Дело № 2-13 (2012) Судья Р.С. Ибрагимов РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 января 2012 года г. Арск Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.С. Ибрагимова, с участием прокурора А.М. Сагитзянова, при секретаре Л.М. Гиниятуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Арского района Республики Татарстан к исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принятия мер, обеспечивающих безопасность эксплуатации магистрального газопровода ... и жизни, здоровья неопределенного круга лиц, путем выкупа у собственников объектов недвижимости и строений, и возложении обязанности на исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить Миннулину И.Н., Авхадиеву Р.Ф., Исмагилову А.Х., Тоджутдинову Т.Р., Ибатуллину А.Н., Искандарову Р.В., Сафину А.А., Гасимову Ф.М., Карабаеву В.И. земельные участки пригодные для индивидуального жилищного строительства. УСТАНОВИЛ: Прокурор Арского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принятия мер, обеспечивающих безопасность эксплуатации магистрального газопровода ... и жизни, здоровья неопределенного круга лиц, путем выкупа у собственников объектов недвижимости и строений, и возложении обязанности на исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить Миннулину И.Н., Авхадиеву Р.Ф., Исмагилову А.Х., Тоджутдинову Т.Р., Ибатуллину А.Н., Искандарову Р.В., Сафину А.А., Гасимову Ф.М., Карабаеву В.И. земельные участки пригодные для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявления указано, в 1997-1999 годы администрацией <адрес> гражданам предоставлены земельные участки для строительства жилых домов. Однако в последующем выявлено, что 10 земельных участков предоставлены администрацией ... в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода ... В настоящее время в нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов, в 300-метровой зоне минимально допустимых расстояний до оси магистрального газопровода ... находятся 10 объектов недвижимости и строения, в 4 домах проживают граждане. Нахождение в зоне минимально допустимых расстояний газопровода жилых домов и других строений является незаконным. Более того, создается угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в этих домах, а также неопределенного круга лиц. Вместе с тем исполнительным комитетом Арского муниципального района, как органом, обладающим исполнительно-распорядительными полномочиями, мер по устранению нарушений не принято. В частности не приняты меры по принудительному выкупу домов и строений граждан с целью расселения из зоны минимально допустимых расстояний газопровода, выделению других земельных участков. Более того, администрацией ... принимались решения о выделении земельных участков, о приемке построенных домов, имеются факты выдачи разрешений на строительство жилых домов в охранной зоне. Кроме того ответчик допустил устройство и подключение коммуникаций в эти дома, тем самым способствовал строительству и вводу жилья в эксплуатацию. Ответственным за строительство домов в охранной зоне также является ООО «Газпром трансгаз Казань», которое сообщило в администрацию района о том, что строительство домов осуществляется в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода, только в 2000 году. Кроме того, ООО «Таттрансгаз» не предоставило необходимых документов в администрацию района, свидетельствующих о точном месте расположения магистральных газопроводов. Два из перечисленных домов с 2004 года газифицированы путем выдачи технических условий на проектирование газоснабжения, с собственниками составлены договоры на поставку газа и техническое обслуживание, что и является грубым нарушением закона. Устранение всех вышеуказанных нарушений со стороны ответчиков возможно только путем выкупа вышеперечисленных объектов недвижимости и строений и предоставления других земельных участков. Просит признать бездействие ответчиков по непринятию мер обеспечения безопасности граждан в связи с нахождением в городе Арск в зоне минимально допустимых расстояний до оси магистрального газопровода ... жилых домов и других строений незаконным; обязать ответчиков солидарно принять меры, обеспечивающие безопасность эксплуатации магистрального газопровода ... и жизни, здоровья неопределенного круга лиц, путем выкупа у собственников объектов недвижимости и строений по следующей стоимости: - недостроенного дома по <адрес>, принадлежащего <данные изъяты>; - гаража по <адрес>, принадлежащего <данные изъяты>; - недостроенного дома по <адрес>, принадлежащего <данные изъяты>; жилого дома и бани по <адрес>, принадлежащих <данные изъяты>; - жилого дома по <адрес>, принадлежащего <данные изъяты>; - жилого дома, гаража и бани по <адрес>, принадлежащих <данные изъяты>; - жилого дома, гаража по <адрес>, принадлежащих <данные изъяты>; - жилого дома, гаража по <адрес>, принадлежащих <данные изъяты>; - жилого дома, гаража по <адрес>, принадлежащих <данные изъяты>. Обязать исполнительный комитет Арского муниципального района предоставить этим лицам земельные участки, пригодные для индивидуального жилищного строительства. В ходе рассмотрения дела по существу прокурор Сагитзянов А.М. заявление прокурора поддержал полностью. В ходе прений, прокурор Сагитзянов А.М. в изменение первоначальных требований изменив и предмет и основания иска, просил возложить на исполнительный комитет Арского муниципального района обязанность принятия решений об изъятии земельных участков у их собственников. Учитывая, что одновременное изменение и основания, и предмета иска не допускаются; а также указанные прокурором обстоятельства не были предметом рассмотрения дела по существу; рассмотрение совершенно отличающихся от первоначальных требований приведет к затягиванию процесса, суд не принял к рассмотрению изменение иска, и закончил рассмотрение дела по первоначальным требованиям. Представитель ответчика - исполнительного комитета Арского муниципального района Хастиева Э.И. исковые требования прокурора не признала, просит в иске отказать, пояснив, что прокурором не представлено доказательств того, что в местные органы власти и управления Арского муниципального района были переданы материалы фактического положения магистральных газопроводов с минимально допустимыми расстояниями от оси газопровода с привязкой охранных зон для нанесения их на карты землепользования <адрес>. Материалы фактического положения газопроводов с привязкой охранных зон получены и согласованы актом согласования трасс газопроводов лишь 15 февраля 2011 года. Ответственность за выделение земельных участков в зоне минимально допустимых расстояний и дальнейшее строительство объектов недвижимости связано с неисполнением законных требований со стороны собственника газопровода. Представитель соответчика - ООО «Газпром трансгаз Казань» Голованов В.А. исковые требования прокурора не признал, просил в иске отказать, пояснив, что при предоставлении земельных участков в охранной зоне газопровода администрация ... располагала точными сведениями о месте прохождения магистрального газопровода. Предоставление земельных участков администрацией ... осуществлялось в нарушении норм действующего законодательства и устранение нарушений должно быть осуществлено за счет администрации ... Представитель третьего лица Арского отдела Управления Росреестра по РТ Гиззатова Л.М., пояснила, что в результате проведения землеустройства в государственном фонде имеется план магистрального газопровода ... исполненный в 2005 году ... по заказу ОАО «Газпром». В государственном фонде сведений об обременении земельных участков выделенных для индивидуального жилищного строительства не имеется. Представитель ФБУ «Кадастровая Палата» по Республике Татарстан Галявиев Н.С. пояснил, что 24 ноября 2011 года в государственный кадастр недвижимости были внесены зоны с особыми условиями использования территории магистрального газопровода ... Представитель Приволжского управления Ростехнадзора Губайдуллин И.А., пояснил, что согласно СНиП 2.05.06-85* минимальное расстояние от оси газопровода с диаметром 1000- 1200 до населенных пунктов составляет 300 метров. Данное расстояние обеспечивает безопасность в случае возникновения аварии на газопроводе. Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 установлены, охранные зоны вдоль трасс трубопроводов в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Охранные зоны при строительстве жилых домов не нарушены. Представитель Палаты имущественных и земельных отношений Арского муниципального района на судебное заседание не явился. Третьи лица И.Н. Минуллин, А.Х. Исмагилов, Т.Р. Тоджудинов. Ф.М. Гасимов, В.И. Карабаев, представитель Р.Ф. Авхадиева - Авхадиева Н.Я., Р.В. Искандаров, А.А. Сафин, А.Н. Ибатуллин, И.Ш. Зиатдинов, Л.Ш. Хамидуллина, представитель З.Г. Зиятдинова - Ахметзянова Г.Н. с исковыми требованиями не согласны, пояснив, что до настоящего времени с ними как с собственниками жилых домов и земельных участков, ни кто из органов власти и представителей собственника газопровода, условий и порядок выкупа не предлагал, и не обсуждал. В случае изъятия земельных участков основанных на требованиях законодательства, согласны на выкуп жилых домов и земельных участков по рыночным ценам, включая все убытки, причиненные изъятием, и убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, с возмещением морального вреда, или предоставления равноценного жилья и земельных участков. С предложенными прокурором выкупными ценами не согласны, так как они не отражают действительную рыночную стоимость имущества. Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии ст.35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Положениями части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ч.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. (ч.2). Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.(ч.3). Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. (ч.4). Судом установлено, что решением Арского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ земли коллективного предприятия «...» общей площадью <данные изъяты> га переданы в ведение Арского поселкового Совета местного самоуправления под индивидуальное жилищное строительство. В 1997-1999 годы администрацией ... по <адрес> гражданам предоставлены земельные участки для строительства жилых домов, в дальнейшем граждане зарегистрировали право собственности на эти земельные участки и строения, а именно: постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Миннуллину И.Н., право собственности на жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Гасимову Ф.М., право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Исмагилову А.Х., право собственности на домовладение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Ибатуллину А.Н., право собственности на земельный участок и жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Зиатдинову Ш.Х., право собственности на земельный участок и жилой дом на основании договора дарения ... зарегистрировано за ФО1 ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Авхадиеву Р.Ф., право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Искандарову Р.В., право собственности на земельный участок и жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Тоджудинову Т.Р., право собственности на земельный участок и жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Карабаеву В.И.; право собственности на земельный участок и на жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Сафину А.А., право собственности на земельный участок и жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом спорные строения, исходя из смысла ст. 222 ГК РФ, не являются самовольными, поскольку указанные строения созданы на земельных участках, отведенных для этих целей в порядке, установленном законом. Согласно справке №, выданной МРФ № 17 РГУП БТИ, инвентаризационная стоимость незаконченного строительством жилого дома с постройками <адрес> составляет - ... рублей, жилого <адрес> - ... рублей, жилого <адрес> - ... рублей, жилого <адрес> - ... рублей, жилого <адрес> - ... рублей, жилого <адрес> - ... рублей. Кроме того, к делу приобщен отчет о рыночной стоимости строений и земельного участка по адресу: <адрес>- ... рублей. Как следует из акта обследования этих земельных участков и строений комиссией, созданной на основании распоряжения руководителя исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время в четырех из перечисленных домах проживают граждане, а именно: по <адрес> проживает семья ФИО2 в составе 3 человек, по <адрес> - семья ФИО3 в составе 5 человек, по <адрес> - семья ФИО4 в составе 4 человек, по <адрес> - семья ФИО5 в составе 3 человек. Согласно технического паспорта магистрального газопровода ... диаметр трубопровода составляет ... мм, рабочее давление ... атмосфер. Минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения (газопроводы и ГРС) установлены СНиП 2.05.06-85* «Магистральные газопроводы». Согласно таблице № 4 СНиП 2.05.06-85* минимальное расстояние от оси газопровода с давлением 25-100 кГс/см2 и диаметром 1000- 1200 до городов и других населенных пунктов составляет 300 метров, для газопроводов диаметром 1200- 1400 мм - 350 метров. Согласно схеме расположения газопроводов, выданной ООО «Газпром трансгаз Казань», указанные в заявлении прокурора объекты строительства находятся в зоне минимально допустимого расстояния от магистрального газопровода ... Пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения газопроводов. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Из представленного прокурором в судебном заседании акта от ДД.ММ.ГГГГ осмотра земельных участков попадающих в зону минимальных допустимых расстояний магистрального газопровода ..., следует, что на участке №- жилой дом находится на расстоянии 271 м; участке №- жилой дом находится на расстоянии 263 м; участке №- жилой дом находится на расстоянии 203 м; участке №- жилой дом находится на расстоянии 300 м; участке № жилой дом находится на расстоянии 291 м; участке № - жилой дом находится на расстоянии 288 м; участке № - жилой дом находится на расстоянии 244 м; участке № - жилой дом находится на расстоянии 301 м; участке № - жилой дом находится на расстоянии 268 м; участке № - жилой дом находится на расстоянии 270 м. Истцом не представлено суду достаточных и бесспорных доказательств выделения земельного участка для эксплуатации указанного участка газопровода высокого давления с установлением на нем необходимых охранных зон, равно как и не представлено доказательств наличия сообщений землепользователям об охранных зонах газопровода и соответствующего обременения земельных участков в виде запрета осуществления строительства на землях, попадающих в зону минимально допустимых расстояний, до выделения третьим лицам земельных участков. В качестве обоснования заявленных требований истцом указывается, что исполнительным комитетом Арского муниципального района, как органом, обладающим исполнительно-распорядительными полномочиями, не принято мер по устранению нарушений путем выкупа домов и строений граждан с целью их расселения из зоны минимально допустимых расстояний газопровода ...», выделения других земельных участков. Пункт 4.1 «Правил охраны магистральных трубопроводов», утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 указывает, что для исключения возможности повреждения трубопроводов, при любом виде их прокладки устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. В данном случае в 25 метровой зоне газопровода «Пермь-Казань-Горький-1» строения не размещены, о чем свидетельствуют материалы дела и не оспаривалось истцом. В соответствии с п. 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.1992 № 9) материалы фактического положения трубопроводов с привязкой охранных зон должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользования. Согласно сведений Палаты имущественных и земельных отношений Арского муниципального района от 13 января 2012 года, материалы фактического положения газопроводов с привязкой охранных зон получены и согласованы актом согласования трасс газопроводов лишь 15 февраля 2011 года. Документов выделения исполнительным комитетом Арского муниципального района земельного участка для эксплуатации газопровода высокого давления ... отсутствует. На картах, на местности зоны минимально допустимых расстояний при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства не были обозначены. Как следует из материалов дела, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства было осуществлено до согласования фактического положения газопроводов с привязкой охранных зон. Представленное отделом по Арскому району ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Татарстан письмо от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает то обстоятельство, что лишь 24 ноября 2011 года в государственный кадастр недвижимости внесены зоны с особыми условиями использования территории магистрального газопровода ... Условия и порядок выкупа у собственников объектов недвижимости и строений регулируются правилами, установленными ст. 32 ЖК РФ. Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. (ч. 1). Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. (ч. 2). Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (ч. 3) Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. (ч. 5). Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. (ч. 6). При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. (ч. 7). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. (ч. 8). Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. (ч. 9). Таким образом, выкуп строений возможен лишь в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В данном случае ни один из ответчиков ни исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан, ни ООО «Газпром трансгаз Казань» не желают изымать земельный участок для государственных или муниципальных нужд. Без принятия соответствующих решений об изъятии земельных участков, требования выкупа строений являются незаконными. Тем более, не соблюдена процедура изъятия, установленная статьей 32 ЖК РФ. Отсутствуют решение об изъятии жилого помещения принятое органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд; свидетельство о государственной регистрации решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; уведомление собственника жилого помещения в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а такжепроект договора об изъятии недвижимости и строения путем выкупа, с предоставлением сроков для добровольного заключения данного договора; не согласие собственника жилого помещения с решением об изъятии жилого помещения либо не согласие собственника о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа. Прокурором предложена выкупная цена объектов недвижимости и строений: по <адрес>, принадлежащего И.Н. Миннуллину на основания локального сметного расчета по цене ... рубля; по <адрес>, принадлежащего Р.Ф. АвхадиевуИ.Н. Миннуллину на основания локального сметного расчета по цене ... рубля; по <адрес>, принадлежащего А.Х. Исмагилову по рыночной стоимости ... рубля, дата оценки 11.04.2011; строений по <адрес>, принадлежащих Т.Р. Тоджутдинову по инвентаризационной стоимости по состоянию на 30.10.2008 года в размере ... рублей; по <адрес>, принадлежащего В.И. Карабаеву по инвентаризационной стоимости по состоянию на 18.08.2009 года в размере ... рублей; по <адрес>, принадлежащих Р.В. Искандарову по инвентаризационной стоимости по состоянию на 10.09.2001 года в размере ... рублей; по <адрес>, принадлежащих А.А.Сафину по инвентаризационной стоимости по состоянию на 21.08.2004 года в размере ... рублей; по <адрес>, принадлежащих И.Ш. Зиатдинову, З.Г. Зиатдиновой, Л.Ш. Хамидуллиной на праве долевой собственности по инвентаризационной стоимости по состоянию на 13.08.2008 года в размере ... рублей; по <адрес>, принадлежащих А.Н. Ибатуллину по инвентаризационной стоимости по состоянию на 24.10.2008 года в размере ... рублей, строения по <адрес>, принадлежащих Ф.М. Гасимову по инвентаризационной стоимости по состоянию на 25.09.2008 года в размере ... рублей. В настоящее время указанные цены не отражают реальную рыночную стоимость имущества, в отношении которых проводилась оценка и инвентаризация. Выкупная цена включает в себя только стоимость строений и не включает в себя стоимость земельных участков, на которых данные строения находятся. Также выкупная цена не включает все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение. При определении выкупной цены прокурором нарушены правила, установленные п. 7 ст. 32 ЖК РФ. Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости объектов недвижимости и строений. Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения путем заключения договора мены или иного договора определяющего переход права собственности на жилые помещения. Стоимость предоставляемого в порядке компенсации в натуральной форме жилого помещения должна соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения. Исходя из изложенного, учитывая также положения ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, следует признать, что в связи с требованиями истца о возложении обязанностей на ответчиков принятия мер, обеспечивающие безопасность эксплуатации магистрального газопровода ...» и жизни, здоровья неопределенного круга лиц, путем выкупа у собственников объектов недвижимости и строений, собственники имущества имеют право на равноценное возмещение, однако ее размер не может определяться действительной стоимостью имущества, а должен быть разумным и справедливым, исходя из конкретных обстоятельств. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора необоснованными, в удовлетворении иска следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора к исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принятия мер, обеспечивающих безопасность эксплуатации магистрального газопровода ... и жизни, здоровья неопределенного круга лиц, путем выкупа у собственников объектов недвижимости и строений, и возложении обязанности на исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить Миннулину И.Н., Авхадиеву Р.Ф., Исмагилову А.Х., Тоджутдинову Т.Р., Ибатуллину А.Н., Искандарову Р.В., Сафину А.А., Гасимову Ф.М., Карабаеву В.И. земельные участки пригодные для индивидуального жилищного строительства - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Арский районный суд Республики Татарстан. Решение вступило в законную силу на основании кассационного определения Верховного Суда Республики Татарстан 15 марта 2012 года. Судья: Р.С. Ибрагимов