дело 2-1431/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 июля 2011 г. Артемовский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Зиганшина И.К. при секретаре Семенцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кислинского С.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, у с т а н о в и л: Кислинский С.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, указав, что в период с 1985 года по 2003 год он работал в ОАО «Владивосток-Авиа», выполняя полеты в составе экипажа воздушного судна. 25.11.2010 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии как работнику летного состава гражданкой авиации. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 6 от 31.01.2011 г. в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано со ссылкой на отсутствие специальности бортоператора в Списке должностей работников летного состава гражданской авиации от 04.09.1991 года № 459. Данное решение он считает незаконным, т.к. в соответствии со ст. 56 Воздушного Кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира и других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператора и бортпроводники). При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятых в летном составе гражданской авиации, в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяется Список должностей работников летного состава гражданской авиации от 04.09.1991 г. Поскольку в п. 1 указанного Списка должностей включены все члены экипажа без каких-либо ограничений, то право на назначение досрочной пенсии имеют как члены летного, так и кабинного экипажа, в т.ч. бортоператоры и бортпроводники. Бортоператоры не относятся к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, но относятся к летному составу гражданской авиации. Основным критерием для определения права на назначение досрочной трудовой пенсии является осуществление полетов в составе летного состава независимо от принадлежности к летному или кабинному экипажу. Поэтому Кислинский С.М. просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 25.11.2010 года, включив в специальный стаж период его работы в должности бортоператора, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей. В судебное заседание истец Кислинский С.М. не явился, его представитель по доверенности Л. заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его и истца Кислинского С.М. Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району по доверенности К. исковые требования не признала и пояснила, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. № 459. Такое право имеют следующие категории работников: члены экипажа воздушных судов, летно-инструкторский состава, командно-летный состав, парашютисты всех наименований. Перечень наименований должностей является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ установлено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Учитывая, что бортооператоры относятся к кабинному экипажу, правом на досрочное пенсионное обеспечение как работники летного состава гражданской авиации, они не пользуются. Аналогичные условия и нормы пенсионного обеспечения летного состава гражданской авиации содержались и в ранее действующем законодательстве до 1 января 2002 г. - ст. 79 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ». На момент вступления в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. № 459 на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.05.1983 г. № 9275-Х, регулирующий деятельность авиации в целом. Согласно ст. 22 Воздушного кодекса СССР экипаж гражданского воздушного судна СССР состоял из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Таким образом, положение статьи 22 Воздушного кодекса СССР и пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые относятся к обслуживающему персоналу и в летный состав не входят. Состав экипажа гражданского воздушного судна определяется Министерством гражданской авиации в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации. Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85), утвержденным приказом Министра гражданской авиации СССР от 08.04.1985 г. № 77, подпунктом 2.3.3 пункта 2.3. главы 2 установлено, что к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. Проведенной проверкой не установлены документы, которые бы подтверждали юридическую значимость факта работы истца в условиях, дающих право на пенсию по старости. Также полагает, что размер суммы, потраченной на услуги представителя, является завышенным. По изложенным основаниям представитель ГУ УПФ РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края считает, что решение комиссии пенсионного органа вынесено правомерно и поэтому просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Выслушав объяснения представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края К., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости досрочно назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет, в летном составе гражданской авиации. Аналогичные условия и нормы пенсионного обеспечения летного состава гражданской авиации содержались и в ранее действующем законодательстве до 01 января 2002 года (ст.79 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ»). Как установлено подп. «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации. В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ). На момент вступления в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.05.1983 года № 9275-Х, регулирующий деятельность авиации в целом. Статьей 22 Воздушного кодекса СССР устанавливалось, что экипаж гражданского воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Таким образом, положение ст. 22 Воздушного кодекса СССР и пункта 2 ст. 56 Воздушного кодекса РФ не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров. Из приведенных нормативных актов следует, что бортоператоры и бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. На основании изложенного бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации и бортпроводники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Кислинский С.М. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по АГО и Шкотовскому району 25.11.2010 года. Признавая право Кислинского С.М. на включение в специальный стаж периода его работы с 01.04.1997 года по 16.05.2004 года в качестве бортоператора, суд установил, что на дату обращения 25.11.2010 года у Кислинского С.М. возникло право на досрочное назначение пенсии, поскольку на дату обращения общая продолжительность специального стажа истца составила более 25 лет. В соответствии с положениями ст.ст. 98 ч. 1, 100 ГПК РФ истец Кислинский С.М. имеет право на возмещение за счет ответчика расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., а также с учетом требований разумности расходов на оплату услуг представителя в сумме 3 000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края от 31 января 2011 года № 6 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Кислинскому С.М. признать незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края включить Кислинскому С.М. в специальный стаж работы в летном составе гражданской авиации период его работы с 01.04.1997 года по 16.05.2004 года в качестве бортоператора ОАО «Владивосток Авиа». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского назначить Кислинскому С.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 25.11.2010 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края в пользу Кислинского С.М. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей и расходов по оплате услуг представителя 3 000 рублей, всего 3 200 рублей. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд. Судья