Дело № 2-1218/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2011 г. Артемовский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи: Александровой М.В., при секретаре: Лысовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Селифановой Т.А. о признании действий администрации Артемовского городского округа по не утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного в г. Артеме, незаконными, У С Т А Н О В И Л: Селифанова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании действий администрации Артемовского городского округа по не утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного в г. Артеме, незаконными. В обоснование заявленных требований она указала, что является собственником 2-х комнатной квартиры в многоквартирном жилом доме, расположенном в г. Артеме Приморского края, на основании договора купли-продажи . 13.04.2011 она обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением об осуществлении формирования земельного участка площадью не менее 2000 кв. м, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресув г. Артеме собственникам многоквартирного дома с целью приобретения права общей долевой собственности на указанный земельный участок. 16.05.2011 администрация Артемовского городского округа ей сообщила, что Управлением муниципального имущества администрации Артемовского городского округа будут проведены работы по формированию и постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого ею земельного участка, в соответствии с объемом денежных средств выделенных для данных нужд из местного бюджета. С указанными действиями администрации Артемовского городского округа она не согласна. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен статьей 36 Земельною кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено ФЗ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В силу ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии с пунктом 23 приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территорий используется для подготовки межевого плана и выполнения согласно пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в отношении утвержденного земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Заявитель считает, что утверждение схемы расположения земельного участка является основанием для последующего осуществления его государственного кадастрового учета, следовательно, направлено на формирование земельного участка и является началом процедуры его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Органу местного самоуправления установлен месячный срок для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории со дня регистрации письменного обращения заявления гражданина. Действия администрации Артемовского городского округа, выразившиеся в несоблюдении месячного срока по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории собственникам помещений в многоквартирном доме не только противоречат закону, но и создают препятствия в реализации ее исключительных прав на участок, занятый многоквартирным домом, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса РФ. Задержку же сроков по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории собственникам помещений в многоквартирном доме по причине отсутствия денежных средств необходимых для проведения работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого ею земельного участка считает незаконной. Обязанность органа местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления обеспечить утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории напрямую закреплена в ст. ст. 36 Земельного кодекса РФ, 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Селифанова Т.А. просит признать действия администрации Артемовского городского округа, выразившиеся в не утверждении схемы расположения земельного на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по ее заявлению от 13 апреля 2011 г. о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: в г. Артеме, собственникам многоквартирного дома незаконными, обязать администрацию Артемовского городского округа Приморского края на основании ее заявления от 13 апреля 2011 г. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории собственникам помещений в многоквартирном доме. В судебное заседание Селифанова Т.А. не явилась, просит рассмотреть заявленное требование в ее отсутствие. Представитель администрации Артемовского городского округа заявленные требования не признала, пояснила, что в соответствии с ч. 3, 4, 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Указанный дом является 8-ми квартирным. Формирование земельного участка к данному дому запланировано, работы будут выполнены при выделении денежных средств из местного бюджета. Заявителю не отказано в проведении данных работ. Селифанова Т.А. не доказала нарушение своих прав при отсутствии сформированного земельного участка. Селифанова Т.А. не указала, кто уполномочил ее обращаться с заявлением о формировании земельного участка, т.к. в силу ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с таким заявлением может обратиться любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо. Однако отсутствуют доказательства проведения такого собрания. Поскольку права заявителя не нарушены, то не подлежат судебной защите, просит отказать в удовлетворении ее требований. Допрошенная в качестве специалиста - начальник отдела по землепользованию и природным ресурсам Управления муниципальным имуществом администрации АГО показала, что на территории Артемовского городского округа располагается более 3 000 многоквартирных жилых домов. На формирование одного земельного участка к многоквартирному дому администрацией АГО расходуется в среднем 20 000 руб. Ежегодно в бюджет Артемовского городского округа закладываются денежные средства на эти цели в соответствии с планом проведения работ. В 2011 году администрацией АГО сформирован 21 земельный участок к многоквартирным домам, данные работы зависят от объема выделенных средств. Работы по формированию земельного участка к дому также запланированы и будут проведены при их финансировании. Администрация внесла в Думу г. Артема предложение о выделении 200 000 руб. на проведение работ по формированию земельных участков в связи с многочисленными обращениями граждан, о чем сообщено Селифановой Т.А. Жилищный кодекс РФ не предусматривает сроки проведения работ по формированию земельного участка. Заявитель может зарегистрировать право собственности на долю земельного участка, прилегающего к дому , но выделить долю в натуре невозможно. Выслушав представителя администрации АГО, специалиста, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено ФЗ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В силу ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии с пунктом 23 приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территорий используется для подготовки межевого плана и выполнения согласно пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в отношении утвержденного земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости По делу установлено, что Селифанова Т.А. является собственницей 2-х комнатной квартиры в многоквартирном жилом доме, расположенном в г. Артеме Приморского края, на основании договора купли-продажи . Указанный дом является 8-ми квартирным. 13.04.2011 Селифанова Т.А. обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о формировании земельного участка площадью не менее 2000 кв. м, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся в г. Артеме, собственникам многоквартирного дома с целью приобретения права общей долевой собственности на указанный земельный участок. 16.05.2011 администрация Артемовского городского округа сообщила, что Управлением муниципального имущества администрации Артемовского городского округа будут проведены работы по формированию и постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, в соответствии с объемом денежных средств выделенных для данных нужд из местного бюджета. Данные действия администрации АГО и ответ соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя. Формирование земельного участка к данному многоквартирному дому запланировано, работы будут выполнены после выделения денежных средств на эти цели из местного бюджета, о чем сообщено Селифановой Т.А. Администрацией АГО не отказано в проведении данных работ. Кроме того, Жилищный кодекс РФ не предусматривает сроки проведения работ по формированию земельного участка к многоквартирному жилому дому. Ссылка Селифановой Т.А. на ст. 36 ЗК РФ в части месячного срока проведения работ по формированию земельного участка к многоквартирному жилому дому является несостоятельной, поскольку данные сроки предусмотрены при обращении собственников индивидуальных жилых домов, зданий, строений. В случае предоставления земельного участка, на котором находится многоквартирный дом в общую долевую собственность граждан, следует руководствоваться жилищным законодательством (ст. 36 ЗК РФ). Жилищным законодательством сроки формирования земельного участка к многоквартирному дому не оговорены. Кроме того, Селифанова Т.А. не указала и не обосновала, в чем нарушаются ее права при отсутствии сформированного земельного участка к многоквартирному дому, а также не указала, кто уполномочил ее обращаться с заявлением в администрацию АГО о формировании земельного участка, т.к. в силу ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с таким заявлением может обратиться любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо. При обращении в администрацию АГО Селифанова Т.А. приложила только свидетельство о регистрации права на квартиру . Доказательств принятия решения общего собрания собственников помещений о делегировании Селифановой Т.А. полномочий для обращения в администрацию АГО с заявлением о формировании земельного участка к многоквартирному дому не имеется. Поскольку права Селифановой Т.А. не нарушены и она не доказала угрозу нарушения ее прав, то ее требования не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 14, 198 ГПК РФ, суд. Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Селифановой Т.А. о признании действий администрации Артемовского городского округа по не утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного в г. Артеме, незаконными отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения через Артемовский городской суд. Судья: М.В. Александрова