2- 277- 2011 год. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 февраля 2011 год г. Артем Судья Артемовского городского суда И.В. Макарова, при секретаре М.А. Фардзиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тирских В.И. об оспаривании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа, У с т а н о в и л : Тирских В.И. обратилась с заявлением о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа от 07 октября 2010 года об исключении ее из учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории граждан вдов инвалидов, участников Великой Отечественной войны и из очереди вдов инвалидов участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование поставленных требований указала, что решением вышеуказанной комиссии от 24.02.2010 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории граждан вдов инвалидов, участников Великой Отечественной войны. Решением данной комиссии от 07.10.2010 года она была исключена из очереди вдов инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В протоколе заседания комиссии указано о том, что она произвела действия, приведшие к ухудшению ее жилищных условий, в связи с чем принятие ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении возможно не ранее чем через пять лет со дня совершения данных действий. Заключение 23.12.2008 года договора дарения жилого дома и земельного участка внуку М. не считает намеренным действием. В 2008 году она не знала, что государство будет выделять денежные средства для приобретения жилья ветеранам войны. В указанный период она была в возрасте 83 года, нуждалась в помощнике, чтобы топить печь, носит воду, ухаживать за огородом и садом. Она не хотела, чтобы между ее детьми и внуками были какие-либо споры в случае открытия наследства на домовладение. После заключения договора дарения она продолжает проживать в доме как член семьи собственника жилого помещения, т.е. свои жилищные условия заключением договора дарения она не ухудшила. В судебном заседании заявитель Тирских В.И. заявленные требования поддержала, указав, что она совместно проживает одной семьей с внуком М. его женой и детьми, которые были зарегистрированы в доме до совершения сделки в 2006 году. После заключения договора дарения она так же осталась проживать в указанном выше доме и пользоваться земельным участком. Представитель заинтересованного лица администрации городского округа по доверенности Х. с заявлением Тирских В.И. не согласна. По существу возражений указала, что в администрацию городского округа поступило представление прокуратуры, в котором было указано, что проведенной проверкой выявлено, что Тирских В.И. поставлена на учет решением комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа от 24.02.2010 года, при этом установлены действия Тирских В.И. по отчуждению жилого дома, приведшие к ухудшению ее жилищных условий в нарушение требований ст.52 ЖК РФ, ст. 3 Закона Приморского края от 11.11.2005 года № 297 –КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» 07.10.2010 года на заседании комиссии по жилищным вопросам городского округа принято решение об исключении из очереди вдов инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий Тирских В.И. Выслушав представителя заявителя, администрации городского округа, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Статьей 21. ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для семей погибших, инвалидов войны, участников ВОВ, которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанные лица в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Вдовы участника Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 ЖК РФ Основаниями для такого признания служат: а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма; б) обеспеченность жильем менее учетной нормы; в) неудовлетворительное состояние жилища; г) состояние здоровья проживающих. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору "коммерческого" найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Как установлено в судебном заседании Тирских В.И. решением комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа от 24.02.2010 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом таким основанием являлось отсутствие у нее жилья на праве собственности и на основании договора социального найма. Ст. 53 ЖК РФ устанавливает, что граждане, которые с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не менее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Принимая решение об исключении из очереди заявителя, комиссия по жилищным вопросам признала отчуждение Тирских В.Н. жилого дома действием, приведшем к ухудшению ее жилищных условий, что явилось основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся. Между тем, суд полагает, что указанный вывод комиссии является необоснованным. Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания ее нуждающееся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Нормой предоставления согласно ч. 1 ст.50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходиться на каждого члена семьи. Исходя из этой нормы, определяется размер общей площади предоставляемого жилья. Решением Думы г.Артема от 30.06.2005 года № 156 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма составляет 9 кв.м общей площади на одного человека. По основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Поскольку постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства. В данном случае, признавая нуждаемость Тирских В.И. в жилом помещении, комиссия по жилищным вопросам при администрации городского округа должна руководствоваться учетной нормой площади жилого помещения по договору социального найма в размере 9 кв.м. общей площади на одного человека, установленной Решением от 30.06.2005 года № 156 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения». По делу установлено, что Тирских В.И. являясь собственником домовладения с 23.03.1989 года, совершила сделку дарения указанного дома с М. 23.12.2008 года. М. является внуком Тирских В.И. С 2006 года он и члены его семьи жена В., дети А., Л., Б. вселены Тирских В.И. в указанное домовладение и совместно до настоящего времени проживают с ней одной семьей. В соответствии со ст. 31. ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Учитывая, что Тирских В.И. вселила семью внука в качестве членов своей семьи, совместно с ними проживает с 2006 года, в настоящее время она так же является членом семьи собственника жилого помещения, отчужденного домовладения. Общая площадь домовладения составляет 37,50 кв.м, т.е на каждого члена семьи Тирских В.И. не приходится 9 кв.м. учетной нормы жилья. При указанных обстоятельствах суд полагает, что действия Тирских В.И. по отчуждению домовладения нельзя расценивать как намерение приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку вне зависимости от действий по отчуждению домовладения Тирских В.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий (ст.51 ч.1 п.2 ЖК РФ) На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, ст.255 ГПК РФ, Р е ш и л : Признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа от 07.10.2010 года № 12 в части исключения из очереди вдов инвалидов, участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий Тирских В.И. незаконным. Обязать комиссию по жилищным вопросам при администрации городского округа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Тирских В.И., для чего с даты вступления решения в законную силу восстановить Тирских В.И. в списках очередности вдов инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края. Судья И.В. Макарова