Дело № 2-150(2011)
Судья Валеева Г.Д.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 марта 2011 года г. Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующей судьи Валеевой Г.Д., при секретаре Фазыловой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юнусовой З.А. и Юнусова Р.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ о расторжении договора дарения, прекращении права собственности и признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Юнусова З.А. и Юнусов Р.М. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ о расторжении договора дарения жилого дома и земельного участка, указав, что 23 января 2010 года Юнусова З.А. подарила принадлежащий ей жилой дом и земельный участок пасынку Юнусову Р.М., с которым впоследствии решили расторгнуть договор, однако регистрационная служба отказала им в регистрации расторжения договора. Просят прекратить за Юнусовым Р.М. право собственности на жилой дом и земельный участок, признать право собственности на указанные объекты за Юнусовой З.А.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ Вафин И.Ш. иск не признал, мотивируя тем, что расторжение договора возможно лишь до регистрации перехода права собственности, все обязательства, возникшие из заключенного договора исполнены, считает, что на данном этапе расторжение договора невозможно.
Выслушав истца Юнусова Р.М. представителя истицы Юнусовой З.А.- Залялиеву Р.Н., представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ Вафина И.Ш., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п 1 ст 450 Гражданского Кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ст 421 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.
Установлено, что по договору дарения земельного участка и жилого дома от 23 января 2010 года Юнусова З.А. безвозмездно передала Юнусову Р.М. земельный участок площадью ... и жилой дом общей площадью ...., <адрес>, <адрес>. Договор дарения и право Юнусова Р.М. на жилой дом и земельный участок зарегистрированы 18 февраля 2008 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Позже Юнусова З.А. и Юнусов Р.М. решили расторгнуть заключенный договор дарения, обратились в Арский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ о расторжении договора дарения.
Начальник Арского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ Вафин И.Ш. в письме от 08 февраля 2011 года, направленном истцам, указал, что расторжение договора дарения невозможно после регистрации права. Договор может быть отменен лишь в соответствии со ст 578 ГК РФ в судебном порядке.
Однако такой вывод не основан на законе.
В силу ст 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким же образом они свободны и при изменении и расторжении его, если иное не предусмотрено законом и договором.
Заключенный между Юнусовыми договор не содержит запрета на его расторжение по соглашению сторон. Не содержится такого запрета и в гражданском законодательстве.
Конституционный суд РФ в определении от 5 июля 2001 г. N 132-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией РФ права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Следовательно, наличие государственной регистрации договора купли-продажи недвижимости само по себе не может служить препятствием для расторжения договора и последующей его регистрации. Расторжение договора купли- продажи недвижимости по соглашению сторон может иметь место и после государственной регистрации перехода права собственности.
Таким образом, суд считает возможным считать расторгнутым договор дарения между Юнусовой З.А. и Юнусовым Р.М. по соглашению сторон, прекратить право собственности на жилой дом и земельный участок за Юнусовым Р.М. и признать право собственности за Юнусовой З.А..
Отказ Управления Росрегистрации по РТ по мотиву того, что договор дарения может быть отменен лишь в соответствии со ст 578 ГК РФ, несостоятельны. Статья 578 ГК РФ предусматривает отмену договора по требованию одной из сторон, а не по соглашению обеих сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Договор дарения от 23 января 2010 года земельного участка и жилого дома <адрес> между дарителем Юнусовой З.А. и одаряемым Юнусовым Р.М., считать расторгнутым.
Прекратить право собственности Юнусова Р.М. на земельный участок с кадастровым номером ... площадью .... и на жилой дом с кадастровым номером ..., общей площадью ... расположенные по адресу <адрес>; признать право собственности за Юнусовой З.А. на земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... и на жилой дом с кадастровым номером ... общей площадью ...., расположенные по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение десяти дней через суд.
Справка: Решение вступило в законную силу 05 апреля 2011 года.
Судья Валеева Г.Д.