Дело № 2-160/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2011г. г.Артем
Судья Артемовского городского суда Приморского края И.В. Макарова
при секретаре Фардзиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карабцовой З.М. об оспаривании отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
Карабцова З.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
В судебном заседании заявитель Карабцова З.М. заявленные требования поддержала и пояснила, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества и за ней закреплен в данном товариществе земельный участок. В нарушение п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» администрация Артемовского городского округа отказала ей в предоставлении садового земельного участка в собственность бесплатно, ссылаясь на отсутствие полномочий на распоряжение земельными участками, предоставленными садоводческому товариществу в коллективно-долевую собственность в 1996 году. Считая принятое решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, Карабцова З.М. просит обязать администрацию Артемовского городского округа предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок.
Представитель администрации Артемовского городского округа Минаева Н.В., считая заявление Карабцовой З.М. необоснованным, пояснила, что земельный участок садоводческому товариществу был отведен постановлением главы администрации г. Артема от 8.06.1996 года в коллективно-долевую собственность. То есть администрация АГО уже распорядилась данным земельным участком и поэтому утратила право решать дальнейшую судьбу земельных участков садоводческого товарищества. В данном случае регистрация прав заявителя на земельный участок должна осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Выслушав представителя заявителя, представителя администрации Артемовского городского округа Минаеву Н.В., изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявитель Карабцова З.М. является членом садоводческого некоммерческого товарищества и за ней в данном товариществе закреплен в пользование земельный участок.
Земельный участок садоводческому товариществу был предоставлен постановлением главы администрации г. Артема от 18.06.1996 года в коллективно-долевую собственность.
Администрация Артемовского городского округа, ссылаясь на указанное постановление, считает, что утратила право распоряжения земельным участком, находящимся в коллективно-долевой собственности садоводческого товарищества. Данная позиция органа местного самоуправления не соответствует требованиям земельного законодательства Российской Федерации и ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: 1) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; 2) заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенную правлением данного некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписку из единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.
Из буквального толкования нормы п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что вопросы предоставления земельных участков в собственность граждан, являющихся членами садоводческого некоммерческого объединения, относятся к компетенции органа местного самоуправления в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение. При этом норма п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержит общее положение и не конкретизирует конкретный вид права, в соответствии с которым земельный участок был предоставлен садоводческому некоммерческому объединению.
Кроме того, в силу п. 6 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» законом предусмотрено только одно основание
для отказа в предоставлении в собственность земельного участка гражданину, являющемуся членом садоводческого некоммерческого объединения, - установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Такой запрет установлен ст. 27 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Доказательств того, что земельные участки СНТ отнесены к землям, изъятым из оборота, администрацией АГО не представлено.
При разрешении заявленных требований также необходимо учитывать следующее.
Коллективно-долевая форма собственности на землю была предусмотрена Законом РСФСР «О земельной реформе» от 23.11.1990 года № 374-1 и Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991 года № 1103-1.
В соответствии со ст. 9 Земельного кодекса РСФСР земельные участки могли передаваться гражданам на праве коллективно - долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении. В коллективно - долевую собственность граждан передавались земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Государственный акт на право собственности подлежал выдаче соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно - долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Право сособственников на земельную долю удостоверялось специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых подлежал указанию размер земельной доли.
Законодательство, предусматривающее коллективно-долевую собственность на землю, отменено Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2287, принятым с целью приведения земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
С учетом ранее действовавшего земельного законодательства следует признать, что постановление главы администрации г. Артема от 18.06.1996 года о предоставлении земельного участка садоводческому товариществу в коллективно-долевую собственность не соответствует требованиям действовавшей на момент его принятия ст. 9 Земельного кодекса РСФСР. Данной нормой предоставление земельных участков в коллективно-долевую собственность садоводческих товариществ не предусматривалось. Кроме того, в принятом постановлении не устанавливалась конкретная земельная доля каждого гражданина – члена садоводческого товарищества в количественном выражении. Государственный акт на право собственности с указанием в нем размера земель, находящихся в коллективно - долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них садоводческому товариществу не выдавался. Также не выдавались местным Советом народных депутатов специальные документы, удостоверяющие права сособственников на земельные доли с указанием их размера.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку постановление главы администрации г. Артема от 18.06.1996 года противоречит требованиям закона (ст. 9 ЗК РСФСР), действовавшего на момент его принятия, данный акт органа местного самоуправления не может являться законным основанием возникновения коллективно-долевой собственности на землю СНТ и подтверждает только выделение земельного участка садоводческому товариществу для ведения гражданами коллективного садоводства.
Довод представителя администрации АГО о том, что заявитель Карабцова З.М. должна зарегистрировать право собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также не соответствует требованиям закона в связи с тем, что членам товарищества какие-либо документы, удостоверяющие права на земельные участки, находящиеся в их пользовании, не выдавались.
Таким образом, отказ администрации Артемовского городского округа в предоставлении Карабцовой З.М. в собственность бесплатно земельного участка, входящего в состав СНТ, в порядке, установленном п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», является необоснованным и незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать отказ администрации Артемовского городского округа Приморского края в предоставлении Карабцовой З.М. в собственность бесплатно земельного участка площадью 1000 кв.м. в садоводческом некоммерческом товариществе незаконным.
Обязать администрацию Артемовского городского округа Приморского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Карабцовой З.М., для чего в двухнедельный срок с даты получения соответствующего заявления гражданина и необходимых документов, предусмотренных пунктом 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ, принять решение о предоставлении Карабцовой З.М. в собственность бесплатно земельного участка площадью 1000 кв.м. в садоводческом некоммерческом товариществе.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.
Судья И.В. Макарова