решение по иску



дело № 2-1735/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2011 года г. Артем Приморский край

Судья Артемовского городского суда Приморского края Харченко А.Н.

при секретаре Михайловой С.В,

с участием старшего помощника Приморского межрайонного природоохранного прокурора Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа и обязании произвести изоляцию свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации содержания Артемовской городской санкционированной свалки в районе шахты «Я» и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Артемовского городского округа, и обязании произвести изоляцию свалки; на территории хозяйственной зоны устроить твёрдое покрытие, ограждения; установить контроль приёма поступающих отходов и производственный контроль; обеспечить осуществление производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных вод по согласованию с контролирующими органами; обеспечить постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния.

В обоснование заявленных требований Приморский межрайонный природоохранный прокурор указал, что на основании обращений жителей г.Артема проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при функционировании Артемовской городской санкционированной свалки в районе шахты «Я», по результатам которой установлены нарушения действующего природоохранного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущенные администрацией Артемовского городского округа.

Так, в нарушение ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», на территории Артемовского городского округа не определен порядок сбора отходов с разделением их по видам, установлены факты несоответствия осуществляемого функционирования и эксплуатации городской свалки нормам и требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

При выезде на свалку специалистов Управления Росприроднадзора по Приморскому краю установлено, что в районе, северо-западнее северного ствола шахты «Амурская» и южнее 350-400 метров от трассы, размещен земельный участок для утилизации бытовых отходов города Артема в соответствии с Решением Артемовского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета № 287 от 21.09.1990 года.

Постановлением главы администрации г. Артема № 1118 от 22.10.2001 года МУП «З» согласовано размещение городского полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на земельном участке, площадью 12 га. в районе ствола шахты «Я» для выполнения проектно-изыскательских работ.

Согласно акту отвода земельного участка под строительство полигона ТБО на данном земельном участке, утвержденного 10.09.1990 года председателем Артемовского городского исполкома, размещение полигона противоречит санитарным правилам и нормам, поскольку не выдержана санитарно-защитная зона предприятия и в 150 м. от участка находится воздухозаборный ствол шахты «Амурская».

В ходе осмотра свалки ТБО государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Д., Р. выявлено функционирование не введённого в эксплуатацию полигона ТБО. Талоны на вывоз и размещение отходов ТБО выдаются МУП г. Артема «Городское коммунальное хозяйство», контроль состава принимаемых отходов не ведется.

Администрацией Артемовского городского округа нарушаются ст. 9, 11, 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, и, как следствие, осуществляется ненадлежащий контроль за деятельностью, осуществляемой МУП «Горкомхоз», поскольку эксплуатация городской санкционированной свалки осуществляется указанным лицом в отсутствие договора и лицензии на размещение и захоронение отходов ТБО на указанной свалке. Имеющаяся у предприятия лицензия № ОТ -74-000195(25), выданная Управлением Ростехнадзора по Приморскому краю, делегирует полномочия на использование, обезвреживание, транспортировку и временное хранение отходов на территории производственной базы МУП «З», а эксплуатация городской свалки осуществляется в нарушение требований пп.74 п.1 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Также выявлены нарушения требований п. 3.2, 3.4, 3.6, 3.7, 4.2, 4.4, 6.1-6.9 СанПин СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО», а именно: при размещении свалки не выдержана санитарно-защитная зона, санкционированная свалка не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства, устройство свалки осуществляется без установленного порядка, отсутствует изоляция свалки, территория хозяйственной зоны не имеет твердого покрытия и ограждения, отсутствуют контроль приема поступающих отходов и производственный контроль, не осуществляется производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных вод по согласованию с контролирующими органами, не осуществляется постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния полигона.

В силу непроведения мероприятий по благоустройству свалки допускаются факты ее горения на значительной площади.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией Артемовского городского округа требований ст.ст. 8, 18, 20-22 Федерального закона от № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также ст. 26 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».

Статьей 5 Устава города Артема на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность по организации сбора твердых и жидких бытовых отходов на ее территории.

Однако указанные требования федерального законодательства администрацией города Артема не выполняются, что подтверждается материалами, приложенными к указанному исковому заявлению.

Таким образом, администрация Артемовского городского округа обязана организовывать и финансировать мероприятия по сбору, вывозу бытовых отходов от населения на территории г. Артем, обеспечив указанные мероприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Прокурор полагает, что бездействие, допущенное ответчиком, повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приморский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г. Артема, выразившееся в непринятии мер по организации содержания Артемовской городской санкционированной свалки в районе шахты «Я» и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Артемовского городского округа; в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и СанПин СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» просит обязать администрацию Артемовского городского округа при размещении свалки: произвести изоляцию свалки; на территории хозяйственной зоны устроить твердое покрытие, ограждения; установить контроль приема поступающих отходов и производственный контроль; обеспечить осуществление производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных вод по согласованию с контролирующими органами; обеспечить постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния.

В судебном заседании старший помощник Приморского межрайонного природоохранного прокурора Ю. уточнила исковые требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, касающееся получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства в органах санитарно-эпидемиологической службы (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю); изоляции свалки, в том числе рабочей карты; обеспечения постоянного наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния, и обязать ответчика в срок до 01.07.2012 года исполнять обязанность по выдержке санитарно-защитной зоны и устранить указанные нарушения.

Представитель ответчика администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В возражениях на исковые требования указал, что на территории Артемовского городского округа действует Решение Думы г. Артем Приморского края от 30.06.2005 года №152 «Об утверждении Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Артемовского городского округа», в соответствии с которым осуществляется сбор и вывоз твердых бытовых отходов в городе. Указал, что оформление полигона ТБО не оформлено, поскольку его местонахождение не соответствует требованиям безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации. В настоящее время ответчиком разработан новый Генеральный план развития Артемовского городского округа, в котором запланировано строительство нового полигона для захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов. Кроме того, администрацией округа предприняты меры для надлежащего содержания свалки, а именно: территория свалки, за исключением рабочей карты, изолирована грунтом, территория хозяйственной зоны асфальтирована, горение свалки не допускается, ответчиком заключены муниципальные контракты и выполнены работы по устройству дезинфицирующей ванны для транспортных средств, огорожена территория свалки. Просит в иске отказать.

Выслушав старшего помощника прокурора Ю., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований прокурора по следующим основаниям.

По делу установлено, что Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращений жителей города Артема проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при функционировании Артемовской городской санкционированной свалки в районе шахты «Я», по результатам которой установлены нарушения действующего природоохранного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущенных администрацией города Артема.

На основании решения Артемовского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета № 287 от 21.09.1990 года и акту отвода земельного участка под строительство полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО), утвержденного 10.09.1990 года председателем Артемовского городского исполкома, на земельном участке, в районе северо-западнее северного ствола шахты «Я» и южнее 350-400 метров от трассы, размещен земельный участок для утилизации бытовых отходов г. Артема.

Постановлением главы администрации г. Артема № 1118 от 22.10.2001 года МУП «З» согласовано размещение городского полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на земельном участке, площадью 12 га. в районе северного ствола шахты «Я» для выполнения проектно-изыскательских работ.

Актом осмотра территории Управления Росприроднадзора по Приморскому краю №23-1/2011 от 03.02.2011 года установлено, что размещение полигона противоречит санитарным правилам и нормам, поскольку не выдержана санитарно-защитная зона предприятия, поскольку в 150 м. от участка находится воздухозаборный ствол шахты «Я», свалка функционирует при отсутствии ввода в эксплуатацию полигона ТБО.

Судом установлено, что проектная документация по строительству данного объекта окончательно не разработана, необходимые согласования, в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы не получено. Поскольку в установленном законом порядке строительство данного объекта не осуществлено, в настоящее время указанная свалка твердых бытовых отходов фактически является санкционированной свалкой твердых бытовых отходов.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю № 001-1/2011 от 19.04.2011 года МУП «З» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа. Указанное предприятие признано виновным в нарушении природоохранного законодательства при эксплуатации МУП «Горкомхоз» полигона ТБО, поскольку у указанного предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на санкционированной свалке в г. Артеме.

В соответствии со ст. 1, 3, 4.1, 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. При этом, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствие п.п. 74 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с требованиями СанПин СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО», санкционированная свалка должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства, должно осуществляться постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния полигона.

На основании ст. 5 Устава города Артема к вопросам местного значения относятся в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Артема; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории города Артема.

Таким образом, на ответчика возложена обязанность по организации сбора твердых и жидких бытовых отходов на территории Артемовского городского округа.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 15, 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходными обязательствами муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов.

Таким образом, администрация Артемовского городского округа обязана организовывать и финансировать мероприятия по сбору, вывозу бытовых отходов от населения на территории г. Артем, обеспечив указанные мероприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

При таких обстоятельствах, судом установлены нарушения ответчиком ст. 8, 18, 20-22 ФЗ от № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 26 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», п.3.2, 3.4, 3.6, 3.7, 4.2, 4.4, 6.1-6.9 СанПин СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» в виде непринятия мер по организации содержания Артемовской городской санкционированной свалки в районе шахты «Амурская» и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Артемовского городского округа.

Указанные требования федерального законодательства администрацией города Артема выполняются частично, что подтверждается пояснениями представителя прокуратуры, возражениями представителя ответчика и материалами гражданского дела.

Бездействие, допущенное ответчиком, повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие материальные блага подлежат защите в судебном порядке

Указанные права принадлежат неопределенному кругу лиц, поэтому прокурор вправе обращаться за защитой указанного права в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии с п. 3.4 СанПин СП42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», отведенные для полигонов (свалок) участки должны отвечать следующим требованиям: территория участка должна быть доступна воздействию солнечных лучей и ветра; уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1 м. от основания полигона; при более высоком уровне грунтовых вод необходимо устройство дренажа или водоотвода; не допускается расположение участка на берегах рек, прудов, открытых водоемов и в местах, затопляемых паводковыми водами.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения обязанностей на администрацию Артемовского городского округа по выдержке санитарно-защитной зоны, поскольку, как установлено в ходе судебного заседания, размещение и эксплуатация указанного объекта начаты в 1990 году, исключение жилых и иных объектов из санитарно-защитной зоны в настоящее время фактически невозможно, поскольку только строительство и введение в действие нового полигона по утилизации твердых бытовых отходов, которое предусмотрено новым Генеральным планом развития Артемовского городского округа, позволит осуществить рекультивацию существующей санкционированной свалки, а альтернативных вариантов размещения объектов временного складирования либо утилизации твердых бытовых отходов на территории городского округа не имеется. Более того, на основании результатов осмотра территории свалки в районе северного ствола шахты «Я» от 04.10.2011 года судом установлено исполнение ответчиком работ по выполнению твёрдого покрытия и устройству ограждения свалки сетчатым забором, кроме рабочей карты.

В соответствии со ч.2 ст.206 ГК РФ суд устанавливает срок для совершения определенных действий по решению суда и полагает обоснованным и необходимым установить срок для устранения ответчиком указанных в решении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и природоохранного законодательства в срок до 01.07.2012 года.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела администрацией Артемовского городского округа частично устранены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и природоохранного законодательства, исковые требования Приморского Межрайонного природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным бездействия и обязании произвести изоляцию свалки – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства в органах санитарно-эпидемиологической службы (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю); изоляции свалки, в том числе рабочей карты; обеспечения постоянного наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния.

Обязать администрацию Артемовского городского округа при размещении свалки, в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и СанПин СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО», в срок до 01.07.2012 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства в органах санитарно-эпидемиологической службы (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю); произвести изоляцию свалки, в том числе рабочей карты; обеспечить постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд.

Судья: