Дело № 2-1704/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 26 августа 2011 года г. Артем Приморского края Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Ермолиной К.В., при секретаре Лысовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Береговой Н.А. об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации Артемовского городского округа (далее Управления) об отказе в предоставлении земельного участка, установил: Береговая Н.А. подала в суд заявление об оспаривании решения Управления, указав, что 28 апреля 2011 года она обратилась в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка, в аренду сроком на 10 лет для строительства жилого дома. Письмом от 16 мая 2011 года Управление отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что участок размещается на территории, не предусмотренной для индивидуальной жилищной застройки. Не согласившись с подобным отказом, Береговая Н.А. просит суд признать решение Управления об отказе в предоставлении земельного участка, изложенное в письме от 16 мая 2011 года, незаконным, обязать Управление рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка по существу и принять решение о предоставлении земельного участка. Представитель Береговой Н.А. - Ковалев А.А., в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, пояснив, что в обжалуемом письме отсутствуют сведения о том, в какой зоне находится испрашиваемый участок, а также ссылался на возможную погрешность при установлении Управлением территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый участок, и на преждевременность отказа, поскольку, получив заявление Береговой Н.А., администрация должна была предложить ей скорректировать место расположения участка с учетом зонирования территории. Представитель администрации Артемовского городского округа Железнова Н.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что при сопоставлении специалистами Управления координат испрашиваемого земельного участка, отраженных в приложенной к заявлению обзорной схеме, с картой градостроительного зонирования установлено, что в соответствии с генеральным планом Артемовского городского округа, утвержденным решением Думы Артемовского городского округа от 30 октября 2010 года № 237, испрашиваемый участок расположен в зоне городского озеленения, в связи с чем его предоставление для индивидуального жилищного строительства невозможно, о чем и было сообщено в письме. Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статья 30 Земельного кодекса РФ устанавливает общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя следующие действия: проведение работ по формированию земельного участка, включающее подготовку документов для государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляется в порядке, установленном статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, абзац 1 пункта 3 которой устанавливает, что предоставление может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в соответствующем периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте в сети «Интернет». В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Анализ вышеназванных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства возможно в том случае, если орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника, обладает правом по предоставлению земельного участка с учетом его разрешенного использования. Определение земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства, является правом органа местного самоуправления, но не его обязанностью, в связи с чем подача гражданином заявления о предоставлении участка для указанных нужд сама по себе не порождает безусловную обязанность органа местного самоуправления принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды испрашиваемого участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка в периодическом печатном издании. Из материалов дела следует, что 28 апреля 2011 года Береговая Н.А. обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1500 кв. м, в аренду сроком на 10 лет для строительства жилого дома. Письмом от 16 мая 2011 года Управление отказало в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок размещается на территории, не предусмотренной для индивидуальной жилищной застройки. Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования, представленному представителем администрации Артемовского городского округа в судебном заседании, спорный земельный участок расположен в зоне Р-1. В соответствии со ст. 15 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных Решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497, зона Р-1 - это зона городского озеленения, целью выделения которой являются обеспечение правовых условий сохранения и обустройства озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов отдыха, досуга и спорта. Ни основными, ни вспомогательными, ни условно разрешенными видами разрешенного использования недвижимости названной зоны строительство жилых домов в ее границах не предусмотрено (ст. 16 вышеуказанных Правил). Следовательно, цель использования испрашиваемого земельного участка, указанная в заявлении Береговой Н.А., не соответствует его разрешенному использованию. Таким образом, отказывая в предоставлении земельного участка уполномоченное лицо Управления, действующее в раках своей компетенции, правомерно указало на невозможность такого предоставления в силу того, что земельный участок находится на территории, не предусмотренной для индивидуальной жилой застройки. Ссылка представителя заявителя на ошибочное установление администрацией места расположения спорного земельного участка на карте территориального зонирования не может быть признана обоснованной, поскольку данное расположение определялось специалистами Управления путем сопоставления координат участка, обозначенных заявителем в обзорной схеме, с картой градостроительного зонирования, и их компетенция сомнений у суда не вызывает. Довод о том, что администрация должна была предложить Береговой Н.А. скорректировать место расположения участка с учетом зонирования территории, является несостоятельным, так как по смыслу ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления определяет окончательное место расположения участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории в случае обращения заинтересованного лица с заявлением о выборе земельного участка. Поскольку с подобным заявлением Береговая Н.А. в администрацию Артемовского городского округа не обращалась, у последней не возникло обязанности обеспечить выбор земельного участка с учетом зонирования территории. При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Кроме того, отказ заявителю в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства спорного участка не нарушает его права на получение в аренду для тех же целей иного земельного участка в установленном законом порядке. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении требований Береговой Н.А. о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации Артемовского городского округа, изложенного в письме от 16 мая 2011 года, в предоставлении земельного участка примерной площадью 1500 кв. м, в аренду сроком на 10 лет под строительство жилого дома и возложении на Управление обязанности отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края. Судья К.В. Ермолина