решение по иску



2-2014/2011 год.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Артем 13 октября 2011 г.

Судья Артемовского городского суда Кубатова О.А.

при секретаре Голик Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Швецовой О.Н. на неправомерные действия должностных лиц Администрации Артемовского городского округа,

у с т а н о в и л :

Швецова О.Н. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия должностных лиц Администрации Артемовского городского округа, указав, что в возрасте семи лет она осталась без попечения родителей. 15.08.1989 года она была направлена в детский дом в г.Артем. Согласно федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и закона Приморского края №125-КЗ от 14.08.2007 года она пользуется льготой на постановку её на учёт в льготную очередь на получение жилой площади. 26.05.2011 г. она обратилась с заявлением в Администрацию АГО о включении её в льготную очередь на жилое помещение. 30.05.2011 г. она получила ответ, что нет оснований для постановки её в льготную очередь, так как ей уже исполнилось 23 года. Просила обязать Администрацию Артемовского городского округа включить её в льготную очередь для получения жилой площади, взыскать с администрации АГО расходы на оплату услуг представителя 15000 руб. и государственную пошлину 200 руб.

В судебное заседание заявитель Швецова О.Н. не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Г. поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнил, что Швецова О.Н. была направлена в детский дом в 1989 году, жилое помещение за ней закреплено не было. Во время нахождения в детском доме, а также после выхода из него, Швецова О.Н. не была поставлена на учет на льготных условиях в качестве нуждающейся в жилом помещении. После выпуска из детского дома Администрация Артемовского городского округа обязана была обеспечить Швецову О.Н. жилым помещением, однако, жилого помещения не предоставила. После выхода из детского дома по достижению 18 лет с 2000 года Швецова О.Н. проживала на квартирах, вышла замуж, родила ребёнка, проживала у мужа. В настоящее время с мужем не живёт, проживает с ребёнком на съёмной квартире, зарегистрирована по детскому дому. Имея право на льготу по получению жилья, Швецова О.Н. ею не воспользовалась. Швецова О.Н. не знала, что она вправе самостоятельно подавать какие- то заявления для постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, поэтому на очередь не вставала, впервые обратилась в Администрацию АГО с заявлением о постановке на очередь в 2011 году. Просит обязать Администрацию Артемовского городского округа включить Швецову О.Н. в льготную очередь для получения жилой площади, взыскать с администрации АГО расходы на оплату услуг представителя 15000 руб. и государственную пошлину 200 руб.

Представитель Администрации Артемовского городского округа по доверенности Ц. с доводами заявления не согласна, пояснила, что ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы содержания мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Абзац 4 ст.1 данного федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель распространил действие данного закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться мерами социальной поддержки до достижения ими возраста 23 лет. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учётом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 23-х лет Швецова О.Н. не состояла на учете в администрации г. Артема по категории детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В связи с тем, что Швецовой О.Н. на момент обращения в Администрацию АГО 26.05.2011 г. уже исполнилось 29 лет, она утрачивает право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с Законом Приморского края №297- КЗ от 11.11.2005 года Швецова О.Н. имеет право на постановку на учёт в общую очередь.

Выслушав представителя заявителя, представителя Администрации Артемовского городского округа, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Швецова О.Н. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. 15.08.1989 года она была определена в детский дом г.Артема. Сведения о закреплении жилья за несовершеннолетней отсутствуют.В Артемовском детском доме находилась до 2000 года. Зарегистрирована по адресу детского дома. На праве собственности, на условиях социального найма жилого помещения не имеет. 26.05.2011 г. Швецова О.Н. обратилась в Администрацию АГО с заявлением о постановке на учёт как сироты в качестве нуждающейся в жилом помещении. 30.05.2011 года Швецовой О.Н. было отказано, так как ей исполнилось 29 лет и она не подпадает под действие ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По делу установлено, что до достижения 23 лет Швецова О.Н. в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась.

Согласно ст. 6 ФЗ № 189 от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст.8 указанного ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован Законом Приморского края N 125-КЗ от 14 августа 2007 г. в редакции КЗ N 159 от 03.12.2007 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края".

В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного Закона принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных лиц осуществляется в порядке, установленном Законом Приморского края от 11.11.2005 N 297-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных ст. 2 настоящего Закона.

В силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими 23-х летнего возраста.

Судом установлено, что на момент обращения в администрацию Артемовского городского округа за постановкой на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявителю было уже 29 лет. Ранее она по данному вопросу в администрацию Артемовского городского округа не обращалась, на учете как нуждающаяся в жилье не состоит и не состояла. Каких-либо препятствий в осуществлении Швецовой О.Н. этого права не имелось.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Заявитель обратилась с письменным заявлением в администрацию Артемовского городского округа 26.05.2011 г. Поскольку в установленный законом срок Швецова О.Н. не реализовала свои права на получение жилья, в настоящее время достигла 29 – летнего возраста, она не может быть принята на учет лиц, на которых распространяется действие вышеуказанного закона.

Швецова О.Н. в апреле 2000 года стала совершеннолетней и с указанного времени до достижения 23-летнего возраста она могла самостоятельно реализовать свое право на внеочередное получение жилья. Каких-либо доказательств того, что она не имела возможности своевременно обратиться в органы исполнительной власти, заявитель не предоставила.

Как следует из преамбулы ФЗ №159-ФЗ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнегт возраста.

С достижением ребенком возраста восемнадцати лет, в силу ст. 21 ГК РФ, изменяется его социальный статус – он становится совершеннолетним, то есть полностью дееспособным гражданином.

Исходя из положений ч.3,4 ст.49 ч.1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что гарантируемая детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими возраста 23 лет.

По смыслу перечисленных правовых норм, только до достижения 23 лет дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), выявления, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий, названных в ФЗ № 159-ФЗ.

Следовательно, основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в связи с наличием статуса лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Швецовой О.Н., достигшей возраста 29 лет, отсутствовали, поскольку на момент обращения в администрацию Артемовского городского округа указанный статус заявителем был утрачен.

Оспариваемый Швецовой О.Н. отказ Администрации АГО в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на льготную очередь дан в соответствии с законом.

Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении заявления Швецовой О.Н. о понуждении Администрации Артемовского городского округа включить её в льготную очередь для получения жилой площади, взыскании с Администрации Артемовского городского округа расходов на оплату услуг представителя, расходов на оплату государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Артемовский городской суд.

Судья