решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2011 г. г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Нурсафиной Ю.Р., при секретаре Литвиной С.С., с участием истца Щипачева С.Г., представителя истца Романова В.И., представителя ответчика Молчановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 марта 2011 г. гражданское дело № 2-200/2011 по иску Щипачева С.Г. к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным отказ Главы администрации Артемовского городского округа в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения от 15 декабря 2010 г., обязании принять на учет граждан нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Щипачев С.Г. обратился в суд с иском к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным отказ Главы администрации Артемовского городского округа в постановке его на учет граждан, нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения от 15 декабря 2010 г., обязании принять его на учет граждан нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что он работает в ГУ «18 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» в ПЧ 66 в качестве <данные изъяты>. По условиям своей работы он имеет право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Его жена ФИО3 работает в <данные изъяты> и также имеет право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Для реализации указанного права его семья должна состоять на учете граждан нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения по месту жительства. В сентябре 2010 г. он обратился с заявлением в администрацию Артемовского городского округа о постановке на учет граждан нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения. 15 декабря 2010 г. на основании оспариваемого постановления в постановке на такой учет ему было отказано на том основании, что его семья не относится к категории малоимущих. Отказ в постановке на учет граждан нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения считает незаконным. Семья истца состоит из трех человек, проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 38, 3 кв.м. по <адрес> на условиях найма жилого помещения в общежитии. Обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи ниже существующей в г. Артемовский учетной нормы жилой площади. Другого жилого помещения на праве собственности либо на условиях договора социального найма никто из членов семьи истца не имеет. Считает, что администрация Артемовского городского округа обязана была принять его на учет нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения на основании подп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п.п. «а», «д» ст. 9 Закона Свердловской области № 14-ОЗ от 04 мая 1995 г. «О предоставлении жилища в Свердловской области».
Щипачев С.Г. в судебном заседании поддержав заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что он по роду своей деятельности относится к категории сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации, поэтому он подпадает под категорию граждан имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. Для получения указанного сертификата он должен состоять на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, как по месту работы, так и по месту жительства. Два года назад он был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по месту работы в г. Лянтор, Сургутского района Тюменской области, по месту жительства 15 декабря 2010 г. ему было отказано в постановке на такой учет. Поэтому он лишается права на получение жилищного сертификата. 12 сентября 2010 г. он написал заявление в администрацию Артемовского городского округа о принятии на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, потому что ему был дан такой бланк заявления. Он объяснял работникам, что желает, чтобы его поставили на учет для предоставления ему жилищного сертификата.
Представитель истца Романов В.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнительным основаниям, приведенным истцом.
Представитель ответчика Молчанова Л.В., не признав исковые требования, суду пояснила следующее. Обеспечение и постановка на учет служащих Государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации осуществлялась на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье на 2002-2010 годы». Постановка граждан на учет и обеспечение их жилыми помещениями до 01 января 2005 г. осуществлялось органами местно самоуправления. После 01 января 2005 г. учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется жилищными комиссиями по месту прохождения службы, само жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В Приказе МЧС РФ от 01 октября 2004 г. указано, что одной из основных функций МЧС России является организация учета военнослужащих, сотрудников, гражданских служащих, работников регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечение их жилыми помещениями в установленном порядке. Истец не уволен с гражданской службы, состоит на учете в улучшении жилищных условий по месту работы. Органы местно самоуправления вправе по месту жительства принимать на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признанных в установленном порядке малоимущими. Поскольку истец не был признан малоимущим, Глава администрации Артемовского городского округа на законных основаниях отказал истцу в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в их совокупности, находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
При этом согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
В силу ч. 3 приведенной нормы права решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Щипачев С.Г. работает в Государственном учреждении «18 отряд Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» в должности <данные изъяты> 66 пожарной части вахтовым методом с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Щипачев С.Г. совместно с женой ФИО3, дочерью проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 38,3 кв.м. по <адрес>, на условиях найма жилого помещения в общежитии, что следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, справки от 21 марта 2011 г. Как видно из названного договора, указанное жилое помещении было предоставлено для проживания ФИО3 и членам ее семьи на период ее работы в ОАО «Свердловэнерго». Суду представлена справка от 02 февраля 2011 г. (л.д. 7) из которой следует, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ служит в органах внутренних дел по Артемовскому городскому округу.
Таким образом, Щипачев С.Г. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - ФИО3, данное обстоятельство представителем ответчика было признано, поэтому судом применяются положения ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой истец освобождается от необходимости дальнейшего доказывания этого обстоятельства.
Как видно из заявления от 12 сентября 2010 г., Щипачев С.Г. обратился к Главе администрации Артемовского городского округа с заявлением о принятии на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в связи с улучшением жилищных условий.
Письмом от 15 декабря 2010 г. № 5257/24 (л.д. 7) Глава администрации Артемовского городского округа отказал Щипачеву С.Г. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку представленные им документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (подп. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации), семья Щипачева С.Г. не признана малоимущей.
Как пояснил истец, он оспаривает отказ Главы администрации Артемовского городского округа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем основаниям, что не было признано его право состоять на таком учете как военнослужащего. Заявление он написал в администрацию Артемовского городского округа о принятии на учет малоимущих граждан, так как ему был дан такой бланк, он объяснял устно, что имеет право состоять на учете как военнослужащий, так как он и его семья обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы в Артемовском районе (15 кв.м. на одного члена семьи). Щипачев С.Г. не оспаривает отказ Главы администрации Артемовского городского округа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем основаниям, что его семья не была признана малоимущей.
В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, то есть выходить за пределы заявленных требований не вправе.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Полностью согласуются с приведенной нормой Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, положения подп. "б" п. 7 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054), которые к основаниям признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий относят и наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, проживание военнослужащего и членов его семьи на жилой площади, площадь которого на одного члена семьиниже предела социальной нормы (учетной нормы), является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении.
По вопросу, связанному с тем, кто и в каком порядке признает военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила.
Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г.
Между тем в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то в соответствии с п.п. 3 и 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Таким образом, нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
В силу подп. 12 п. 10 Приказа МЧС Российской Федерации от 01 октября 2004 г. N 458 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изменениями от 24 октября 2006 г., 19 февраля, 29 октября 2007 г., 4 декабря 2008 г., 2 февраля 2009 г., 30 марта, 22 декабря 2010 г.) Региональный центр МЧС России осуществляет организацию учета военнослужащих, сотрудников, гражданских служащих, работников регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
Согласно абзаца 5 подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153) (далее - Правила), согласно которому правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п. 19 Правил для участия в подпрограмме военнослужащие, указанные в п. 5 Правил, подают в воинские части, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, наряду с другими документами, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Это положение фактически воспроизведено в абз. 1 п. 2 Порядка.
Как следует из пояснений истца, он был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы.
Из анализа положений Порядка следует, что право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы не ставится в зависимость от постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и по месту работы и по месту жительства.
Закон Свердловской области № 14-ОЗ от 04 мая 1995 г. «О предоставлении жилища в Свердловской области» утратил силу в связи с принятием Областного закона от 27 июня 2005 г. N 58-ОЗ поэтому применению не подлежит.
Следовательно, в силу указанных правовых норм органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих после 01 января 2005 г. орган местного самоуправления не является, следовательно, отказ Главы администрации Артемовского городского округа Щипачеву С.Г. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным, оснований для удовлетворении данного требования, а также требования об обязании принять на учет граждан нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения нет, в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Щипачева С.Г. к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным отказ Главы администрации Артемовского городского округа в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения от 15 декабря 2010 г., обязании принять на учет граждан нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд.
Мотивированное решение составлено 31 марта 2011 г.
Судья: Ю.Р.Нурсафина