Дело № 2-407/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 апреля 2011 г. г.Артем Судья Артемовского городского суда Приморского края И.В. Макарова, при секретаре Фардзиновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ОАО о понуждении к действию, У с т а н о в и л : Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО о понуждении к действию, указав, что Приморской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения авиационной безопасности и антитеррористической защищенности в ОАО установлено, что в нарушение п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утв. Приказом Минтранса России 28.11.05 г. № 142 сотрудником службы авиационной безопасности аэропорта И. не пройдено обучение, подтверждающее квалификацию, в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования по утвержденной учебной программе с получением документа установленного образца. И. принят на работу приказом генерального директора ОАО от 12.10.2010 с 15.10.2010г. в должность инспектора службы авиационной безопасности и работает в указанной должности при отсутствии вышеуказанного сертификата (удостоверения), подтверждающего квалификацию, и стажа работы по специальности. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» установлены требования к квалификации инспекторов службы авиационной безопасности, включая старших инспекторов. Согласно ст. 83 Воздушного кодекса РФ, п.4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утв. Приказом Минтранса России 28.11.05 № 142 авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэропортов являются службами с особыми уставными задачами, оснащаются служебным оружием и специальными средствами досмотра. В соответствии со ст. 52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полётов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 26.03.2006 № 35-ФЗ одним из основных принципов -противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 N 897 авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обязаны обеспечивать выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, в том числе в зоне безопасности аэропорта. ОАО уклоняется от выполнения указанных задач, в результате чего досмотр сотрудником службы авиационной безопасности аэропорта осуществляется работником, не имеющим соответствующей квалификации и стажа работы по направлению профессиональной деятельности, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан ежедневно посещающих аэропорт и подвергает опасности авиационную защищенность объектов аэропорта, что может повлечь за собой возникновение авиакатастроф, террористических актов, причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия. Приморский транспортный прокурор просит обязать ОАО к выполнению требований пунктов 4,6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утв. Приказом Минтранса России 28.11.05 № 142, статей 52,83 Воздушного кодекса РФ, в части повышения квалификации сотрудника службы авиационной безопасности И. в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования по утвержденной учебной программе с получением документа установленного образца и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года. Установить конкретный срок для исполнения решения суда. В судебное заседание представитель Приморского транспортного прокурора не явился. Транспортный прокурор направил в суд ходатайство, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие представителя прокуратуры, исковые требования уточнил, просит обязать ОАО к выполнению требований пунктов 4,6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утв. Приказом Минтранса России 28.11.05 № 142, статей 52,83 Воздушного кодекса РФ, в части повышения квалификации сотрудника службы авиационной безопасности И. в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования по утвержденной учебной программе с получением документа установленного образца. Установить конкретный срок для исполнения решения суда. Представитель ответчика ОАО по доверенности Д. с иском Приморского транспортного прокурора согласен, пояснил, что в период с 18.04.2011г. по 29.04.2011г. запланировано прохождение обучения сотрудниками службы авиационной безопасности, в том числе и И. на курсах первоначальной подготовки (КПП) по программам «Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей», «Охрана и досмотр воздушных судов. Перронный контроль». Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения авиационной безопасности и антитеррористической защищённости, проведенной в ОАО установлено нарушение п.6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утв. Приказом Минтранса России 28.11.05 г. № 142. Сотрудником службы авиационной безопасности аэропорта И. не пройдено обучение, подтверждающее квалификацию, в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования по утвержденной учебной программе с получением документа установленного образца. И. принят на работу приказом генерального директора от 12.10.2010 с 15.10.2010 в должность инспектора службы авиационной безопасности и работает в указанной должности при отсутствии вышеуказанного сертификата (удостоверения), подтверждающего квалификацию. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» установлены требования к квалификации инспекторов службы авиационной безопасности, включая старших инспекторов. В соответствии со ст. 52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полётов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обязаны обеспечивать выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, в том числе в зоне безопасности аэропорта. ОАО уклоняется от выполнения указанных задач, в результате чего досмотр сотрудником службы авиационной безопасности аэропорта осуществляется работником, не имеющим соответствующей квалификации по направлению профессиональной деятельности, что влечет за собой нарушение прав - неопределенного круга лиц - граждан ежедневно посещающих аэропорт и подвергает опасности авиационную защищенность объектов аэропорта. Поскольку в судебном заседании установлено нарушение ОАО требований п.4, 6 ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам», статей 52, 83 Воздушного кодекса РФ, в части повышения квалификации сотрудника службы авиационной безопасности И. в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования суд требования Приморского транспортного прокурора удовлетворяет и возлагает на ОАО обязанность к выполнению вышеуказанных требований. Суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку из представленного ответчиком списка сотрудников службы авиационной безопасности для прохождения курсов первоначальной подготовки (КПП) по программам «Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей», «Охрана и досмотр воздушных судов. Перронный контроль» следует, что обучение И. запланировано на 18.04.- 29.04.2011 года. Кроме того, суд на основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей, поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ОАО удовлетворить. Обязать ОАО в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу к выполнению требований пунктов 4,6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утверждённым приказом Минтранса России 28.11.2005 г. №142, статей 52, 83 Воздушного кодекса РФ, в части повышения квалификации сотрудника службы авиационной безопасности И. в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного образования по утверждённой учебной программе с получением документа установленного образца. Взыскать с ОАО в доход государства госпошлину 200 рублей. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд через Артемовский городской суд. Судья И.В. Макарова