решение по делу



         Дело № 2-1344/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Артем, Приморский край      13 июля 2011 г.

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи : Александровой М.В.,

при секретаре: Лысовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косяковой Т.Я. к администрации Артемовского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество,

у с т а н о в и л :

Косякова Т.Я. обратилась в Артемовский городской суд с иском к администрации Артемовского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество. В обоснование исковых требований она указала, что по договору аренды К., С., а также ей предоставлен земельный участок площадью 1062 кв.м., расположенный примерно в 35 метрах от направления на юго-запад от ориентира торговый комплекс «Золотой лотос», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, в долгосрочную аренду сроком с 01.01.2006г. по 31.12.2015 г. для общественно-деловых целей.

В 2004-2005 годы за собственные денежные средства и личным трудовым участием на указанном земельном участке она, а также К., С., выстроили здания торговых павильонов (литер А, литер Б, литер В). Отделением № 10 Филиалам ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю произведена техническая инвентаризация зданий и выданы технические паспорта объектов.

В результате технического обследования зданий, выполненного ЗАО «Диагностик», выявлено, что основные строительные конструкции зданий литер А, литер Б, литер В и основание обладают достаточной надёжностью для дальнейшей эксплуатации зданий после завершённого строительства, и выполненное строительство на нарушает права и законные интересы граждан и не создаёт угрозу их жизни или здоровью. Кроме того, безопасность зданий и их соответствие действующим на территории РФ нормам и правилам подтверждается приложенными к настоящему иску природоохранным, санитарным и противопожарным заключениями, заключениями ЗАО «Диагностик».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ основанием приобретения права собственности на новую вещь является изготовление или создание лицом с соблюдением закона и иных актов для себя этой вещи. Истица строила объекты для себя на участке, выделенном администрацией города Артема для строительства объектов, впоследствии указанные объекты были приняты в эксплуатацию комиссией с участием представителей администрации города Артема, в актах приемки имеется ссылка на перечень документов, прилагаемых к данным актам, в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края, регулирующим приемку объектов капитального строительства.

Решением Артемовского городского суда от 10.06.2010 за К. и С. признано право общей долевой собственности с долей в праве 1/2 у каждого на нежилые здания (здания торговых павильонов) (литер Б) площадью 294,9 кв.м и (литер В) площадью 96,4 кв.м, расположенные примерно в 35 метрах от направления на юго-запад от ориентира торговый комплекс «Золотой лотос», расположенного в границах участка адрес ориентира Приморский край г. Артем .

Здания торговых павильонов (литер А) площадью 258, 9 кв.м по указанному выше адресу истица возвела своими силами и на собственные средства. Протоколом заседания комиссии по градостроительству и землепользованию № 2 от 24.04.2004 ей разрешено размещение торговых павильонов в г. Артеме и рекомендовано оформить документы в установленном порядке. Постановлением администрации АГО № 975 от 17.08.2004 ей разрешено строительство торговых павильонов и предоставлен земельный участок для проектно-изыскательских работ. 15.06.2004 администрацией АГО утвержден акт выбора земельного участка для размещения торговых павильонов. 31.01.2005 спорный объект принят в эксплуатацию в соответствии с актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта. Считает, что строительство спорного объекта соответствует ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ и ст. 218 ГК РФ. Истица просит признать за ней право собственности на нежилые здания (здания торговых павильонов) ( литер А) площадью 258,9 кв.м, расположенные примерно в 35 метрах от направления на юго-запад от ориентира торговый комплекс «Золотой лотос», расположенного в границах участка, адрес ориентира Приморский край г. Артем .

В судебном заседании представитель истицы поддержал исковые требования в полном объеме, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика по доверенности не возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку спорный объект находится за пределами красных линий АГО и не нарушает права и законные интересы граждан.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании установлено, что 07.10.2002г. постановлением главы администрации г. Артема № 1214 физическим лицам - истице, а также К.и С. предоставлен земельный участок площадью 850 кв.м. и 270 кв.м. в г. Артеме для строительства торговых рядов павильонов.

Ранее, договором от 13.09.2002г. № 151 (во исполнение постановления главы города от 28.06.2002г. № 668) указанным физическим лицам предоставлялся земельный участок площадью 135,1 кв.м. под проектирование торгового ряда павильонов в г. Артеме Приморского края.

Истица, а также К. и С. (как физические лица) 17.09.2003г. вновь обратились в администрацию г. Артема Приморского края с заявлением о разрешении строительства киосков для розничной торговли в количестве 10 штук общей площадью 100кв.м. в г. Артеме Приморского края. Протоколом от 05.11.2003г. № 14 строительство данных киосков разрешено.

Согласно Акту выбора земельного участка под строительство от 12.11.2003г. ограничений в использовании данного земельного участка не имелось. Акт согласован и подписан председателем Комитета по управлению имуществом администрации г. Артема, председателем Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Артема, главным врачом ГСЭН по г. Артему, директором Артемовского предприятия электрических сетей, начальником 19 отряда ГПС г. Артема, др. лицами, заказчиками - в том числе истицей и смежным землепользователем - собственником теплотрассы КГУП «Примтеплоэнерго» филиал Артемовский.

Постановлением главы администрации г. Артема от 25.05.2004г. № 575 С., К. и Косяковой Т.Я. разрешено строительство торговых киосков и предоставлен в аренду земельный участок в г. Артеме Приморского края.

Актом приемки в эксплуатацию от 29.11.2004, утвержденным инспекцией архитектурно-строительного надзора комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Артема Приморского края 29.12.2004г., торговые киоски приняты в эксплуатацию.

В 2005г. на основании постановления № 73-па от 02.09.05г. между ответчиком и Косяковой Т.Я., К., С. заключен договор аренды земельного участка.

Из представленных в материалы дела документов следует, что администрация Артемовского городского округа предоставила земельный участок истице в г. Артеме Приморского края. Все имеющиеся постановления не признавались администрацией Артемовского городского округа утратившими силу.

Суд полагает, что предоставление земельного участка под размещение (строительство) спорных объектов свидетельствует о намерениях администрации в предоставлении земельного участка истице именно под капитальное строительство.

Согласно ст. ст. 31-32 Земельного Кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Если бы в представленных постановлениях главы администрации Артемовского городского округа речь шла об объектах временного назначения, тогда предоставление земельных участков производилось бы в рамках ст. 34 ЗК РФ. Согласно ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Для размещения объекта временного назначения не требуется акт выбора земельного участка под строительство.

Признаки самовольной постройки по спорному объекту не усматриваются, так как постройка создана на земельном участке, предоставленном на законном праве для строительства, при согласии администрации Артемовского городского округа.

Что касается ограничений в использовании земельного участка под этими объектами, то их нет. Управление архитектуры в акте выбора земельного участка должно было указать ограничения, но этого не сделало, соответственно, ограничений не имеется.

В настоящее время указанный в иске объект не входят в зону красных линий, ограничений по наличию инженерных сетей также не имеется, что подтверждено документами смежного землепользователя.

Таким образом, действия администрации Артемовского городского округа говорят о предоставлении данным гражданам земельных участков именно под строительство капитальных объектов. Собственнику земельного участка предоставлено право на принадлежащем ему земельном участке возводить здания и сооружения при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В силу статьи 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют в отношении них те же права.

Статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым объектам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, физическим критерием отнесения того или иного объекта к недвижимости является прочная связь с землей.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек.

Как следует из материалов дела, спорный объект имеет железобетонный фундамент, бетонные полы, наружные стены, покрытие и металлический каркас, что свидетельствует о тесной связи указанного строения с землей и невозможности перемещения здания без несоразмерного ущерба его назначению.

Данный объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, основаны на техническом заключении, выполненном лицензированной организацией ЗАО «Диагностик» выводы которого не оспорены лицами, участвующими в деле, оснований для признания их необоснованными у суда не имелось, техническое заключение является допустимым доказательством по делу (статья 60 ГПК РФ).

О капитальности строений говорит и экспертное заключение ЗАО «Диагностик», имеющаяся в материалах дела. Согласно выводам экспертов ЗАО «Диагностик», основные строительные конструкции зданий литер А, литер Б, литер В и основание обладают достаточной надёжностью для дальнейшей эксплуатации зданий после завершённого строительства, и выполненное строительство на нарушает права и законные интересы граждан и не создаёт угрозу их жизни или здоровью.

Кроме того, в материалах дела имеется технический паспорт объекта, согласно которому спорный объект является капитальным.

Пунктом 3 Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, утв. приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31.05.2001 N 120, изданным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности", установлено, что Единый реестр представляет собой упорядоченную систему записей, содержащих в них сведения об объектах недвижимости и являющихся доказательством существования учетного объекта в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристиках на определенную дату.

Согласно пункту 6 данных Правил, документальной основой ведения Единого реестра является технический паспорт. Также вышеназванный пункт устанавливает, что источником формирования записи об объекте являются удостоверенные документы, составленные на основе проведенной технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности и хранящиеся в инвентарном деле объекта. Запись об объекте градостроительной деятельности в Едином реестре устанавливает факт наличия объекта по конкретному адресу, в определенных границах, фиксированном составе, с определенными техническими характеристиками.

Администрация АГО в период с 2002 года до 2010 года, своими действиями подтверждала возможность проведения истицей строительных работ на земельном участке в г. Артеме Приморского края.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Принимая во внимание, что представленные истицей документы подтверждают соблюдение при возведении спорного здания санитарно-гигиенических, противопожарных, экологических и строительных норм и правил, и учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, создание угрозы жизни и здоровью граждан в связи с возведением указанного здания, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за истицей права собственности на спорный объект

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 56ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Признать за Косяковой Т.Я. право собственности на нежилые здания (здания торговых павильонов), литер А, площадью 258, 9 кв.м, расположенные примерно в 35 метрах от направления на юго-запад от ориентира торговый комплекс «Золотой лотос», расположенного в границах участка адрес ориентира: Приморский край г. Артем .

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд, через Артемовский городской суд.

Судья :          М.В. Александрова