Дело № 2-2085/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 01 декабря 2011 года г. Артем Приморского края Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Ермолиной К.В., при секретаре Шаповаловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петуховой И.Г. к администрации Артемовского городского округа, Департаменту образования и науки Приморского края о возложении обязанности по постановке на учёт на внеочередное получение жилой площади, установил: Петухова И.Г. обратилась в суд с иском к администрации Артемовского городского округа, указав, что она воспитывалась в Кавалеровской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 14.10.1988 по 28.08.1996. В детский дом её определили на основании решения Артемовского городского Совета Народных депутатов от 14.11.1986 . Жилую площадь указанным решением за ней закрепляли, на учёт в органы местного самоуправления не поставили. По окончанию обучения в школе-интернате её права по вопросу обеспечения жилой площадью ей не разъяснялись. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которые в нарушение ст. 34 ГК РФ, ст. 121 СК РФ не осуществляли должный контроль за деятельностью детского учреждения, не проконтролировали, чтобы за ней было закреплено жилое помещение по месту жительства родителей либо она была поставлена на учёт в органах местного самоуправления. По мнению Петуховой И.Г., тот факт, что до достижения 23-летнего возраста она не была поставлена на очередь для внеочередного получения жилого помещения, не свидетельствует об отсутствии у неё права на социальную поддержку в соответствии с положениями ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Считает, что нарушение её жилищных прав произошло по вине органов опеки и попечительства, органов местного самоуправления, которые должны были защищать её интересы, но не предприняли никаких мер. Истец просит суд возложить на администрацию г. Артема обязанность по постановке её на регистрационный учёт на внеочередное предоставление жилой площади. В ходе производства по делу судом в качестве соответчика привлечён Департамент образования и науки Приморского края, в качестве третьего лица - территориальный отдел опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу. В судебном заседании Петухова И.Г. заявленные требования поддержала в полном объёме, пояснив, что после окончания Владивостокского профучилища № 1 она в июне 2000 года прибыла в г. Артем и обратилась в орган опеки и попечительства по вопросу предоставления ей жилья, однако, работник органа опеки и попечительства Дмитриева пояснила, что таких, как она, много, по поводу порядка обращения в администрацию по данному вопросу ей ничего не сказали, сама она никаких заявлений о постановке на учёт не подавала. Указала, что, по её мнению, орган опеки и попечительства должен был собирать и подавать в её интересах необходимые документы. В 2010 году она обращалась по данному вопросу в Департамент образования и науки Приморского края, но ей ответили, что свои права она может восстановить только в судебном порядке. Представитель администрации Артемовского городского округа - Ц., возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истец должен был самостоятельно встать на учёт с 18 до 23 лет, но этого не сделал, и обратился в администрацию только в 2010 году, однако, на сегодняшний день право на постановку на учёт для внеочередного получения жилого помещения Петуховой И.Г. утрачено. Представитель третьего лица - территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу П., пояснила, что в 2000 году Петухова И.Г. обращалась в ним по вопросу её постановки на учёт, но орган опеки и попечительства неправомочен направлять какие-либо заявления и документы от имени совершеннолетних граждан, однако, в таких случаях обратившимся они разъясняют порядок постановки на учёт на внеочередное получение жилья, что и было сделано Петуховой И.Г. Представитель Департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими 23-х летнего возраста. По делу установлено, что впервые Петухова И.Г. обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о постановке на учёт для внеочередного получения жилого помещения в 2010 году, на момент обращения в администрацию ей исполнилось 29 лет, ранее она по данному вопросу в администрацию Артемовского городского округа не обращалась, на учёте как нуждающаяся в жилье не состояла и не состоит. Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнегт возраста. Из положений ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими возраста 23 лет. То есть только до достижения 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), выявления, поскольку после достижения указанного возраста они перестают относиться к какой-либо из категорий, перечисленных в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Поскольку в установленный законом срок Петухова И.Г. не реализовала своё право на постановку на учёт для внеочередного получения жилого помещения, в настоящее время достигла 30-летнего возраста, она не может быть принята на учёт лиц, на которых распространяется действие вышеуказанного Федерального закона. Петухова И.Г. стала совершеннолетней в январе 1999 года, с указанного времени до достижения 23-летнего возраста она могла самостоятельно реализовать своё право на внеочередное получение жилья, однако, каких-либо доказательств того, что она не имела возможности своевременно обратиться в администрацию Артемовского городского округа, ею не предоставлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований Петуховой И.Г. к администрации Артемовского городского округа, Департаменту образования и науки Приморского края о возложении обязанности по постановке на учёт на внеочередное получение жилой площади отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края. Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2011 года. Судья К.В. Ермолина