№ 2-244-2011 РЕШЕНИЕ г. Артем Приморского края 01 февраля 2011 года Судья Артемовского городского суда Кубатова О.А., при секретаре Голик Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Лесникова Ю.Н. об оспаривании решения должностного лица, УСТАНОВИЛ Лесников Ю.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица, указав, что он является собственником земельного участка к домовладению в г. Артеме на основании свидетельства о государственной регистрации права от 3 июня 2005г. 12 января 2011г. в его адрес было направлено распоряжение главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема Приморского края Управления Росреестра по Приморскому краю № 76 о проведении проверки соблюдения земельного законодательства Лесниковым Ю.Н. на земельном участке площадью 1200 кв.м., имеющем кадастровый номер 25:27:030106:251, расположенном в г. Артеме, используемом к домовладению, с указанием сроков проведения проверки с 20.01.2011 г. по 09.02.2011г. В обжалуемом распоряжении не указаны цели, задачи и предмет проводимой проверки, а также правовые основания проведения проверки, в том числе, нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, чем нарушены его права и законные интересы, а также созданы препятствия к их осуществлению. Считает распоряжение главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема Приморского края от 12.01.2011г. № 76 о проведении проверки соблюдения земельного законодательства незаконным, поскольку не соблюден порядок вынесения распоряжения, а также содержание оспариваемого решения не соответствует требованиям, установленным пунктом 41 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Россеестр) государственной функции по государственному земельному контролю, утвержденного приказом Минюста РФ от 27.12.2007г. № 254. В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием для удовлетворения заявления может служить, в частности, не соблюдение порядка принятия решения, а также не соответствие содержания оспариваемого решения требованиям закона или иного нормативного акта, регулирующего данные правоотношения. При обращении в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов с настоящим заявлением он понес судебные расходы по оплате за услуги представителя в размере 5 000 рублей согласно договору поручения от 13 января 2011г., которые должны быть возмещены ему. Просит признать незаконным распоряжение главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема Приморского края Управления Росреестра по Приморскому краю от 12.01.2011г. № 76 о проведении проверки соблюдения земельного законодательства Лесниковым Ю.Н. без указания цели, задачи и предмета проводимой проверки, а также без указания правовых оснований проведения проверки, в том числе, нормативных правовых актов, обязательные требования которых подлежат проверке, и отменить его. Взыскать с Управления Росреестра по Приморскому краю в его пользу понесенные судебные расходы на услуги представителя в размере 5000 рублей. Лесников Ю.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. В судебном заседании представитель заявителя Лесникова Ю.Н. по доверенности поддержала доводы заявления, добавив, что проведение проверок Росреестром осуществляется в соответствии с Административным регламентом. Пунктом 34 регламента предусмотрена последовательность действий- планирование, подготовка к проверке и оформление её результатов. Пунктом 35 пп.1 определены юридические факты, являющиеся основанием для осуществления проверок. В пп.1 указано, что одним из фактов являются планы проведения проверок. При ознакомлении с материалами, ей предоставили план проведения проверок земельного законодательства на 1 квартал 2011 года, который утверждён руководителем Управления Росреестра, но в нарушение п.36 не указано, когда этот план утверждён, что не соответствует требованиям административного регламента. В плане проведения проверки отмечаются цель и основания проверки, целью проверки и основанием записано контроль за соблюдением земельного законодательства. Конкретно цель в плане не указана. Основание для проведения проверки, указанное в распоряжении, нельзя признать законным, так как оно не соответствует Административному регламенту. Поскольку юридическим фактом для проведения проверки является план проверки, юридический факт проведения проверки отсутствует. Пунктом 39 Административного регламента предусмотрено, что при подготовке к проведению проверки выносится распоряжение о проведении проверки. Пунктом 41 предусмотрено, что в распоряжении о проведении проверки указываются, в том числе цели, задачи и предмет проводимой проверки и правовые основания проводимой проверки, в том числе нормативные правовые акты. Далее изложен порядок проведения проверки и оформления её результатов. Проведение проверки осуществляется инспектором с соблюдением при проведении проверки требования ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП». Административным регламентом не предусмотрен порядок проведения проверки у граждан, не являющихся ИП. В распоряжении о проведении проверки соблюдения земельного законодательства указывается на правовое основание ст.71 Земельного Кодекса РФ. Поскольку порядок проведения проверок у граждан не определён, нет ссылок на иной документ по проведению проверки, распоряжение о проведении проверки у Лесникова Ю.Н. является незаконным. Данным распоряжением нарушаются права и свободы Лесникова Ю.Н., так как в соответствии с Конституцией РФ частная собственность охраняется государством. Земельный участок находится в собственности заявителя. Для проникновения на земельный участок требуется разрешение собственника или судебный акт. Нарушаются права заявителя в том, что в распоряжении не испрашивается согласие собственника, нарушаются права заявителя на право частной собственности, на право частной жизни. Заявитель не желает проведение незаконной проверки. Просит признать незаконным распоряжение главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема Приморского края Управления Росреестра по Приморскому краю от 12.01.2011г. № 76 о проведении проверки соблюдения земельного законодательства Лесниковым Ю.Н. и отменить его. Взыскать с Управления Росреестра по Приморскому краю в пользу Лесникова Ю.Н. понесенные судебные расходы на услуги представителя в размере 5000 рублей. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по доверенности А. с доводами заявления не согласен, пояснил, что статьей 71 Земельного кодекса РФ установлено, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований использования земель организациями и гражданами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 689 от 15.11.2006), п. 4 Указа Президента Российской Федерации № 1847 от 25.12.2008г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», п. 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 457 от 01.06.2009 г. таким органом является данная организация. На территории Приморского края таким органом является Управление; в муниципальных образованиях края государственный земельный контроль осуществляют главные государственные инспекторы по использованию и охране земель и их заместители. Пунктом 12 Положения о госземконтроле установлено, что государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, специально установленном уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. В Артемовском отделе Управления утвержден Руководителем и действует план проведения проверок соблюдения земельного законодательства на 1 квартал 2011 года. Данным планом предусмотрено проведение проверки земельного участка с кадастровым № 25:27:030106:251, расположенного в г. Артеме, принадлежащего Ю. Н. Лесникову. Срок проведения проверки установлен с 20 января по 9 февраля 2011 года, ответственным назначен заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема А. Во исполнение проведения вышеуказанной проверки главным государственным инспектором по использованию и охране земель г. Артема 12.01.2011 года вынесено Распоряжение № 76 о проведении проверки со ссылкой на нормы действующего законодательства, регулирующие осуществление государственного земельного контроля. Названное Распоряжение получено заявителем 13.01.2011, что подтверждается почтовым уведомлением. Таким образом, оспариваемое Распоряжение вынесено с соблюдением требований действующего законодательства и в полном соответствии с ними. Распоряжение является законным, права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены. При этом ссылка заявителя на несоблюдение требований пункта 41 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста РФ № 254 от 27.12.2007 безосновательна, поскольку оспариваемое Распоряжение содержит все необходимые реквизиты и информацию, предусмотренные названным Административным регламентом. Правовые основания проведения проверки указаны в шапке Распоряжения: это ст. 71 Земельного кодекса РФ, Указ Президента РФ № 1847 от 25.12.2008, Постановление Правительства РФ № 457 от 01.06.2009, Постановление Правительства РФ № 689 от 15.11.2006. Цели, задачи и предмет проводимой проверки отражены в фразе о том, что госземинспектор направляется для проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Процессуальный порядок проведения такой проверки расписан в указанных в Распоряжении приведенных выше нормативно-правовых актах, а материальные нормы, непосредственное исполнение которых контролируется в ходе проведения проверки, перечисляются в указанном в Распоряжении Положении о государственном земельном контроле. В данном случае в Распоряжении используется ссылочный метод указания цели, предмета и задач проверки, и такой метод оправдан. Если подробно расписывать в Распоряжении все положения нормативно-правовых актов, касающиеся рассматриваемого вопроса, то это сделает распорядительный документ громоздким. Дополнительно Управление сообщает, что 25.01.2011 заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема, во исполнение Распоряжения, в присутствии участкового уполномоченного милиции и понятых явился по адресу расположения участка Ю. Н. Лесникова, однако не был допущен на земельный участок для проведения плановой проверки лицом, представившимся сыном заявителя. При этом ни самого заявителя, уведомленного надлежащим образом о проведении проверки, ни кого-либо из уполномоченных представителей на земельном участке не присутствовало. Ссылка представителя истца на незаконность самого факта проведения проверки в отношении физического лица не заслуживает внимания, так как ст. 71 ЗК РФ и Постановление № 689 о госземконтроле говорят, что проверки проводятся как в отношении юридических лиц, так и физических лиц. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Лесников Ю.Н., согласно свидетельства о государственной регистрации права от 03.06.2005 года, является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. к домовладению в г. Артеме. На основании плана проведения проверок соблюдения земельного законодательства на 1-й квартал 2011 года Артемовского отдела Управления Росреестра по Приморскому краю, утверждённому руководителем Управления Росреестра по Приморскому краю 16.12.2010 года, Главным государственным инспектором по использованию и охране земель г. Артема 12.01.2011 года было вынесено распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства Лесниковым Ю.Н. Согласно ст. 71 Земельного кодекса РФ специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Согласно п. 12 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 689 государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. Согласно плана проведения проверок на 1-й квартал 2011 года сроки проведения проверки земельного участка Лесникова Ю.Н. с 20.01.2011 г. по 09.02.2011 г., указана цель и основание проверки- контроль за соблюдением земельного законодательства. Доводы представителя заявителя Лесникова Ю.Н.- А. о том, что распоряжение не соответствует п. 41 Административного регламента, а именно, что в распоряжении о проведении проверки не указаны цели, задачи и предмет проводимой проверки и правовые основания проводимой проверки, в том числе нормативные правовые акты, суд не принимает во внимание, поскольку согласно п. 41 Административного регламента исполнения федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю (Приказ Минюста РФ от 27.12.2007 N 254 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю"), в распоряжении о проведении проверки указываются: номер и дата распоряжения о проведении проверки; наименование территориального органа Роснедвижимости; фамилия, имя, отчество и должность инспектора, уполномоченного на проведение проверки; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица, в отношении которых проводится проверка; цели, задачи и предмет проводимой проверки; правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания проверки. Оспариваемое Лесниковым Ю.Н. распоряжение содержит всю необходимую информацию, предусмотренную ст. 41 Административного регламента. Указаны цели, задачи и предмет проводимой проверки- для проведения проверки соблюдения земельного законодательства, также указаны правовые основания, в том числе нормативные правовые акты- ст. 71 ЗК РФ, Указ Президента РФ от 25.12.2008 г. №1847, постановление Правительства РФ №457, п. 12 «Положения о государственном земельном контроле». Доводы представителя заявителя о том, что порядок проведения проверок у граждан не определён, не заслуживают внимания, поскольку ст. 71 ЗК РФ и Положением о государственном земельном контроле предусмотрено проведение проверок у граждан. Оспариваемое заявителем распоряжение принято в соответствии с законом в пределах полномочий принявшего его главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема, права и свободы Лесникова Ю.Н. данным распоряжением не нарушены. Требования заявителя о взыскании расходов на оплату представителя в соответствии со ст.100 ГПК РФ удовлетворению не подлежат, поскольку решение состоялось не в пользу заявителя. Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Лесникова Ю.Н. о признании незаконным распоряжения главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Артема Приморского края Управления Росреестра по Приморскому краю от 12.01.2011г. № 76 о проведении проверки соблюдения земельного законодательства Лесниковым Ю.Н., взыскании с Управления Росреестра по Приморскому краю понесенных судебных расходов на услуги представителя в размере 5000 рублей отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней через суд г. Артема. Судья: