дело № 2-1088/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июля 2010 г. Артемовский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Зиганшина И.К., при секретаре Семенцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафонова Н.М. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: Агафонов Н.М. обратился в суд с иском к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав, что он, как участник Великой Отечественной войны, 5 октября 2009 г. обратился в администрацию АГО с заявлением о постановке на учет для получения жилья. Решением комиссии по жилищным вопросам от 24.02.2010 г. ему отказано в постановке на учет. С данным решением он не согласен, т.к. в настоящее время проживает в доме, расположенном в г. Артеме без коммунальных услуг с печным отоплением, площадь дома 36,6 кв.м., вместе с ним в доме проживают и зарегистрированы пять человек. Ранее ему принадлежали 2/3 доли в праве собственности на жилой дом расположенный в г. Артеме, которые он был вынужден продать в 2007 г. из-за конфликтных отношений с младшей дочерью. Считая, что он проживает в жилом помещении, в котором обеспечен жилой площадью менее учетной нормы и которое не отвечает установленным требованиям, истец Агафонов Н.М. просит обязать администрацию Артемовского городского округа принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для обеспечения жильем, как участника Великой Отечественной войны. Представитель ответчика - администрации Артемовского городского округа Хаустова Т.И. иск не признала и пояснила, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Жилое помещение, в котором проживает истец Агафонов Н.М., непригодным для проживания в установленном законом порядке не признано. Кроме того, в 2007 г. Агафонов Н.М. осуществил продажу 2/3 доли в праве на жилой дом расположенный в г. Артеме и тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия. Поэтому оснований для постановки Агафонова Н.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. Выслушав объяснения истца Агафонова Н.М., представителя ответчика - администрации Артемовского городского округа Хаустовой Т.И., исследовав доказательства, содержащиеся в письменных материалах дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Агафонов Н.М. является участником Великой Отечественной войны и в настоящее время проживает в неблагоустроенном жилом доме, расположенном в г. Артеме, общей площадью 36,6 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м. Агафонов Н.М. является собственником 1/2 доли в праве собственности на указанный дом, приобретенной по договору дарения от 24.05.2005 г. В жилом доме вместе с Агафоновым Н.М. зарегистрированы и проживают 5 человек. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 06.05.2010 г.) участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Из указанной нормы закона следует, что единственным основанием для предоставления участникам Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Думы г. Артема от 30.06.2005 г. № 156 учетная норма площади жилого помещения в городе Артеме установлена в размере 9 кв.м. общей площади на одного человека. Несмотря на то, что Агафонов Н.М. является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом в г. Артеме общей площадью 36,6 кв.м., истец проживает в жилом помещении, в котором он и члены его семьи обеспечены жилой площадью менее учетной нормы (36,6 кв.м. : 5 = 7,32 кв.м.) Следовательно, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Агафонов Н.М. является нуждающимся в улучшении жилищных условий. В данном случае должна приниматься во внимание фактическая обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи независимо от площади жилого помещения, приходящейся на долю собственника в праве собственности на это помещение. Также нельзя признать обоснованным довод представителя ответчика о намеренном ухудшении истцом Агафоновым Н.М. своих жилищных условий, поскольку по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Совершение таких действий со стороны истца Агафонова Н.М. не установлено. Таким образом, по делу установлены достаточные основания для возложения на администрацию Артемовского городского округа, как орган местного самоуправления, обязанности осуществить принятие на учет истца Агафонова Н.М. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения, как участником Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать администрацию Артемовского городского округа Приморского края осуществить принятие на учет Агафонова Н.М. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения, как участником Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки по обеспечению жильем в 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд. Судья: