определение по иску



11-14-2011 год.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2011 год г.Артем

Судья Артемовского городского суда И.В. Макарова,

при секретаре М.А. Фардзиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерышева Е.С. к Гаражно- строительному кооперативу об устранении препятствий в пользовании гаражом, с апелляционной жалобой ГСК на решение мирового судьи судебного участка № 34 г. Артема от 08.12.2010 года по иску Ерышева Е.С. к ГСК,

У с т а н о в и л :

08 декабря 2011 года решением мирового судьи судебного участка № 34 г.Артема на ГСК в лице председателя К. возложена обязанность устранить препятствия в пользовании Ерышевым Е.С. гаражным боксом ГСК, для чего предоставить комплект ключей от ворот гаражного бокса.

Истец Ерышев Е.С. в судебном заседании у мирового судьи в обоснование вышеуказанных исковых требований указывал, что в члены ГСК он был принят в 1991 году на основании решения общего собрания ГСК.

На выделенном ему земельном участке за счет личных средств и своими силами им был возведен гаражный бокс, которым он пользовался по июнь 2010 года.

11.10.2010 года он обнаружил на воротах гаража новый чужой замок. Председатель ГСК сообщил ему, что им срезан замок по причине неуплаты истцом земельного налога.

Ответчик в судебное заседание не явился, мировым судьей в соответствии с положениями ст.233 ГПК РФ было принято вышеуказанное заочное решение, на которое подана апелляционная жалоба.

В судебном заседании в обоснование ее доводов представитель ответчика К. указал, что решение является незаконным, его выводы не соответствуют действительным обстоятельствам, и просил решение отменить. По существу пояснил, что мировой судья не верно сослался на нормы ст.218 ГК РФ и ст.304 ГК РФ, поскольку Ерышев Е.С. не является собственником гаражного бокса, так как его право на недвижимое имущество не зарегистрировано в установленном порядке. Поскольку Ерышев Е.С. не уплачивал паевых взносов и земельный налог, он в соответствии п.5.5. устава ГСК был исключен из членов кооператива на основании решения общего собрания от 21.10.2010 года. Так же мировой судья нарушил требования ст.233 ГПК РФ, так как принял решение в отсутствие ответчика, не смотря на то, что он сообщил телефонограммой о своей болезни, что лишило представителя ответчика представлять в суд доказательства.

Представитель ГСК К. пояснил, что не согласен с решением мирового судьи. В 1990 году ГСК был отведен земельный участок для строительства 131 гаража, что подтверждено Государственным актом на право собственности на землю от 24.11.1990 года № 195903. ГСК организован в 1991 году, в 2003 году он зарегистрирован в налоговом органе, так же имеется зарегистрированный устав, где указано основание исключения из членов кооператива при неоплате налога, паевых взносов. До настоящего времени право собственности на гаражи в ГСК не зарегистрированы, так как отсутствует акт ввода объектов в эксплуатацию. До настоящего времени идут строительные работы. Ерышев Е.С. являлся членом кооператива, ему был указан участок для строительства гаража. Ерышев Е.С. в течение 20 лет не оплачивал никаких взносов. Между тем, когда начинали строить гаражи, затрачивались денежные средства на установку трансформаторной подстанции, проведение дорог. За Ерышевым Е.С. числился долг по налогу за землю за три года примерно по 700 рублей за год плюс сумма пени. Замки на гараже Ерышева Е.С. были сняты в связи с тем, что указанный гараж был передан другому лицу в аренду, за счет средств которого были погашены долги по налогам в размере 280000 рублей за период 4 года. Построенный гараж Ерышева Е.С. находится на земле кооператива, в связи с чем, смена замка была произведена для того, чтобы Ерышев Е.С. не мог пользоваться имуществом кооператива.

23.12.2010 года он отказался принимать у Ерышева Е.С. денежные средства, так как он уже не являлся членом ГСК.

Общее собрание членов ГСК проходило в октябре 2010 года на территории кооператива. О дате и времени собрания были вывешены объявления на гаражных боксах, а так же бегущей строкой проходило объявление по местному телевидению.

С 2003 года в начале года кооперативу выставляли счета на оплату налогов, в связи с чем в феврале проводились собрания и оговаривались суммы которые должен оплатить каждый член кооператива.

В настоящее время около 40 членов кооператива являются должниками по оплате налогов. В 2010 году исключен из членов кооператива только Ерышев Е.С., в отношении остальных поданы иски в суд.

Истец Ерышев Е.С. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, указав, что с 1991 года являлся членом ГСК. Гаражный бокс капитальной постройки был закончен строительством в 1993 году за счет его личных средств. У председателя ГСК в начале строительства гаража он спрашивал какие вносить деньги, но К. говорил о том, что пока платить ничего не надо. 11.10.2010 года он обнаружил, что замки на его гараже спилены, по поводу чего он пошел домой к председателю К. Председатель сообщил ему, что замок срезан из-за неуплаты налога. При этом он предлагал оплатить денежные средства, но К. отказался назвать ему сумму долга, и сказал обращаться в суд. При указанном разговоре о проведении собрания ему не сообщалось. Ранее он на собрания не приходил, так как не был уведомлен об их проведении.

Представитель истца П. с доводами жалобы не согласилась, указав, что Ерышев Е.С. владел гаражным боксом на законных основаниях. Он является членом ГСК и построил на отведенном ему земельном участке за счет своих денежных средств гараж. Пользовался им постоянно за исключением июля-сентября 2010 года. В начале октября 2010 года обнаружил, что замок на гараже спилен и выяснил, что это сделано по распоряжению председателя. Протокол об исключении Ерышева Е.С. из членов кооператива появился лишь при подаче апелляционной жалобы. Ранее Ерышеву Е.С. никто не говорил о том, что было собрание и он исключен из членов ГСК. При этом председатель ГСК присутствовал на одном из судебных заседаний у мирового судьи и ничего не говорил о наличии протокола собрания от 21.10.2010 года. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол был изготовлен позже для того, чтобы оправдать свои незаконные действия по ограничению доступа в пользовании гаражом Ерышеву Е.С. Земельный налог за годы пользования ее доверитель оплатил в сумме 2200 рублей. Гараж им был построен за свой счет. При наличии задолженности Ерышеву Е.С. должны были бы сообщить об этом. Между тем Ерышев Е.С. не знал ни о ранее проводимых собраниях, ни о собрании от 21.10.2010 года. Кроме этого ему не дали возможности погасить долг, председатель ГСК при его посещении Ерышевым Е.С. отказался с ним общаться по поводу погашения долга, проявил самоуправство. Вопрос с оформлением прав на гараж заключается в том, что кооператив не может ввести все гаражные боксы в эксплуатацию, так как отсутствует разрешение на строительство.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании 24.11.1990 года ГСК выдан государственный акт на право собственности на землю для строительства гаражей на 131 машино- место в районе СТО площадью 15800 кв.м. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 24.05.1990 года. В 1991 году Ерышев Е.С. был принят в члены кооператива.

Гаражно-строительный кооператив (ГСК) - разновидность потребительского кооператива. Цель его создания - удовлетворение потребности его членов в хранении автомобилей.

Гражданский кодекс характеризует потребительский кооператив как некоммерческую организацию. Но к потребительским кооперативам закон "О некоммерческих организациях" не применяется (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Гражданское законодательство устанавливает, что правовое положение потребительского кооператива, права и обязанности его членов определяются специальными законами (п. 6 ст. 116 ГК РФ). Однако для гаражно-строительных кооперативов в отличие от жилищных или садоводческих отдельный закон не принят. А действие закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" на ГСК не распространяется (ст. 2 Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1). Кроме Гражданского кодекса для гаражных кооперативов применяется Закон СССР "О кооперации в СССР" от 26 мая 1988 г. № 8998-XI.

Источником имущества вновь созданного ГСК являются взносы его членов. Гражданский кодекс выделяет лишь паевые и дополнительные взносы. Характеристики взносов подлежат раскрытию в уставе.

По делу установлено, что кооператив зарегистрирован как юридическое лицо в 2003 году, в этот же период утвержден его устав. До указанного периода времени каких-либо документов, регламентирующих деятельность кооператива, с расчетами внесения каких-либо взносов членами ГСК суду не предоставлено.

По сложившемуся в кооперативе порядку гаражные боксы выстраивались членами кооператива за счет вложения своих личных денежных средств на строительные материалы с самостоятельной оплатой стоимости строительных работ.

При этом по делу установлено, что Ерышев Е.С. построил гаражный бокс в 1993 году и с указанного времени использует его по назначению.

У кооператива отсутствует акт ввода в эксплуатацию в связи с чем, у Ерышева Е.С. не имеется возможности зарегистрировать на гараж право собственности, поскольку если ранее на государственную регистрацию прав на гараж в конкретном гаражно-строительном кооперативе документы не предоставлялись, требуется собрать полный набор документов.

Он включает в себя учредительные документы гаражно-строительного кооператива: устав; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; свидетельство, подтверждающее, что данное юридическое лицо состоит на налоговом учете; документы, подтверждающие полномочия председателя кооператива; справку о членстве в гаражном кооперативе. Предоставляются также документы, подтверждающие правомерность создания объекта недвижимого имущества. К ним относятся: документ о землеотводе под строительство гаражей в кооперативе; разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, а также акт или разрешение на ввод гаражей в эксплуатацию.

До ввода в эксплуатацию имущество находится в собственности ГСК как юридического лица (при условии государственной регистрации прав на него). Законодательством установлено, что машиноместа в функционирующем гараже принадлежат участникам кооператива, полностью внесшим за них паевой взнос (п. 4 ст. 218 ГК РФ

Между тем, как установлено в судебном заседании в ГСК до настоящего времени Ерышеву Е.С. так и не представлен расчет паевого взноса, необходимость его оплаты.

В соответствии со ст.10 ГК РФ не допускается действия гражданина и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

До настоящего времени кооператив не оформил в надлежащей форме документы и не зарегистрировал право собственности ГСК на гаражные боксы, лишив тем самым Ерышева Е.С. возможности оформить права на возведенный им гараж.

В соответствии с требованиями Устава письменное уведомление о созыве Общего собрания вручается под расписку старшим по улицам не позднее чем за 5 дней до предполагаемой даты проведения собрания с указанием места, даты, времени проведения Общего собрания.

По делу установлено, что 04-05 октября 2010 года по указанию председателя кооператива К. на гаражном боксе был установлен новый замок и гараж был передан в аренду иному лицу, который оплатил долги кооператива по налогам.

11.10.2010 года Ерышеву Е.С. стало известно о выше произведенных действиях. На его обращение к председателю кооператива, он получил отказ в возможности погасить сложившийся у него долг по налогам.

При этом следует отметить, что при состоявшемся разговоре председателем Ерышеву Е.С. не сообщалось о проведении собрания и решения вопроса о его исключении из членов ГСК.

В материалы дела представлен протокол общего собрания членов ГСК от 21.10.2010 года.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что ограничение доступа Ерышева Е.С. к возведенному за счет собственных средств и своими силами гаражному боксу, при отсутствии оснований к указанному, является нарушением его прав как члена кооператива.

При этом необходимо отметить, что доказательств должного уведомления лица о расчетах суммы налогов на каждого члена кооператива суду не представлено.

Из пояснений председателя кооператива следует, что вопросы по оплате налогов решаются в феврале каждого текущего года на общих собраниях.

В какой форме и посредством чего не явившиеся по уважительной причине лица уведомляются о необходимости оплаты налога кооперативом не установлено.

Из пояснений председателя ГСК следует, что долг по налогам у Ерышева Е.С. сложился за три года, при этом оплата в год должна составлять около 700 рублей, а так же к ней рассчитывается сумма пени.

В связи с указанным, суд полагает несостоятельной правовую позицию ответчика о том, что отсутствие зарегистрированного права собственности члена ГСК лишает его права устранения нарушения во владении гаражным боксом.

При рассмотрении исковых требований мировым судьей не допущено нарушений процессуальных норм, регламентирующих рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.

Ответчик был надлежащим образом уведомлен о дне и времени рассмотрения дела и не представил мировому судье доказательств уважительности не явки в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ч.1 ГПК РФ, ст. 329 ГПК РФ, суд

О п р е д е л и л :

Заочное решение мирового судьи судебного участка № 34 г. Артема о возложении обязанности на ГСК в лице председателя К. устранить препятствия в пользовании Ерышевым Е.С. гаражным боксом Гаражно- строительного кооператива, для чего предоставить комплект ключей от ворот гаражного бокса оставить без изменения, жалобу Гаражно- строительного кооператива – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с даты принятия.

Судья И.В. Макарова