2-531 /2012 год. Заочное Решение Именем Российской Федерации 16 апреля 2012 год г. Артем Артемовский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Юдановой С.В., при секретаре Захаровой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коростелевой Е.В. к войсковой части 30986, Федеральному казённому учреждению Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда Установил: Коростелева Е.В. обратилась в суд с иском к войсковой части 30986 о взыскании заработной платы, указав, что состоит в трудовых отношениях с в/ч 30986 и с ней заключен трудовой договор на неопределенный срок, согласно которого она принята на работу на должность телефониста. Согласно п.8 договора, ей был установлен должностной оклад 4230 рублей, а также иные надбавки. Согласно п.49 Приказа Министерства обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 ее должностной оклад должен повышаться на 15 % за несение боевых дежурств. Однако данная надбавка ей не выплачивается. В связи с чем, с сентября 2009 года по декабрь 2010 года образовалась задолженность в размере 38 556,79 рубля, которую просит взыскать с ответчика, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей В судебном заседании Коростелева Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, указала, что работает в войсковой части 30986 с 03 сентября 1998 года. Ранее надбавка за несение боевых дежурств выплачивалась гражданскому персоналу, но с 01 сентября 2009 года данные выплаты прекратились. Также пояснила, что в настоящее время войсковая часть не имеет самостоятельного финансового органа и находится на финансовом обеспечении Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю. Представитель ответчика войсковой части 30986 Д. извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своих возражений относительно исковых требований не представил. Представитель Федерального казённого учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю, привлеченного для участия в деле в качестве соответчика, в судебное заседание также не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В связи с чем, учитывая мнение истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков в порядке заочного производства. Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии со ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Особенности установления новых систем оплаты труда в воинских частях и учреждениях, подведомственных Минобороны России, установлены Приказом Минобороны России от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (далее - Приказ N 555). Приказом N 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение). Данным Положением для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, были введены новые системы оплаты труда. При установлении должностных окладов и повышающих коэффициентов к ним в отличие от других аналогичных нормативных актов (других федеральных органов государственной власти) в Приказе N 555 определены не рекомендации по установлению должностных окладов в учреждении, а указаны конкретные размеры окладов руководителей, служащих и рабочих, дифференцированные в зависимости от квалификационной группы, разряда и тому подобных признаков. Специально оговорено, что гражданскому персоналу, имеющему право на повышение, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, т.е. устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). В случаях, когда гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, размеры повышений складываются и на сумму процентов увеличивается должностной оклад (тарифная ставка). Согласно п.49 Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (вместе с "Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо - оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, должностные оклады (тарифные ставки) руководителям, специалистам и рабочим воинских частей за работу в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни работников (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, боевого дежурства и другие), повышаются за: б) несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов, - на 15 процентов. Перечни воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства, утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками округов, флотов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации (в зависимости от подчиненности), по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации. Право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) за несение караульной службы по охране особо важных и режимных объектов имеет гражданский персонал подразделений военизированной охраны, осуществляющий охрану непосредственно с огнестрельным нарезным оружием и занимающий должности в подразделениях военизированной охраны: начальник группы (караула), командир отделения, стрелок, контролер контрольно-пропускного пункта в отряде (команде, группе, отделении) военизированной охраны; проводник (вожатый) служебных собак в отделении (группе, отряде) вожатых караульных собак. Повышение выплачивается при условии несения работником боевого дежурства (караульной службы) в течение месяца не менее 10 смен (караулов) при 12-часовом или не менее 5 смен (караулов) при 24-часовом графике работы. В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В судебном заседании установлено, что Коростелева Е.В. с 03 сентября 1998 года по настоящее время работает в в/ч 30986. Согласно п.8 трудового договора, заключенного с истцом, последней был установлен должностной оклад 4230 рублей, а также иные надбавки. До 01 сентября 2009 года Коростелевой Е.В. осуществлялось начисление 15% надбавки к окладу за несение боевых дежурств. Исковые требования о взыскании данной надбавки за период с 01 сентября 2009 года по 31 декабря 2010 года, мотивированы тем, что истец продолжала нести боевые дежурства, однако в нарушение требований действующего законодательства соответствующие начисления к ее должностному окладу не производились. Представитель ответчика в/ч 30989, не явившись в судебное заседание, возражений относительно то, что истица в оспариваемый период несла боевые дежурства не представил. В соответствии со ст. 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, с последующими изменениями) командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта. Права руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации) в области оплаты труда гражданского персонала установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555. На основании п.1, п.2 Приказа МО от 28 марта 2009 года № 115 г.Москва «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Изменение заработной платы работников в сторону ухудшения противоречат ст.74, ст.349 ТК РФ, Приказу Минобороны России от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583», Приказу МО № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», Отраслевому Соглашению между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных сил России и Министерства обороны РФ на 2008-2010 год. Пункт 5 Приказа № 555 обязывает заключить руководителям в/ч в установленном законодательством РФ о труде порядке дополнительные соглашения с лицами гражданского персонала об изменении условий оплаты труда и обеспечить с 01 декабря 2008 года выплату заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с настоящим приказом. Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 указывает, что установление заработной платы гражданского персонала в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы, ранее выплачиваемой на основе ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей гражданского персонала и выполнения ими работ той же квалификации. Должностной оклад (тарифная ставка) повышается за несение боевого дежурства на 15 %, что установлено п.48 (а) Раздела 3 Приложения № 2 приказа МО РФ 208 года № 555. Перечни воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства, утверждаются заместителями Министра обороны РФ, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками округов, флотов, родами войск Вооруженных Сил, по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации. Пункт 42 указанного соглашения указывает, что командиры (начальники) в/ч должны повышать оклад (тарифные ставки) гражданскому персоналу, привлекаемому к несению боевого дежурства в составе боевых расчетов, команд и экипажей судов обеспечения, а также работникам при их непосредственной занятости на работах, предусмотренных соответствующими перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Учитывая указанные положения закона, доводы истца о том, что ей неправомерно с 01 сентября 2009 года прекращены выплаты 15% надбавки к окладу за несение боевого дежурства, по мнению суда, являются обоснованными. В связи с тем, что войсковая часть 30986 самостоятельного финансового органа не имеет и находится на финансовом обеспечении Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю, Управление должно выплатить истцу образовавшуюся задолженность по заработной плате с сентября 2009 года по декабрь 2010 года в размере 38 556,79 рублей. Расчет задолженности истцом сделан верно, с ним суд полностью согласен. Возражений относительно произведенного расчета со стороны ответчиков в судебное заседание не представлено. В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Требования истца о компенсации морального вреда, по мнению суда, подлежат частичному удовлетворению, и, исходя из принципов разумности и справедливости, к выплате суд определяет 3 000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд Решил: Взыскать с Федерального казённого учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю в пользу Коростелевой Е.В. невыплаченную сумму заработной платы за период с 01 сентября 2009 года по 31 декабря 2010 года в сумме 38 556,79 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, всего 41 556,79 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2012 года Судья С.В. Юданова