решение по делу



дело № 2-641/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2011 г. Артемовский городской суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Александровой М.В.,

с участием прокурора: пом. прокурора г. Артема Коркутене Т.В.,

при секретаре: Лысовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Артема Приморского края в интересах участника Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы Ш. о признании отказа Администрации Артемовского городского округа Приморского края в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Артема Приморского края в интересах участника Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы Ш. обратился в суд с заявлением о признании отказа Администрации Артемовского городского округа Приморского края в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки по обращению Ш., являющегося участником Великой Отечественной войны, о нарушении его прав в связи с отказом ему администрацией Артемовского городского округа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий установлено нарушение его прав.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п. 2, ч. 1, ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьёй 15 Закона установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Ш. согласно удостоверению, является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает в г. Артеме. Данное жилое помещение является домовладением (частным домом). На основании справки МСЭ Ш. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.

06.11.2009г. Ш. обратился в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

24.02.2010г. администрацией Артемовского городского округа отказано Ш. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что Ш. является собственником жилого дома, и по размеру площади не нуждается в улучшении жилищных условий.

Прокурор с таким решением не согласен, т.к. Ш. 89 лет и он является инвалидом 2 группы, самостоятельно отапливать помещение он не в состоянии, в доме отсутствует водопровод и канализация, в связи с чем, Ш. приходится просить посторонних людей о помощи для доставки воды в дом. Кроме того, физический износ дома, в котором проживает Ш., составлял 52%, согласно техническому паспорту по состоянию на 2003г. В связи с таким износом жилого дома, его техническое состояние необходимо поддерживать в технически исправном состоянии, что последний не может исполнять в силу возраста и состояния здоровья.

Прокурор считает, что Ш. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку в силу преклонного возраста и состояния здоровья при отсутствии инженерных систем в доме, он самостоятельно содержать и проживать в частном доме не может. Более того, проживание в таком жилом доме создает угрозу его жизни и здоровью, нарушает его законные права и свободы гражданина, предусмотренные Конституцией РФ.

С момента отказа администрацией Артемовского городского округа Ш. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался в какие-либо государственные органы с просьбой о защите его прав и только в феврале 2011г. обратился в прокуратуру г. Артема об оказании ему помощи по вопросу постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, Ш. в силу преклонного возраста (89 лет), состояния здоровья и юридической неграмотности не смог обратиться к прокурору либо в суд с заявлением об обжаловании отказа в постановке на учет и защите нарушенных прав в установленный ст. 256 ГПК РФ 3-х месячный срок. Учитывая, что Ш. является пенсионером и инвалидом, в силу возраста и состояния здоровья сам не может осуществлять защиту своих прав прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Артемовского городского округа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Ш., признать отказ администрации АГО в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Ш. незаконным; обязать администрацию АГО поставить Ш. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании прокурор, Ш. и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме. Ш. добавил, что с 1957 г. проживает в доме, другого жилья не имел и не имеет, коммунальных услуг в доме, кроме электричества, нет. Все надворные постройки разрушены, дом также нуждается в капитальном ремонте, который он не может провести в силу своего возраста и состояния здоровья. Заявитель просит удовлетворить требование прокурора.

Представитель администрации Артемовского городского округа с заявленным требованием не согласилась, пояснила, что Ш. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного в г. Артеме, общей площадью 56,7 кв.м, в доме зарегистрировано 2 человека. Поэтому по площади жилья он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку учетная норма площади жилого помещения в г. Артеме составляет 9 кв. м на одного человека. Жилой дом не признан непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Статьёй 15 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 2, ч. 1, ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 ЖК РФ

Основаниями для такого признания служат:

а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;

б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

в) неудовлетворительное состояние жилища;

г) состояние здоровья проживающих.

По делу установлено, что Ш., является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает с 1957 года в доме расположенном в г. Артеме. Данное жилое помещение является домовладением (частным домом), общей площадью 56,7 кв.м. На основании справки МСЭ Ш. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.

06.11.2009г. Ш. обратился в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

24.02.2010г. администрацией Артемовского городского округа отказано Ш. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он является собственником жилого дома, и по размеру площади не нуждается в улучшении жилищных условий.

С таким решением согласиться нельзя. Ш. 89 лет и он является инвалидом 2 группы, самостоятельно отапливать помещение он не в состоянии, в доме отсутствует центральное отопление, центральный водопровод и канализация, в связи с чем, Ш. приходится просить посторонних людей о помощи для доставки воды в дом, отапливать дом. Кроме того, физический износ дома, в котором проживает Ш., составлял 52%, согласно техническому паспорту по состоянию на 2003г. В связи с таким износом жилого дома, его техническое состояние необходимо поддерживать в технически исправном состоянии, что последний не может исполнять в силу своего возраста и состояния здоровья. Таким образом, Ш. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку самостоятельно проживать в домовладении, в котором отсутствуют инженерные системы, он не в состоянии.

Суд находит обоснованными доводы прокурора, что в силу преклонного возраста (89 лет), состояния здоровья и юридической неграмотности Ш. не смог обратиться к прокурору либо в суд за защитой своих прав в установленный законом 3-х месячный срок с момента получения отказа в удовлетворении его заявления. Поэтому данный срок подлежит восстановлению.

Руководствуясь ст. 14, 15, 17-19, 21, 23.1 ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст. 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить прокурору г. Артема Приморского края срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании действий администрации Артемовского городского округа.

Признать отказ администрации Артемовского городского округа Приморского края в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Ш. незаконным.

Обязать администрацию Артемовского городского округа Приморского края поставить участника Великой Отечественной войны Ш. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в течение 5-ти дней с момента вынесения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения через Артемовский городской суд.

Судья: М.В. Александрова