дело № 2-749/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 мая 2011 года Артемовский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Александровой М.В., при секретаре: Лысовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веселко В.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу Приморского края о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении и выплате пенсии, У С Т А Н О В И Л: Веселко В.Г. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Артему о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении и выплате пенсии. В обоснование своих требований истец указал, что в период с августа 1984 г. по февраль 2004 г. работал в должности пилота и бортового оператора воздушного судна, а в дальнейшем и по настоящее время в качестве бортпроводника воздушных судов в ОАО «В», выполняя полеты в составе экипажа воздушного судна. 25.01.2011года он обратился в ГУ УПФ по РФ по АГО и Шкотовскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ ». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении досрочной трудовой пенсии ему отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа, как работнику летного состава гражданской авиации в соответствии со Списком должностей работников летного состава гражданской авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459. С данным решением Пенсионного фонда истец не согласен, просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ по РФ по АГО и Шкотовскому району ПК об отказе в назначении ему досрочной пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность по назначению ему досрочной пенсии по старости с момента обращения, т.е. с 25.01.2011 года, включив в специальный стаж период его работы в летном составе гражданской авиации, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы за услуги представителя в сумме 10 000 рублей. В судебном заседании представитель истца требования доверителя поддержала, по существу иска указала, что ГУ УПФ по РФ по АГО и Шкотовскому району неправомерно отказано истцу в назначении досрочной пенсии. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией РФ установлены специальным законом ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 56 Воздушного Кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира и других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператора и бортпроводники). При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятых в летном составе гражданской авиации в соответствии со ст. 27 п.1 п/"п. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяется Список должностей работников летного состава гражданской авиации, утвержденный Постановлением министров РСФСР №459 от 04.09.1991 г. Поскольку в п.1 указанного Списка должностей включены все члены экипажа, без каких либо ограничений, право на назначение досрочной пенсии, по мнению истца, имеют как члены летного, так и кабинного экипажа, в т.ч. бортоператоры и бортпроводники. В связи, с чем полагает, что Веселко В.Г. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.Бортоператоры не относятся к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, но относятся к летному составу гражданской авиации. Основным критерием для определения своего права на назначение досрочной трудовой пенсии Веселко В.Г. считает осуществление полетов в составе летного состава независимо от принадлежности к летному или кабинному экипажу. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел. связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают те лица, которые в соответствии с федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, согласно Определению Конституционного суда РФ №100-0 от 24.03.2005 г. следует, что в соответствии с пп. 13 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, работающим в летном составе гражданской авиации (в том числе бортовым операторам) трудовая пенсия по старости устанавливается досрочно. Также, представитель истца просит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходы за оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей. Представитель ГУ УПФ РФ по АГО и Шкотовскому району с исковыми требованиями не согласен, указал, что в соответствии с пп. 13 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, если они проработали не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации. В соответствии с подпунктом «3» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 537 от 18.07.2002., при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. № 459. Указанный список содержит наименования должностей работников летного состава, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет следующим категориям работников: члены экипажа воздушных судов, летно-инструкторский состава, командно-летный состав, парашютисты всех наименований. Перечень наименований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Учитывая то, что бортооператоры относятся к кабинному экипажу, правом на досрочное обеспечение как работники летного состава гражданской авиации они не пользуются. Аналогичные условия и нормы пенсионного обеспечения летного состава гражданской авиации содержались и в ранее действующем законодательстве до 1 января 2002 г., предусмотренный статьей 79 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ». На момент вступления в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. № 459 на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.05.1983 г. № 9275-Х, регулирующий деятельность авиации в целом. Согласно статье 22 Воздушного кодекса СССР экипаж гражданского воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Таким образом, положение статьи 22 Воздушного кодекса СССР и пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые относятся к обслуживающему персоналу и в летный состав не входят. Состав экипажа гражданского воздушного судна определяется Министерством гражданской авиации в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации. Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85), утвержденным приказом Министра гражданской авиации СССР от 08.04.1985 г. № 77, подпунктом 2.3.3 пункта 2.3. главы 2 установлено, что к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. Документальной проверкой, проводимой начальником отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц не установлены документы, которые бы подтверждали юридическую значимость факта работы в условиях, дающих право на пенсию по старости (возрасту). В связи с вышеизложенным, считает, что решение Комиссии ГУ - УПФР по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району вынесено правомерно, каких-либо законодательных оснований для его отмены не имеется. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований Веселко В.Г. Кроме этого, полагает, что размер суммы потраченной на услуги представителя является завышенным. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В силу подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости досрочно назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом первым данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона от 17 декабря 2002 г.). Аналогичные условия и нормы пенсионного обеспечения летного состава гражданской авиации содержались и в ранее действующем законодательстве до 01 января 2002 года, предусмотренной ст.79 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ». Как установлено подп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым, устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации. В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ). На момент вступления в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президента Верховного Совета СССР от 11.05.1983 года № 9275-Х, регулирующий деятельность авиации в целом. Согласно ст.22 Воздушного кодекса СССР экипаж гражданского воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Таким образом, положение ст.22 Воздушного кодекса СССР и пункта 2 ст. 56 Воздушного кодекса РФ не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров. Из данных нормативных актов следует, что бортоператоры и бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. На основании изложенного бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации и бортпроводники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с частью 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Веселко В.Г. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по АГО и Шкотовскому району 25.01.2011 года. Суд считает, что в специальный стаж Веселко В.Г. должен быть включен период его работы с 01.04.1997 г. по 26.04.2004 г. в должности бортового оператора воздушного судна. Поэтому на дату обращения в Пенсионный фонд 25.01.2011 года у Веселко В.Г. возникло право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку на дату обращения общая продолжительность специального стажа в соответствии с пп.14 п.1 ст.27 ФЗ-№ 173 от 17.12.2001 года составила 25 лет. Что касается взыскания расходов истца за услуги представителя в сумме 10 000 рублей, то в их удовлетворении следует отказать, т.к. Веселко В.Г. не доказал факт оплаты представителю денежной суммы в размере 10 000 руб., отсутствуют платежные документы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края от 11.02.2011 № 118 об отказе в назначении трудовой досрочной пенсии Веселко В.Г. отменить Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края включить Веселко В.Г. период работы с 01.04.1997 г. по 26.04.2004 г. в качестве бортоператора воздушного судна в специальный стаж работы в летном составе гражданской авиации. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского назначить Веселко В.Г. пенсию по старости с 25.01.2011 года. Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края в пользу Веселко В.Г. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, во взыскании судебных расходов на представителя отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме в Приморский краевой суд через Артемовский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2011 года. Судья: М.В. Александрова