дело № 2 – 116/2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 февраля 2012 год Артемовский городской суд в составе: председательствующего судьи Макаровой И.В. при секретаре Фардзиновой М.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ельчина А.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» о восстановлении в очереди учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, установил: Ельчин А.В. обратился с исковыми требованиями о восстановлении в очереди учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1987 года в ФКУ ИК ГУФСИН России по Приморскому краю. В обоснование заявленных исковых требований Ельчин А.В. указал, что проходил службу в ФКУ ИК ГУФСИН России по Приморскому краю в период с 1988 года по февраль 2006 года. С 03.03.2006 года по 26.07.2010 года в ФКУ ЛИУ ГУФСИН России по Приморскому краю. Уволен из органов уголовно - исполнительной системы по п. «з» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел. Выслуга лет в календарном исчислении составила 24 года 10 месяцев 28 дней, в льготном исчислении – 38 лет 18 дней. В 1987 году он был включен в списки сотрудников учреждения, состоящих на учете на получение жилья. На указанный момент его семья состояла из 3-х человек и проживала в 2-х комнатной квартире жилой площадью 26, 2 кв.м. согласно ордеру от 20.12.1989 года. 24.01.1993 года в связи с рождением дочери С. им были представлены новые документы на улучшение жилищных условий, которые были приняты жилищно- бытовой комиссией. После 1993 года документы у него не требовали, объяснив, что он должен предоставлять сведения в случае изменения состава семьи. К 2004 году его очередь была вторая, условия проживания, и состав семьи в течение периода с 1993 года по 2004 год не изменялись. Согласно Постановлению Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года ему необходимо собрать документы для признания его участником программы по обеспечению жильем. По последнему месту службы в ФКУ ЛИУ его документы о постановке на учет по его заявлению не передавали, так как ФКУ ИК не смогло предоставить учетное дело и заявление о постановке на учет. Между тем, когда он обратился к администрации ИК в августе 2010 года с заявлением о предоставлении документа, подтверждающего, что он находится в очереди нуждающегося в улучшении жилищных условий, получил ответ учреждения, что вся документация жилищно - бытовой комиссии за период до 2006 года утеряна. В 2006 года списки с его фамилией в ГУФСИН по Приморскому краю подавались. Представитель ФКУ ИК ГУФСИН России по Приморскому краю - К. иск не признала, указав, что в имеющихся документах жилищно- бытовой комиссии ФКУ ИК имеются незаверенные списки в которых истец находится под порядковым номером 7. Иных документов подтверждающих постановку истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется, правомерность нахождения в списках и его нуждаемость никакими документами не подтверждена. В имеющихся документах ЖБК учреждения протоколов о постановке истца на учет не имеется, учетное дело отсутствует. Истец проходил службу в учреждении ФКУ ИК с 23.10.1987 года по 13.02.2006 года, в дальнейшем откомандирован в ФКУ ЛИУ. В данном случае его учетное дело должно было быть направлено по новому месту прохождения службы, однако там его не имеется. Она является секретарем ЖБК ФКУ ИК. Списков очередников за 2003-2005 год не имеется. В списках за 2006 год числиться Ельчин А.В. Когда она принимала дела в феврале 2009 года в действующем списке за 2008 год Ельчин А.В. отсутствовал. В 2008 году так же производилась перерегистрация всех лиц, которые состояли в списках очередников, со стороны Ельчина А.В. документы, подтверждающие его нуждаемость, не предоставлялись. Представитель 3 – го лица ГУФСИН России по ПК в судебное заседание не явился о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В судебное заседание 3-им лицом представлены возражения, согласно которых указано, что согласно пп 1.7., 1.9 Уставов ФКУ ИК, ФКУ ЛИУ ГУФСИН России по Приморскому краю являются самостоятельными юридическими лицами, участниками бюджетного процесса, самостоятельно выступают в качестве истцов и ответчиков в суде. В ГУФСИН России по Приморскому краю Ельчин А.В. на учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоял. Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные со службы, указанные в подпункте «а» пункта 5, состоящие в соответствии с законодательством, после увольнения в списках очередников на получение жилищных помещений (улучшение жилищных условий) по месту службы. В соответствии с пунктом 12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Приморском крае, утвержденных постановлением исполкома Приморского краевого СНД и президиума краевого совета профсоюзов от 14.12.1984 года для принятия на жилищный учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справки БТИ и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Пунктом 19 вышеуказанных Правил предусмотрено ежегодное предоставление документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, для граждан, состоящих на жилищном учете по месту службы. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 участие в подпрограмме для получения государственных жилищных сертификатов сотрудников и пенсионеров, не состоящих на жилищном учете, не предусмотрено. В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена В., которая указала, что она работала ФБУ ИК комендантом в отделе КБО. Подтверждает, что Ельчин А.В. состоял на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. Последний раз она готовила списки в 2005 году, в списках очередников Ельчин А.В. так же значился. В 2006 году она перешла на службу в другое исправительное учреждение. В 2007 году, когда она уходила на пенсию она сказала Ельчину А.В., чтобы он написал заявление в ФБУ ИК для перевода документов по новому месту службы. Ельчин А.В. написал рапорт о передаче документов, но из ФБУ ИК документы так и не представили, так как кроме списков, другие документы не сохранились. Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно - исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной приказом ФСИН России от 4 июня 2007 года № 287. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года за № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно- исполнительной системе». Согласно п / п «а» п. 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года за № 153 на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов в уголовно – исполнительной системе регулируется положениями приказа ФСИН России от 4 июня 2007 года № 287 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы в уголовно-исполнительной системе». В соответствии с п. 3 Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно - исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают рапорт на участие в подпрограмме согласно приложению № 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет. В силу абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на участие в подпрограмме, если общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Соответственно, для участия в подпрограмме указанные лица обязаны представить документы об основаниях увольнения со службы, общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Как установлено в судебном заседании полковник внутренней службы Ельчин А.В. проходил службу в уголовно- исполнительной системе с 25.07.1988 года. В период с 25.07.1988 года по 13.02.2006 года в ФКУ ИК ГУФСИН России по Приморскому краю, с 13.02.2006 года по 25.07.2010 года – в ФКУ ЛИУ ГУФСИН России по Приморскому краю. 26.07.2010 года приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от 23.07.2010 года Ельчин А.В. уволен из уголовно- исполнительной системы и исключен из списков личного состава п. «з» (ограниченному состоянию здоровья) ст.58 Положения о службе в ОВД РФ. Выслуга лет на день исключения составляет: в календарном исчислении -24 года 10 месяцев 28 дней, в льготном исчислении -38 лет 00 месяцев.18 дней. Ельчин А.В. обратился с заявлением на имя начальника ФБУ ИК ГУФСИН России по Приморскому краю для получения документа, подтверждающего, что он состоит в списках очередников. ФКУ ИК ГУФСИН России по ПК сообщило ответом от 13.04.2011 года, что с 2006 года истцом не предоставлялись документы о том, что он нуждается в улучшении жилищных условий, поэтому учреждение не может предоставить накопительное дело, кроме списка сотрудников учреждения состоящих на улучшении жилищных условий. 04.05.2011 года на обращение истца из ГУФСИН России по ПК получен ответ, согласно которого указано, что в 1987 году Ельчин А.В. был внесен в списки очередников. В 1989 году получил квартиру площадью 45 кв.м. При переводе Ельчина А.В. в ФКУ ЛИУ документы для постановки на учет не передавались. Сотрудники учреждения ФКУ ИК факт подачи рапорта на улучшение жилищных условий подтвердить не могут. Так же указывают, что Ельчин А.В. в 1999 и 2000 годах был в составе ЖБК. Книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет заведена в 2004 году. На основании ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производились по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РСФСР, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Как установлено в судебном заседании, Ельчин А.В. с 1987 года был постановлен на очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий. После получения жилого помещения в 1989 году, истец повторно после рождения ребенка 24.01.1990 года предоставил документы в подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий. 01.03.2005 года вступил в законную силу Жилищный кодекс Российской Федерации, которым постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложена на органы местного самоуправления по месту жительства этих граждан. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, сотрудники уголовно - исполнительной системы, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняют право состоять на учете до решения вопроса о получении жилья. В материалы дела представлен список сотрудников ФБУ ИК без указания даты его составления, с перечнем сотрудников состоящих на очереди с 1986 года в котором под номером 7 значится Ельчин А.В. В утвержденном начальником ФКУ ИК и согласованном зам. начальника по тылу ФБУ ИК списке сотрудников учреждения, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, от 04 мая 2006 года под номером 7 значится Ельчин А.В., с указанием года постановки на очередь- 1987 год, состав семьи 4 человека, занимаемая жилая площадь 46, 2 кв.м., характеристика жилья – муниципальное. Таким образом, факт незаконного включения Ельчина А.В. в список сотрудников учреждения, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, ответчиком не подтвержден. Как установлено в судебном заседании заверенные списки сотрудников учреждения имеются только за период с 2008 года, за более ранний период времени ответчик списки очередников не представил. Из ответа ГУФСИН России по ПК значится, что книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет заведена в 2004 году в ФКУ ИК с 2004 года. Решения жилищно - бытовой комиссии ФБУ ИК ГУФСИН России по Приморскому краю об исключении из списков очередников на улучшение жилищных условий Ельчина А.В. не имеется. Из материалов дела усматривается, что истцу на состав семьи жена Г. и сын А. было предоставлено по решению ЖБК от 12.12.1989 года жилое помещение по адресу г. Артем, жилой площадью 26.2 кв.м. С 16.08.1990 года по вышеуказанному адресу зарегистрирована дочь Е. 24.01.1990 года рождения. Согласно постановлению губернатора Приморского края от 13 декабря 2001 года № 907 в Приморском крае учетная норма для постановки на очередь на улучшение жилищных условий была установлена в размере 7,5 кв.м. жилой площади на одного человека. В 2006 году Ельчин А.В. находился в списках сотрудников учреждения, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, при этом он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. В списке сотрудников ФКУ ИК не обеспеченных жильем по состоянию на 01.06.2011 года Ельчин А.В. отсутствует. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Ельчина А.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» удовлетворить. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» восстановить в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) Ельчина А.В. Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Приморский краевой суд через Артемовский городской суд. Судья И.В. Макарова