№2-557/2012



2-557/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Артем Приморского края 10 апреля 2012 года

Судья Артемовского городского суда Приморского края О.А. Кубатова

при секретаре Голодной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макарова О.П. об оспаривании решения администрации Артемовского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Макаров О.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Артемовского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка, указав, что он, являясь инвалидом третьей группы, обратился в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома в г. Артеме. 18 октября 2011 года он получил ответ, согласно которому испрашиваемый земельный участок включен в план мероприятий по формированию земельных участков в целях проведения аукционов по продаже земельных участков или права аренды на земельные участки для целей жилищного строительства на 2011 года. С решением администрации города он не согласен, полагает, что его заявление было рассмотрено без учета ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку формирование земельного участка может проводиться по инициативе органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан, данным решением нарушены его права и законные интересы. Он как инвалид третьей группы имеет право на первоочередное получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Просил признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа о проведении аукциона по продаже запрашиваемого земельного участка под строительство жилого дома, признать за ним право на получение в аренду земельного участка в первоочередном порядке без проведения аукциона, обязать администрацию Артемовского городского округа предоставить ему в аренду земельный участок.

Заявитель Макаров О.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.

Представитель заявителя по доверенности А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, дополнила, что Макаров О.П. на учёте как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоит. Необходимость предоставления документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не предусмотрена. Просит признать незаконным отказ администрации Артемовского городского округа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать предоставить Макарову О.П. в аренду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона.

Представитель администрации Артемовского городского округа по доверенности М. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов (ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (ст. 29 Земельного кодекса РФ). В данном случае таким органом является администрация Артемовского городского округа. Предоставление земельных участков осуществляется администрацией города в строгом соответствии с земельным законодательством. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ (ст. 2 Земельного кодекса РФ). Предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (ч. 1 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ). Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (ч. 2 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ). Исключения в порядке предоставления земельных участков для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, Земельным кодексом РФ не предусмотрены. Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ противоречит порядку предоставления земельных участков для жилищного строительства, установленному ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, положения которого имеют большую юридическую силу в сфере регулирования отношений по использованию и охране земель. Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит порядка ее реализации, не содержит она также отсылок к иному нормативному правовому акту, которым установлен такой льготный порядок предоставления земельных участков для указанных целей (однократно или нет, по месту жительства (регистрации) или в любом населенном пункте страны, бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов - в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства.). В связи с чем, указанная норма закона не подлежит применению как противоречащая Земельному кодексу РФ. Кроме того, право на первоочередное предоставление земельных участков инвалидам предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Таким образом, право на получение земельного участка связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. Заявителем документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий не предоставлены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Макаров О.П., являясь инвалидом 3 группы, 26 сентября 2011 года обратился в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка, расположенного в г. Артеме для индивидуального жилищного строительства. 18 октября 2011 года администрацией Артемовского городского округа заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что указанный земельный участок не сформирован и включен в план мероприятий по формированию земельных участков в целях проведения аукционов по продаже земельных участков или права аренды на земельные участки для целей жилищного строительства на 2011 год.

Согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

В рамках проведения аукциона реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, и при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» торги не проводятся.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Анализируя содержание указанных выше нормоположений, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела усматривается, что, обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ссылаясь на гарантированные ему законом как инвалиду права, Макаров О.П. не представил документ, подтверждающий его нуждаемость в улучшении жилищных условий, такой документ не был представлен суду. В судебном заседании представитель Макарова О.П. не оспаривал тот факт, что заявитель на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит.

Поэтому администрация АГО обоснованно и правомерно отказала заявителю в удовлетворении его заявления от 26.09.2011 г.

Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Макарова О.П. о признании незаконным отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в г. Артеме, возложении на администрацию Артемовского городского округа обязанности предоставить указанный земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца через Артемовский городской суд.

Судья