Дело № 2-967/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 12 июля 2012 года г. Артем Приморский край Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Ермолиной К.В., при секретаре Шаповаловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Артема в защиту интересов неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» (далее ОАО «ДГК») о возложении обязанности, установил: прокурор г. Артема обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к ОАО «ДГК», указав, что прокуратурой г. Артема проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлено, что структурное подразделение ОАО «ДГК» филиала «Приморская генерация» Артемовская ТЭЦ является самостоятельным структурным подразделением предприятия, осуществляющим выработку электрической и тепловой энергии. Артемовская ТЭЦ осуществляет выработку тепловой и электрической энергии, установленная электрическая мощность которой составляет 400 МВт, тепловая - 297 Гкал/час. Предприятие работает на органическом топливе (угле, мазуте), что влечёт за собой выброс химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух. Согласно пункту 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. В настоящее время санитарно-защитная зона для Артемовской ТЭЦ не разработана и не установлена, что нарушает положения пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Отсутствие разработанной и утверждённой в установленном законом порядке указанной зоны нарушает право неопределённого круга лиц на благополучную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ. Прокурор просит обязать ОАО «ДГК» разработать проект санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ и направить его на утверждение Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации в срок не позднее 15.10.2012. В ходе производства по делу прокурор уточнил исковые требования, просит обязать ОАО «ДГК» разработать и согласовать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ в срок не позднее 15.11.2012 и направить согласованный в установленном законодательством РФ порядке проект санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ на утверждение Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации в срок не позднее 01.12.2013. В судебном заседании помощник прокурора г. Артема Большакова О.М. поддержала уточнённые исковые требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в иске, пояснив, что ответчик относится к числу предприятий, для которых установление СЗЗ является обязательным. С учётом необходимости проведения натурных исследований, которые делаются посезонно, считает, что необходимо дать ответчику время для направления проекта СЗЗ, охватывающее все сезоны. Представитель ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» - К., исковые требования не признал, указав, что ими не оспаривается необходимость установления СЗЗ, однако действующее законодательство не предусматривает сроков, в течение которого такая зона должна быть установлена, в связи с чем исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. Представитель третьего лица на стороне истца - Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Статьёй 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25.09.2007 № 74, разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Пунктом 7.1.10 указанных СанПиН ТЭЦ тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, отнесены ко II классу опасности. Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что структурное подразделение ОАО «ДГК» филиала «Приморская генерация» Артемовская ТЭЦ является самостоятельным структурным подразделением предприятия, осуществляющим выработку электрической и тепловой энергии. Артемовская ТЭЦ осуществляет выработку тепловой и электрической энергии, установленная электрическая мощность которой составляет 400 МВт, тепловая - 297 Гкал/час. Предприятие работает на органическом топливе (угле, мазуте). Санитарно-защитная зона для Артемовской ТЭЦ в настоящее время не разработана и не установлена. То есть Артемовская ТЭЦ, являясь предприятием, отнесённым ко II классу опасности, для которых разработка и установление зон санитарной защиты обязательна, данное требование не исполнила. По смыслу пункта 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 целью установления специальной территории с особым режимом использования вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, является обеспечение безопасности населения, поскольку такая территория обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Таким образом, отсутствие у Артемовской ТЭЦ разработанной и утвержденной в установленном законом порядке санитарно-защитной зоны нарушает право граждан, проживающих в районе её деятельности, на благополучную окружающую среду, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, в связи с чем исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для совершения определенных действий по решению суда, в связи с чем требование прокурора об установлении срока, в течение которого должна быть совершена возложенная на ответчика обязанность, также подлежит удовлетворению. Согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в том числе, на основании экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчётами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, выполненной аккредитованными организациями. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчётами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.200-03). В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной санитарно-защитной зоны проводятся для групп промышленных предприятий, в состав которых входят объекты I, II классов опасности - всего 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно. Таким образом, санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации предусмотрено утверждение санитарно-защитных зон при условии наличия натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха, которые проводятся в течение 1 года, на основании экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, при этом изготовлению последнего должно предшествовать утверждение и согласование проекта обоснования санитарно-защитных зон. Предписанием Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю № 2061 ОАО «ДГК» предписано разработать и согласовать проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ в срок до 15.11.2012. Учитывая данное обстоятельство и то, что утверждение санитарно-защитных зон возможно на основании экспертизы проекта СЗЗ, которая в свою очередь, проводится при условии наличия натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в течение 1 года, суд полагает обоснованным и необходимым установить ответчику срок для выполнения обязанности по разработке и согласованию проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ не позднее 15.11.2012, а для выполнения обязанности по направлению согласованного в установленном законодательством РФ порядке проекта санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ на утверждение Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации - не позднее 01.12.2013. В силу ст. 103 ГПК РФ с ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета Артемовского городского округа в размере 4000 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-196 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора г. Артема в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» удовлетворить. Возложить на ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» обязанность разработать и согласовать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ в срок не позднее 15.11.2012. Возложить на ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» обязанность направить согласованный в установленном законодательством РФ порядке проект санитарно-защитной зоны для структурного подразделения Артемовская ТЭЦ на утверждение Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации в срок не позднее 01.12.2013. Взыскать с ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» госпошлину в доход бюджета Артемовского городского округа в размере 4000 руб. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края. Мотивированное решение изготовлено 17.07.2012 года. Судья К.В. Ермолина