, использовали земельный участок, облагораживая его, обрабатывая и удобряя. Пользовались домом как своим личным - несли бремя его содержания (текущий ремонт, уход за приусадебным участком), оберегали от посягательств третьих лиц. Латышева Е.П. и Мантуров С.А. оплачивают расходы, связанные с потреблением электроэнергии, ежегодно платят налоги на землю и на имущество.

Владение домом и земельным участком не было утрачено и не прерывалось в течение всего срока, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Длительность владения недвижимым имуществом устанавливается договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Латышевой Е.П., Мантуровым С.А. и Исаковой П.Н. в простой письменной форме и свидетельскими показаниями.

Просят признать право собственности за Латышевой Е. П. части жилого дома под № 1 общей площадью 23,4 кв. м, расположенного по <адрес>, за Мантуровым С. А. на часть жилого дома под № 2, общей площадью 25,2 кв. м, расположенного по <адрес> в силу приобретательной давности (л.д. 2- 5).

В судебном заседании истцы Латышева Е.П., Мантуров С.А., представитель истцов Минулина Л.Р., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Моисеева В.И. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, доводы, изложенные истцами не оспаривала.

Представители ответчиков Администрации Артемовского городского округа и Комитета по управлению Муниципальным имуществом Артемовского городского округа в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Свидетель ФИО23, допрошенная в судебном заседании, суду пояснила, что прежних хозяев спорного дома она не знала, живет по соседству с истцами, но в гостях у них не была, визуально видела, что в дом по <адрес> два входа, она знает, что у истцов разные семьи, они одновременно пользуются домом с 90-х годов. Других лиц, кроме родственников Мантурова С.А. и Латышевой Е.П. в данном доме она не видела. Когда она была маленькой, видела, что в указанном доме жил мужчина, который был болен психическим заболеванием. Исакову П. она не знала, до того как истцы стали пользоваться указанным домом, кто там жил ей неизвестно. Видела, что истцы что-то строят, у них живут собаки.

Свидетель ФИО24, допрошенная в судебном заседании, суду пояснила, что истцов знает, они живут напротив ее дома по <адрес>. Зимой истцы там не живут, однако летом постоянно находятся в доме. Прежней хозяйке истцы не родственники. Она в своем доме живет с ДД.ММ.ГГГГ. Мантуров и Латышева начали пользоваться указанным домом с конца 80-х годов одновременно. Их дом переделан, он поделен пополам. Там разные входы, два крыльца. Она проходила в одну половину к Латышевой Е.П. и видела, что стена между частями сплошная. Кроме истцов и их детей данным никто больше не пользуется. Они засаживают огород, ведут строительство, у обоих за домом появились новые постройки. До того как истцы начали пользоваться домом его хозяевами были Н. И. Скутин и П.Н. Скутина, у которых было два сына и дочь. Один сын был больным, он жил в этом доме, а П. Н. за ним ухаживала, потом, когда сын умер, она решила продать дом. Второй сын П. Н. тоже умер, жены и детей у него не было. Другие родственники П. Н. никогда не приходили в указанный дом, никогда им не интересовались.

Суд, заслушав доводы истцов, представителя истца, ответчика, свидетелей находит исковые требования Латышевой Е.П., Мантурова С.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто, непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

Согласно домашней сделке от ДД.ММ.ГГГГ, Исакова П. Н. продала Мантурову С. А., Латышевой Е. П. дом по <адрес> за <данные изъяты> рублей (л.д. 6).

В соответствии со свидетельством о смерти Исакова П. Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Согласно справке о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Исаков И. А. и Скутина П. Н. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия Исакова (л.д. 8).

Как видно из налоговых уведомлений на уплату земельного налога за 2006 года, 2007 год, 2008 год и квитанций об оплате налога плательщиками земельного налога за земельный участок, расположенный по <адрес>, являются Мантуров С.А., Латышева Е.П. (л.д. 9, 10, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27).

Квитанциями об оплате электроэнергии за октябрь 2011 года (л.д. 11, 12), апрель, июнь 2011 года (л.д. 13, 14), июнь, сентябрь 2011 года, (л.д. 17, 18), июль 2007 года (л.д. 25), январь, март, август, октябрь 2004 года (л.д. 25) подтверждается, что Латышева Е.П. и Мантуров С.А. оплачивали электроэнергию.

Согласно домовой книге дома <адрес> зарегистрирован Мантуров С. А., Мантурова Т. А., Мантурова О. С., Мантурова Е. С. (л.д. 45-51).

Из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом № 18/278 от 07 февраля 2012 года следует, что жилой дом, расположенный по <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа не значится (л.д. 77).

Из справки МУ Артемовского городского округа «Архив с постоянным составом документов» от 11 января 2012 года № 6 следует, договор о предоставлении земельного участка по <адрес>, в собственность в документах архивного фонда № 12 «Егоршинская нотариальная контора» не значится (л.д. 114).

Согласно справке филиала СОГУП «Артемовское БТИ и РН» от 20 февраля 2012 года № 79/2 сведения о регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер , о предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес>, в материалах инвентарного дела отсутствуют (л.д. 116).

Как видно из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115), правопритязания на объект недвижимого имущества на жилой дом, расположенный по <адрес>, отсутствуют (л.д. 115).

Из справки нотариуса от 07 июня 2012 года № 492 следует, что наследственное имущество, оставшееся после смерти Исаковой П. Н., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, в виде: <данные изъяты>, свидетельство о праве собственности на указанное имущество было выдано Моисеевой В. И. (л.д. ).

Из совокупности технических паспортов от ДД.ММ.ГГГГ на части жилого дома, расположенного по <адрес>, следует, что указанный дом разделен на две части, имеется два входа, общая площадь части жилого дома под № 1 - 23,4 кв. м, общая площадь части жилого дома под № 2 - 25,2 кв. м.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцы приобрели у Исаковой П. Н. жилой дом, расположенный по <адрес>, договор был заключен ими в простой письменной форме, в Бюро технической инвентаризации зарегистрирован не был. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истцы открыто владеют указанным домом. Все годы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Латышева Е.П. и Мантуров С.А. пользовались, владели домом и земельным участком будучи убежденными, что фактически являются его собственниками. Истцы не предпринимали действий на сокрытие факта владения имуществом от других лиц. Вместе со своими семьями они использовали дом в личных целях, использовали земельный участок по назначению, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО23, ФИО24 Квитанциями об оплате электрической энергии, налоговыми уведомлениями подтверждается, что истцы добросовестно оплачивали земельный налог и электроэнергию. В настоящее время право собственности на спорный дом не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Таким образом, истцы, начиная с 1989 года по настоящее время непрерывно, добросовестно, открыто владели спорным домом, поэтому исковые требования истцов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Латышевой Е. П., Мантурова С. А. удовлетворить.

Признать за Латышевой Е. П. право собственности на часть жилого дома № 1, общей площадью 23,4 кв. м, расположенного по <адрес> в силу приобретательной давности.

Признать за Мантуровым С. А. право собственности на часть жилого дома № 2, общей площадью 25,2 кв. м, расположенного по <адрес> в силу приобретательной давности.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Артемовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:     О.А. Нигматзянова