решение суда о назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии



Дело №2-284(2012)                                                                        .       

Судья: Г.Д. Валеева                                                                                                                  

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2012 года                                                                     г. Арск

Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующей судьи Валеевой Г.Д., при секретаре Мифтаховой Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусагитова Н.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Мусагитов Н.Р. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии. В обоснование требований указал, что он является инвалидом .................. вследствие вреда здоровью, полученного при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, по достижении возраста 50 лет он обратился к ответчику с заявлением о назначении второй пенсии по возрасту, ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии. Считает отказ незаконным, так как по статусу и году участия он подпадает под категорию лиц, в отношении которых статьей 30 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено назначение пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан Мухаметшин Э.Р. иск не признал, мотивируя тем, что истец со ДД.ММ.ГГГГ года является получателем пенсии по инвалидности, назначенной ему в соответствии с Федеральным законом от 15.12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Указанным законом предусмотрена для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, возможность получения двух пенсий. Федеральным законом « О трудовых пенсиях» предусмотрено назначение второй пенсии инвалидам военной травмы мужчинам лишь по достижении возраста 55 лет. При назначении второй пенсии положения статьи 30 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не могут применяться.

Выслушав истца Мусагитова Н.Р., представителя Управления пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан Мухаметшина Э.Р., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно статье 30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Установлено, что Мусагитов Н.Р., будучи военнообязанным, .................. РВК был призван на специальные сборы и направлен для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу облучения ..,...

Военным комиссариатом Арского района РТ ДД.ММ.ГГГГ года ему выдано удостоверение о наличии прав на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ДД.ММ.ГГГГ года Мусагитову Н.Г. установлена .. группа инвалидности в связи, с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на срок до ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года инвалидность установлена бессрочно.

С ДД.ММ.ГГГГ года Мусагитову Н.Г. назначена государственная пенсия по инвалидности в связи, с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время он получает указанную пенсию.

ДД.ММ.ГГГГ года Мусагитов Н.Р. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении второй пенсии по старости как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ года ему отказано в назначении пенсии, указано, что в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях» назначение второй пенсии возможно лишь по достижении возраста 55 лет.

Суд считает отказ Управления пенсионного фонда законным и обоснованным.

Право на одновременное получение двух пенсий для инвалидов вследствие военной травмы предусмотрено пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, и п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором предусмотрено назначение досрочной пенсии мужчинам- инвалидам вследствие военной травмы по достижении возраста 55 лет.

Учитывая положения вышеприведенных норм права, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, суд приходит к выводу о том, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 12 июля 2006 года N 350-О, определение условий и порядка реализации конституционного права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, относится к компетенции законодателя. Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы, и льготные условия назначения им пенсий (в том числе снижение пенсионного возраста), законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Таким образом, действующим законодательством может устанавливаться различие в мерах социальной поддержки для определенных категорий граждан, в частности для лиц, ставших инвалидами и не имеющих инвалидности вследствие вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы,

Исходя из того, что вышеизложенными нормами закона предусмотрено назначение одновременно двух пенсий, лишь предусмотренных Федеральными Законами «О трудовых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", требования истца о назначении второй пенсии на основании статьи 30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются необоснованными.

По указанной норме предоставлено право на снижение пенсионного возраста на 10 лет участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не получающим пенсии по инвалидности, в целях компенсации вреда, нанесенного их здоровью.

Данные различия в пенсионных правах указанных категорий граждан объективно обусловлены различными последствиями, наступившими для их здоровья, и не свидетельствуют о какой-либо дискриминации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Мусагитова Н.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии - о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Арский районный суд Республики Татарстан.

Справка. Решение вступило в законную силу апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 21июня 2012 года.

Судья                                                                                     Валеева Г.Д.