решение по иску



                                                                                                                   дело № 2-626/2011                                                             Р Е Ш Е Н И Е

                                         Именем Российской Федерации

12 мая 2011 г. Артемовский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Зиганшина И.К.

при секретаре Цаплиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Международный аэропорт Владивосток» о возложении обязанности по соблюдению требований воздушного кодекса, федеральных авиационных правил, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,

                                                            у с т а н о в и л:

Приморский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Международный аэропорт» о возложении обязанности по соблюдению требований воздушного кодекса, федеральных авиационных правил, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, указав, что в нарушение требований п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142, начальник службы авиационной безопасности Л. принят на работу в ОАО «Международный аэропорт Владивосток» приказом от 08.12.2010 г. и работает в указанной должности при отсутствии сертификата, подтверждающего квалификацию, который выдается после обучения в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования по утвержденным программам. Кроме того, приказом Минздравсоцразвития от 29.01.2009 г. № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» установлены требования к квалификации начальника службы авиационной безопасности, а именно: наличие высшего профессионального (технического или военного) образования и стажа работы на руководящих должностях в области охранной деятельности не менее 3 лет. В нарушение данного требования Л. является по образования педагогом-психологом. Тем самым ответчиком не обеспечивается выполнение требований норм и правил по авиационной безопасности, поскольку руководство деятельностью службы авиационной безопасности аэропорта осуществляется работником, не имеющим соответствующей квалификации, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан, посещающих аэропорт, и подвергает опасности авиационную защищенность объектов аэропорта. Поэтому Приморский транспортный прокурор просит обязать ОАО «Международный аэропорт Владивосток» выполнить требования пунктов 4, 6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» от 28.11.2005 г., приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 г. № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», статей 52, 83 Воздушного кодекса РФ.

В настоящее судебное заседание Приморский транспортный прокурор не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - ОАО «Международный аэропорт Владивосток» Б. исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил сотрудники службы авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов действительно должны проходить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. Периодичность повышения и подтверждения квалификации авиаперсонала регулируется приказом № 310 от 16.10.1998 г. Федеральной авиационной службы России «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации». Данный приказ предусматривает, что для сотрудников САБ, принятых на работу впервые, соответствующее обучение надлежит пройти в течение первого года работы, для руководителей САБ подтверждение квалификации предусмотрено каждые 3 года. Л. в соответствии с приказом генерального директора ОАО «МАВ» от 08.12.2010 года назначен на должность начальника службы авиационной безопасности с 9 декабря 2010 года. То есть соответствующую профессиональную подготовку Л. должен пройти в течение первого года работы. Фактически начальником САБ Л. в период с 22.02.2011 г. по 05.03.2011 г. пройдено обучение, подтверждающее квалификацию, в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования. Таким образом, требования ст. 52 Воздушного кодекса РФ и п. 6 Федеральных авиационных правил ОАО «МАВ» выполнены.

Указание на отсутствие у работника, заключившего трудовой договор, документов, которые подтверждают его квалификацию (образование) для выполнения работы, является необоснованным. Данное требование не установлено федеральным законом или иным нормативным актом и не исключает возможность продолжения работы, обусловленной трудовым договором. При приеме на работу Л. представил все документы, перечень которых установлен ст. 65 ТК РФ. Обязанность требовать дополнительные документы об образовании или о профессиональной подготовке на работодателя не возложена. Квалификационный справочник носит рекомендательный характер и не обязывает работодателя в установлении обязательного наличия специального образования по конкретной должности. При этом п. 8 порядка применения единого квалификационного справочника предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. 25.04.2011 г. аттестационной комиссией ОАО «МАВ» принято решение о соответствии Л. занимаемой должности. Ссылки на ст. 83 Воздушного кодекса РФ и п. 4 Федеральных авиационных правил неосновательны, т.к. факты нарушения защиты авиации от незаконного вмешательства не установлены. Поэтому представитель ответчика Б. просит отказать Приморскому транспортному прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Учитывая, что Л. о причинах своей неявки не сообщил и об отложении судебного разбирательства не просил, суд в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав объяснения представителя ответчика - ОАО «Международный аэропорт Владивосток» Б., исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, приказом от 08.12.2010 года Л. принят на работу в ОАО «МАВ» с 9 декабря 2010 года на должность начальника службы авиационной безопасности.

Согласно ст. 52 Воздушного кодекса РФ авиационный персонал, осуществляющий деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, должен иметь специальную подготовку и сертификат (свидетельство).

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142, сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.

Требование о прохождении сотрудниками САБ специальной профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки необходимо применять с учетом положений приказа Федеральной авиационной службы России «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» от 16.10.1998 г. № 310, устанавливающего периодичность повышения и подтверждения квалификации авиаперсонала. Данный приказ предусматривает, что для сотрудников САБ, принятых на работу впервые, соответствующее обучение надлежит пройти в течение первого года работы, для руководителей САБ подтверждение квалификации предусмотрено каждые 3 года.

Л. назначен на должность начальника службы авиационной безопасности ОАО «МАВ» с 9 декабря 2010 года. То есть соответствующую профессиональную подготовку Л. должен пройти в течение первого года работы. Фактически начальником САБ Л. пройдена первоначальная специальная подготовка с 22.02.2011 г. по 05.03.2011 г. в АУЦ Красноярского филиала Университета гражданской авиации, текущая учеба с 11 по 29 апреля 2011 г. в негосударственном образовательном учреждении Научно-учебный центр «Авиационная безопасность и новая техника» (НОУ НУЦ «АБИНТЕХ»).

Таким образом, требования ст. 52 Воздушного кодекса РФ и п. 6 Федеральных авиационных правил в отношении начальника САБ Л. ОАО «МАВ» на момент рассмотрения дела фактически выполнены.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 г. № 32, в соответствии с которыми начальник службы авиационной безопасности аэропорта должен иметь высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы на руководящих должностях в области охранной деятельности не менее 3-х лет. Л. имеет высшее образование по специальности педагогика и психология, а также по специальности правоведение.

В тоже время пунктом 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. 25.04.2011 г. аттестационной комиссией ОАО «МАВ» принято решение о соответствии Л. занимаемой должности начальника САБ. Решение аттестационной комиссии в установленном законом порядке не оспорено.

Таким образом, требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 г. № 32, в отношении начальника САБ Л. ОАО «МАВ» на момент рассмотрения дела также фактически выполнены.

Ссылки прокурора на ст. 83 Воздушного кодекса РФ и п. 4 Федеральных авиационных правил являются необоснованными, т.к. конкретные факты нарушений защиты авиации от незаконного вмешательства прокурором не установлены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела ОАО «МАВ» требования ст. 52 Воздушного кодекса РФ, п. 6 Федеральных авиационных правил и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 г. № 32, в отношении начальника САБ Л. фактически выполнены, поэтому оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

                                                                  р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Международный аэропорт Владивосток» о возложении обязанности по выполнению требований пунктов 4, 6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 г. № 142, приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 г. № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», статей 52, 83 Воздушного кодекса РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд путем подачи кассационных жалобы, представления через Артемовский городской суд.

Судья